Найти в Дзене

Вплавь через границу. Украина, прощай!

Март 2022-го. Связанные молодые граждане Украины, пытавшиеся покинуть страну через пограничный пункт, но задержанные для мобилизации в ВСУ

46-летний украинский трэвел-блогер Андрей Сапунов, известный также как Пан Сапунов, покинул Украину нелегальным образом — переплыл пограничную реку Днестр на молдавский берег, чтобы избежать принудительной мобилизации. Он сам рассказал об этом путешествии в своём блоге. Стоит заметить: Европа — увы, не абсолютная гарантия от мобилизации, постоянно идут разговоры о выдаче оттуда украинского «пушечного мяса» украинским властям на Восточный фронт. В остальном в рассуждениях Сапунова очень много разумного. Можно только немного поехидствовать на тему о том, что с «панством» у «пана Сапунова», видимо, что-то не заладилось — по крайней мере, для того, чтобы «запановать у своїй сторонці», как поётся в известном гимне, потребовалось вначале размотать кишки в окопе до последнего метра. Хорошо, что г-н Сапунов от такой высокой чести с благодарностью отказался и уклонился...
И ещё: помнится, персонаж известного романа Остап Бендер бежал через ту же границу и ту же реку... но насколько же всё отличалось. Остап Бендер, как и многие его реальные «единомышленники», спокойно мог продолжать жить и в СССР, просто «не хотел строить социализм» и тянулся за красивой жизнью в Рио-де-Жанейро, а Андрей Сапунов ясно понимал, что на Украине ему светит могилизация.
Кстати, что там с благословенной свободой передвижения, за отсутствие которой нещадно громили проклятый Совок?..
Ниже приводится самоинтервью Андрея Сапунова на эту тему.

«Как говорится, пришло время непростых решений. За последние полтора года я не раз обдумывал, стоит ли покинуть страну, и часто казалось, что это безумие, которое происходит на территории Украины, оно ещё немного продлится и всё-таки закончится.
Особенно часто так казалось в прошлом, 2022 году, но с наступлением 2023 года надежды на наступление мира начали таять. А лето нынешнего года окончательно убедило в том, что военные действия — увы, надолго, на годы.

А жить всю свою жизнь в условиях военного положения, обстрелов, комендантского часа и необычайной нервозности людей, которая превосходит все разумные пределы — это очень сильно действует на психику. В такой обстановке жить долго очень трудно, откровенно говоря.
Так и созрело решение уходить из Украины. И, видимо, на очень продолжительное время, на годы.
А теперь по сути. Как все знают, выехать всем лицам мужского пола до 60 лет через пункты пропуска сейчас невозможно — действует запрет на выезд. Поэтому принял решение проплыть через пограничную реку Днестр. Что и успешно осуществил.
Украина граничит со многими европейскими странами — Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией и Молдовой. И в любую из этих стран можно попробовать уйти.
Значительная часть границы Украины с Молдовой — это река Днестр. Вот туда я и направился. Предвижу, что такой необычный, прямо скажем, способ попасть за границу вызывет много вопросов, поэтому решил дальнейший рассказ написать в форме вопрос-ответ.

— Как это всё выглядело?
— Сначала нужно было подъехать к пограничной реке, затем забраться в глушь, а уже потом — «спа-процедуры», если можно так выразиться. Доехал на общественном транспорте как можно ближе к пограничью (конкретных мест писать не буду), потом взял такси в глушь. В такую глушь, куда даже автобусы не ходят. Потом нужно пройти пешком какое-то расстояние к берегу и вдоль берега.

— А что дальше?
— А дальше всё просто. Идёшь себе по тропинке, а потом раз — и плюх в воду. Прямо во всём, в чём был — в обуви, в одежде. Это не пляж вам с переодевалками.

— И что, так и поплыл — в одежде и без вещей?
— Да. Не взял с собой из дома вообще ничего. Ни сменной одежды, ни даже маленького рюкзачка, ни зарядки к телефону или зубной щётки. Ну примерно как вы выходите из дома выгулять собаку во дворе — без ничего.

— А не страшно так?
— Оставаться ещё страшнее, к сожалению.

— Легко ли плыть через реку?
— Нет, нелегко. И есть риск утонуть, это стоит иметь в виду тем, кто вдруг прочитает и захочет повторить. Потому и идут люди в основном через поля или леса, потому что водная гладь — вещь непредсказуемая.
Днестр — достаточно широкая река, условно судоходная, в советское время на ней были видны проходящие корабли, сейчас их уже нет. По ширине примерно метров 200. Но метры — это не всё. Стоит добавить, что в том месте, где я переходил границу, с обоих берегов было заметное препятствие в виде водорослей, не камышей и осоки, а именно водорослей. Их оказалось очень много, от самого дна до поверхности воды они преграждали путь, оплетая руки и ноги, туловище, и не давая возможности быстро продвигаться вперёд. Это не зона пляжа, которую обычно очищают от растений, тут совсем другое. Водоросли приходилось с трудом раздвигать руками.
А затем, когда выплываешь к середине реки, там уже чистая вода, но другая проблема — сильное течение, которое уносит тебя в сторону. А потом ближе к другому берегу — опять водоросли. А к этому добавьте, что плывёшь ты прямо в брюках, футболке и в обуви! Да ещё в одной руке зажат пакет с документами, деньгами и телефоном, и нужно его не утопить. И вода в сентябре уже не «парное молоко», прохладно.

— А что за пакет?
— Обычный полиэтиленовый пакет из супермаркета, это было единственное, что я взял с собой из багажа.

— Можно утонуть?
— Легко. Тем, кто плохо плавает или мало сил, у кого лишний вес, точно не стоит таким заниматься. Это не пляж, где есть спасатели. Тут, если какая-то проблема, то просто пойдёшь ко дну, и никто твоей смерти даже не заметит. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Нужно приложить много физических усилий, чувствуешь, как мышцы на руках, спине, ногах прямо-таки напрягаются. Это совсем не те ощущения релакса, что испытывают люди, заходящие в одних плавках в спокойную воду в бассейне или на пляже, и медленно куда-то плывущие. Тут всё надо делать побыстрее.

— А какая вода?
— На вкус вынужденно попробовал только один раз, хлебнул полный рот воды, но сразу выплюнул. По температуре — прохладно, но ещё терпимо. Ночи прохладные, но днём всё-таки в сентябре ещё тепло и солнечно.

— Плыл ночью или днем?
— Знаю, что для конспирации многие ходят через границы ночью, всякие там контрабандисты. Но я ориентировался на температуру воздуха. Днём теплее, особенно это заметно осенью, поэтому начал процесс в середине дня.

— Паспорт и телефон утопил в воде?
— Нет, остались сухими.

— Что сильнее всего поразило в процессе перехода через границу?
— Вначале плывёшь, смотришь вперёд, только на молдавский берег. Затем, доплыв до середины, сильно устал, и секунд на 30 перевернулся на спину, чтобы чуток отдохнуть. И стал смотреть назад, на украинскую землю. И именно там просто-таки поразило, что я нахожусь в аккурат посередине между войной и миром, между возможной смертью и жизнью, между бедой и счастьем, счастьем обычной мирной жизни людей на земле, которая не знает сейчас войны. И это просто-таки поразило. Такое обычно бывает в кино, а тут — в реальной жизни, в твоей жизни. Граница между мирами, разными реальностями.
И осознание того, ЧТО ты оставляешь позади, настолько придало сил, что открылось второе дыхание — и начал плыть к спасительному берегу ещё более энергично, чем вначале.

— Пользовался чьими-то услугами по переплыву, проводниками?
— Нет. Всё сам от начала и до конца. Сам изучил местность на картах, спутниковых снимках, продумал логистику, как доехать до места с украинской стороны, и как потом выбраться в цивилизацию с молдавской. Всё-таки многолетние занятия туризмом, путешествиями, они даром не проходят.
Очень скептически отношусь к дельцам, которые обещают перевести через границу за многие-многие тысячи долларов. Это просто барыги, которые греют руки на чужом горе, на людях, которые оказались в безвыходной ситуации. Они забирают у них деньги и не дают никаких гарантий, думаю, что часто кидают, но кто ж пойдёт жаловаться-то? Все будут хранить эту тайну в себе.
Также скептически отношусь к процедуре оформления липовых документов об инвалидности, «белых билетов» и так далее. Там тоже — и кидают, и нет гарантий, и фантастические деньги по меркам Украины — 7-10-15 тысяч долларов, у меня их нет и не было никогда. Да и поддерживать коррупцию — это неприятно, когда всю жизнь вроде бы сам её ругаешь.
Поэтому решил уходить простым, народным, так сказать, способом. Переплыть пограничную реку.

— А говорил кому-то о своих планах?
— В таких мероприятиях проблема в чём. Дело это нервное, рискованное. Поэтому я решил, что очень некорректно заставлять других людей нервничать за себя. А они будут нервничать. Поэтому все переживания оставил только себе самому. Не говорил о планах вообще никому (!), даже родителям. И только переплыв на другой берег, где ещё ловит украинская мобильная связь, дал знать о себе. Что задача выполнена. «Миссия выполнима».
Единственный минус такой секретности — если утонуть, то непонятно будет родственникам и друзьям, где искать тело. Будешь числиться в пропавших без вести. Ну, тут что сказать... Как бы банально это ни прозвучало — не нужно тонуть. Следует уметь хорошо плавать и быть уверенным в себе. Кто может быть за тебя уверен, если ты сам в себе не уверен? Тут уже думаешь: «да пошло оно всё, будь что будет, принял решение, так иди до конца!».
В конце концов, есть такая поговорка — «дорогу осилит идущий». Собрался в путь — иди, и не тяни с этим.

— А что же дальше было с молдавской стороны?
— Моего появления там никто не заметил. Хотя рядом было село, на берегу лишь паслись коровы. Они поприветствовали меня традиционным «му-му» и не сильно удивились.
Вылезаешь из воды — с брюк, футболки, волос стекает вода. Всё мокрое, вдобавок белая футболка стала жёлтой от ила, который оседает на водорослях. Сначала залез в кусты, отсиделся, потому что сильно устал. Потом встал и пошёл по полевой дороге к деревушке. Одежду отжал и она уже прямо на теле сушилась. Как уже писал, сменной одежды не было.

— А дальше как?
— Потом прошёл пешком деревню, и потопал от неё к трассе. За время пути обсох, слава Богу, в Молдове ещё солнечно. Потом поймал машину до главной автодороги — местный сельский житель подвёз меня молча, не задав ни одного вопроса. Затем уже на трассе занялся автостопом, чтобы добраться до ближайшего городка — молдавских денег на автобус у меня не было.
Остановился такой очень типичный для постсоветского пространства водитель — ворчливый молдавский пенсионер. Он меня принял за своего, жителя Молдовы, и всю дорогу ругал «наше» правительство, президента Санду, и что бедные только беднеют, а богатые богатеют. А особенно он возмущался тем, что много заплатил за техосмотр своих старых «Жигулей». Я молча ехал, не возражал, для вежливости поддакивал и думал про себя: какое счастье, когда у тебя проблема в жизни — это какие-то деньги, уплаченные за техосмотр! Совсем рядом, на том берегу Днестра, у людей совсем иные, гораздо более серьёзные проблемы. И как люди счастливы в Молдове, что живут своей обыденной жизнью, и ведь они об этом даже не задумываются. Но о своих мыслях я, конечно, дедушке не сказал, и он так и не узнал, что подвозил он отнюдь не жителя Кишинёва.

— И что же в конце?
— В первом по пути райцентре я вышел из машины, обменял деньги — гривны на леи, купил себе новую, чистую и сухую футболку, хлеба и выпил, наконец, с наслаждением сразу литр воды (так как до этого я всё время обходился вообще без питья и еды, их с собой не брал, чтобы не начать тонуть с лишним грузом). А затем пошёл по дороге в сторону выезда на столицу — на Кишинев.
Как я уже написал, в этот путь я не взял с собой ничего вообще — ни каких-либо вещей, ни еды, ни воды. Знаете, это в чём-то похоже на обряд крещения в сознательном возрасте у протестантов. Они говорят — креститься нужно взрослым, чтобы это было осознанное решение. Так и тут — заходишь в воду одним человеком в одном статусе, а выходишь из воды уже совсем другим.
В книге судьбы теперь перевернута новая страница. А что будет дальше — я не знаю. Никаких долгосрочных планов нет и где буду жить — не знаю пока сам. Но первый шаг к новой мирной жизни сделан...»

Источник:
https://vk.com/pan_sapunov?w=wall5720671_77930