Найти в Дзене

Как трое мужчин Скарлетт лепили: Секреты создания легендарной экранизации романа Маргарет Митчелл

@Нина СПУТНИЦКАЯ

Душный кабинет продюсера голливудской студии, трое мужчин, из еды – только сухофрукты и орехи для лучшей работы мозга. У них есть ровно пять суток, чтобы написать сценарий фильма. Но такого фильма, который не просто спасет от банкротства и вернет продюсеру, затеявшему авантюру Дэвиду Селзнику, былую славу. Этот фильм покорит весь мир, завоюет восемь статуэток «Оскара» и станет самым кассовым фильмом Голливуда вплоть до наших дней.

Искрометный спектакль ученика Петра Фоменко режиссера Гарольда Стрелкова «Унесенные Голливудом» весело и беззаботно рассказывает о создании шедевра мирового кинематографа фильма «Унесенные ветром». А точнее - раскрывает, как рождалась та дерзкая и несравненная Скарлетт О'Хара, которую безоговорочно принял зритель.

В основе постановки лежит переработанная пьеса "Лунный свет и магнолии" Рона Хатчинсона и мемуары сценариста Бена Хекта, имя которого несправедливо было предано забвению. Хект не только не получил "Оскара" за сценарий, его даже не упомянули в титрах фильма.

Бен Хект
Бен Хект

Спектакль являет зрителю рождение уникального кинематографического образа Скарлетт О'Хара за пять дней. 1939 год. Европа охвачена войной, Голливуд штампует шедевры. Продюсер Дэвид Селзник внезапно останавливает съемки экранизации книжного бестселлера Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», запирается у себя в офисе, куда вызывает выдающегося сценариста, известного как "сценарный доктор" Хекта.

Дэвид Селзник
Дэвид Селзник

Селзник вдруг решил, что замыслу необходим апргрейд: новый сценарий и новый режиссер. Все три персонажа пьесы пребывают в кризисе. Даже режиссер Виктор Флеминг, которого отозвали от работы над экранизацией сказки Фрэнка Баума о волшебной стане Оз.

Между тем, ни Хект, ни Флеминг не только не читали романа Маргарет Митчелл, но брезгуют прикасаться к нему. Не верят они и в возможность успеха истории из времен гражданской войны Севера и Юга, в центре которой рабовладельцы. Однако чудеса случаются. И совершит это чудо женщина. Не реальная, а эфемерная - та, которую три истерзанных голливудской воронкой мужчин создадут на глазах аудитории. Юная Скарлетт -это то, что осветило время, было ответом на события культурной и политической жизни США, и потому бульварный роман стараниями трех маэстро превратился в историю свободы.

Жестокая необходимость своими руками копаться в красной земле Тары сорвала с нее внешние признаки благородства, и она знала, что не почувствует себя леди до тех пор, пока стол ее не будет ломиться от серебра и хрусталя, пока на нем не будет дымиться обильная еда, пока у нее в конюшнях не будет собственных лошадей и колясок, пока черные — а не белые — руки не станут убирать хлопок в Таре.

Именно героиня фильма вдохновляет авторов российской постановки. И именно три мужчины: продюсер, сценарист и режиссер - лепят женский легендарный образ. Если у Роя Хатчинсона пьеса стала, прежде всего, трибьютом Бену Хекту, то Стрелков ставит в центр мужское творческое братство. Балаган, страсть, ужас - позволили заискриться истории любви времен Гражданской войны в США.

-4

Единственную представительницу прекрасной половины человечества, - карикатурную секретаршу Селзника мисс Поппенгул, которая допускается в святая святых, играет планшетная кукла. И это еще больше герметизирует пространство творческой лаборатории, превращая постановку в увлекательный ворк-шоп.

-5

Самоирония персонажей прощает им и уколы в адрес испонительницы Доротти в "Волшебнике станы Оз", и подчеркнутую, (в соответствии с современной повесткой), заботу о служанке Присси, потому что именно в таком герметичном пространстве выплавляется воздушный образ горячей штучки Скарлетт.

-6

Выходец из добропорядочной семьи янки и евреи- потомки недавних эмигрантов, еще не утратившие контактов с другими выходцами из Российской империи, с трудом проложившие себе путь на кинематографический Олимп не могут симпатизировать роковой южанке - циничной рабовладелице. И тогда авторы находят ход - делают героиню Митчелл хрупкой, порхающей в душной обстановке голливудского офиса, бумажной куклой. Сначала она пленила своих создателей. В лаконичных декорациях прорисовывается кроваво-красное небо, и земля, и сердце неистовой О’Хара - все это оживает и становится камертоном действа.

Виктор Флеминг
Виктор Флеминг

Ненавязчиво и остроумно приоткрывается в спектакле новая Америка, Новая этика и незабвенная Скарлетт. Не рабовладелица, не бизнесс вумен, но героиня способная вознестись над грязью, над бытом, над жанром. Такую женщину могла придумать писательница. Но слепили ее восхищенные мужчины.

По признанию режиссера пьеса стала для него настоящим вызов, постановку готовили год и 14 ноября она была представлена зрителю.

-8