Сибирь богата разнородным этническим и конфессиональным составом населения. Помимо коренных народов здесь можно встретить представителей и других этносов, нахождение которых за Уралом кажется совершенно неестественным. Одной из таких этнических групп являлась группа польских сибиряков. Этнографическая группа поляков существовала за Уралом в период с XVII по XX вв., но как поляки оказались в неприветливой Сибири? Давайте разбираться.
В формировании польской диаспоры в Сибири можно выделить следующие этапы:
- XVII век, ознаменованный русско-польскими войнами;
- XVIII век, связанный с деятельностью членов Барской конфедерации;
- XIX век, здесь влияние оказало вступление большого числа поляков в армию Наполеона Бонапарта и освободительные восстания 1830-х и 1863 годов;
- XX век, ознаменован репрессивной политикой большевиков в отношении поляков и практически уничтожением полонии в Сибири.
Эти этапы характеризуются насильственным переселением поляков за Урал. Ссылке подвергались военнопленные, конфедераты, участники освободительных восстаний. В данной статье мы подробнее остановимся на истории и культуре польских сибиряков в период XIX – начало XX веков, по большей части из-за того, что эти два века оставили больше информации по данному вопросу.
Известно, что в 1883 г. Ссыльным повстанцам было разрешено вернуться в Польшу, но многие из них остались в Сибири. По данным В. Серошевского, из, более чем, 18 тыс. Человек, сосланных в 1863, 50% остались в Сибири. Так возникают поселения, основанные повстанцами, которые занимались ремеслом, земледелием и мелкой торговлей.[1] Пиком переселения поляков в Сибирь по праву можно считать XIX век. Переселение, чаще всего, носило принудительный характер. Ссылкам, в основном, подвергались представители шляхты, так как они были движущимся звеном освободительного движения и открыто агитировали против царской власти. Но имел место и добровольный переезд поляков с целью освоения и изучения региона. В 1890-х годах сюда стали отправляться большие массы переселенцев, в основном крестьян, рабочих, чиновников, инженеров, врачей. [2] Поляки в России были представлены не только ссыльными и каторжанами, противниками царизма, но и добровольными переселенцами. Основными причинами переселения были слишком высокие цены на землю на родине и невозможность найти работу, эти проблемы побуждали малоземельных и безземельных польских крестьян переезжать в Сибирь. Основным районом расселения поляков в Сибири является западная часть края. Решающую роль при выборе места играло нахождение поблизости католической церкви. Известны случаи, когда поляки-переселенцы покидали более богатые края Сибири и подавались в бедную тайгу, потому что там был костёл[3].
Что касается культуры польских сибиряков, то, к сожалению, эта тема мало изучена. Связанно это с тем, что они довольно быстро ассимилировались местным населением. Но имеющихся источников достаточно для того, чтобы составить общую картину существования культуры польских переселенцев в условиях Сибири. Сохранение своей идентичности имело большое значение. Именно этот аспект оказал влияние на утверждение польской культуры. Особенно этот момент затрагивал представителей польской шляхты, которые дорожили своим происхождением. Знатность рода определяла социальное положение даже за пределами Польши.
Несомненно, что местом концентрации и главным хранителем польской культуры в условиях Сибири выступали католические церкви. Архитектура костёла значительно отличалась от облика православных храмов, примером тому может служить Церковь Успения Девы Марии в Иркутске, прозванная в народе Польским Костёлом, облик которого соответствует канону сооружения католического храма: высокая башня, конусообразная крыша, изобилие декоративных арок.
Католический приход во многом способствовал сохранению музыкальной традиции. В храмах стояли орган или фисгармония, которые звучали не только во время богослужений, но и при проведении различных празднеств и концертов. В костёлах города Томска создавались небольшие хоры, которые так же принимали участие не только в богослужении, но и в городских мероприятиях. [4] После революции 1905 года в том же Томске появилось польское общество. Членами общества, в основном, являлись поляки и литовцы. Участники проводили вечера, на которых выступали с песнями, танцами, чтением стихов. Часто ставились отрывки из польских пьес. [5]
Образование польскими переселенцами обществ было распространённым явлением. Несомненно, это играло большую роль в сохранении культуры народа. В среде переселенцев из числа польской интеллигенции никогда не угасал интерес к литературе на родном языке, но достать её в Сибири было практически невозможно. Поэтому жаждущим знаний приходилось идти на различные ухищрения. Особенно известны любовью к книгам ссыльные осуждённые по нашумевшему делу филоматов. Филоматы - тайное патриотическое общество, состоявшее в основном из студентов Виленского университета, существовавшее с 1817 по 1820 ( с 1820 по 1823 - общество филаретов).
После судебного процесса многие члены общества были сосланы в Сибирь, но даже в ссылке они сохраняли контакты и вели переписки друг с другом. Частой темой писем были просьбы прислать книги, или рассказать о своём впечатлении после прочтения. Для образованных поляков, заключенных в глухой провинции и находящихся в изоляции, книги были единственным источником родного языка. Огромную роль в высылке книг своим товарищам, и другим ссыльным в более поздний период, сыграл Онуфрий Петрашкевич (так же являлся членом общества филоматов), который долгое время проработал в Тобольской библиотеке.[6] Книги переходили из рук в руки, относились к ним с большим трепетом. Одних увлекала проза, которая помогала скоротать длинные сибирские вечера. Другие занимались научной деятельностью и им была необходима специальная литература. Трудно было достать книги любого содержания, поэтому литература так ценилась.
Большинство польских переселенцев довольно быстро подвергались обрусению. Нередко уже во втором поколении дети не могли изъясняться на польском, но так происходило, в основном, в среде малообразованного крестьянства. Представители же интеллигенции стремились передать последующим поколениям знания родного языка и традиций. В конце XIX – начале XX века в городах Сибири открываются начальные училища, которые существовали на средства местных польских общин. Ученики, помимо изучения основных дисциплин, учили ещё и польский язык. Таким образом, дети из польских семей имели возможность обучаться на родном языке, тем самым сохраняя свою национальную идентичность.
Важное значение в процессе сохранения польской культуры за пределами Польши играли имена, которые давали своим детям польские сибиряки. Во второй четверти XIX века самыми распространёнными именами были интернациональные христианские имена - Мария, Анна, Екатерина. Но позже в список женских имён попали нехарактерные для русского православного населения: Магдалена, Марта, Юзефа, Ядвига, Анелия. К наиболее распространённым мужским именам относились: Иван, Николай, Александр, Иосиф, Андрей. Они также являются общехристианскими. Среди окрещённых младенцев-католиков встречались нераспространённые среди русских и непривычные им имена: Владислав, Станислав, Витольд, Казимир, Викентий, Альфонс. Поляки, также, сохранили традицию давать при крещении не одно, а два имени. Например, Виктор-Лаврентий или Юзефа-Ядвига [7]. Подобная практика поляков-переселенцев свидетельствует о желании сделать детей носителями своей исконной культуры.
К сожалению, на сегодняшний день этническая группа польских сибиряков прекратила своё существование, но оно не прошло бесследно для Сибири. До сих пор в России остались потомки польских переселенцев и ссыльных, которые хранят память о своём происхождении. Дошедшие до наших дней памятники архитектуры в виде костёлов выбиваются из ряда привычных сооружений и напоминают тем самым о некогда существовавшей польской диаспоре. Нельзя оставить без внимания тот факт, что поляки были одними из первых, кто начал образовывать сибиряков. Они занимались репетиторством и просветительской деятельностью. А образованные переселенцы внесли большой вклад в изучение Сибири и Дальнего Востока.
Стараясь сохранить свою культуру, поляки знакомили местное население с традициями далёкой Европы и, по сути, принесли новые ценности. Они работали в школах, местных театрах, занимались репетиторством.
Вопрос о культуре польских сибиряков ещё мало изучен. Я более чем уверена, что не все судьбы, переписки, архивные документы открыты на сегодняшний день и это вселяет надежду на появление новых интересных открытий о поляках-сибиряках и даёт почву для дальнейшего изучения темы.
[1] Островский Л.К. Поляки в Западной Сибири (1890-е – 1930-е годы). – Новосибирск.: НГАСУ (Сибстрин), 2011.
[2] Островский Л.К. Поляки в Западной Сибири (1890-е – 1930-е годы). С.287.
[3] Там же. С. 291.
[4] Польская интеллигенция в Сибири XIX – XX вв.: сб. ст. – Красноярск. 2007. С.174.
[5] Польская интеллигенция в Сибири XIX – XXвв. С.178.
[6] Там же. С. 131.
[7] Польская интеллигенция в Сибири XIX – XX вв. С.127.