Начало здесь :
В 1834 году Брюллов написал портрет жены графа Орлова-Давыдова графини Ольги Ивановны с дочерью Наталией на руках.
Сегодня картина находится в Третьяковской галерее.
А в 1835 году Карл Павлович подготовил девять рисунков к изданному Владимиром Давыдовым "Атласу путевых заметок". Их можно увидеть в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Очень украшали усадьбу и изразцовые печи, отличавшиеся разнообразием рисунка.
Летом 1869 года по приглашению графа Орлова-Давыдова, с которым был хорошо знаком, усадьбу посетил Федор Иванович Тютчев. Он посвятил жене хозяина поэтическое четверостишие:
“Здесь, где дары судьбы освящены душой,
Оправданы благотвореньем,
Невольно человек мирится здесь с судьбой,
Душа сознательно дружится с Провиденьем”.
Ольга Ивановна была дочерью одного из самых влиятельных и богатых людей России того времени - князя Ивана Ивановича Барятинского, тайного советника, камергера, церемониймейстера двора Павла I. В 1832 году Ольга Ивановна становится супругой Владимира Петровича Давыдова. В этом союзе на свет появилось восемь детей, двое из которых умерли в детском возрасте.
Тютчев, пораженный царившей в Отраде атмосферой, посвятил стихотворение той, чья личность ее и определяла - женщине неординарной, выделявшейся в светских кругах. Иван Сергеевич Аксаков характеризовал владелицу Отрады как "любопытное явление и замечательный характер".
В Отраде Ольга Ивановна много делала для того, чтобы облегчить положение крепостных крестьян, обустроила больницу и школу. Естественность ее обхождения с крестьянами поразила Аксакова: "…от нее идет весь этот нравственный строй". На Тютчева, отметим, этот "нравственный строй" тоже произвел впечатление.
В середине XIX века при Орловых-Давыдовых здание дворца дополнили два угловых крыльца и оригинальные ротонды с лестницами и сквозными колоннадами на уровне второго этажа, украсившие парковый фасад. При Владимире Орлове-Давыдове над карнизом дворца появился аттик, украшенный фамильным гербом.
Его можно увидеть на фронтоне усадьбы и сегодня.
В 1850-е гг. Владимир Петрович пригласил в Отраду художника и архитектора Гаральда Боссе.
Это по его проекту выполнена дворцовая ограда с въездными воротами.
Одну из комнат дворца украшал резной деревянной стол, выполненный также по эскизу Боссе (сегодня он представлен среди экспонатов Серпуховского музея). В 1851 году от кузницы в псевдоготическом стиле к дому была высажена подъездная липовая аллея, так что липам, которые можно увидеть у дворца сегодня, более 170 лет.
В 1868 году по приглашению графа Орлова-Давыдова гостем Отрады был третий имам Дагестана и Чечни Шамиль, сдавшийся русским войскам в 1859 году. Высокий гость провел два дня в усадьбе и был впечатлён ее архитектурой и природой.
Последними, перед событиями 1917 года владельцами Отрады были сын и внук Владимира Петровича - Анатолий Владимирович (с 1882-го по 1905 гг.) и Владимир Анатольевич (с 1905 по 1917 гг.). Граф Анатолий Владимирович Орлов-Давыдов -генерал-лейтенант и обер-шталмейстер. Отличился в Кавказской войне, за что был отмечен золотым оружием с дарственной надписью "За храбрость".
Период его хозяйствования знаменателен тем, что в 1896 году между главным домом и церковью на склоне холма был установлен бронзовый бюст Екатерины II с надписью: "Екатерине Великой – благодетельнице рода Орловых". До наших дней он не сохранился.
Граф Владимир Анатольевич - статский советник, землевладелец Никольской волости. Никаких перестроек при нем в Отраде не производилось, усадьба сохранялась как родовое гнездо, поддерживалась память о ее основателе.
Отдельного описания заслуживает пейзажный парк усадьбы, ландшафтными работами по обустройству которого руководил при Владимире Григорьевиче Орлове садовник-англичанин Питерман. Великолепный парк в английском стиле с тремя копаными прудами занимал огромную территорию в 65,4 гектара.
В парке имелись разнообразные "руины", "затеи", статуи, беседки-ротонды и парковые павильоны, дополняющие его природную красоту. Ничего из этой красоты, увы, не сохранилось.
На старинном рисунке Отрады, выполненном неизвестным художником и датированном серединой XIX века, привлекает внимание сооружение в готическом стиле, похожее на арочный мост, на концах которого стоят высокие зубчатые башенки.
Был в усадьбе и свой зверинец: в нем содержали оленей, лосей и косуль. Основная парковая часть находится там, где Лопасня, ограничивающая парк с двух сторон, делает крутой поворот. В образовавшемся таким способом треугольнике пленные турки выкопали пруды. Позднее при помощи природных ключей на них обустроили каскады.
Посредине самого большого и самого красивого пруда - Лебединого, окружённого деревьями-исполинами, был устроен островок с гротом, "руинами" и парковыми беседками. Пруд служил не только для лодочных прогулок, но также и для разведения и ловли форели и стерляди.
У главного дома со стороны реки в 1795 году был оборудован уникальный фонтан, струи которого поднимались на высоту особняка. В дом поступала ключевая вода, поскольку окрестности Семёновского изобиловали ключами.
Перед дворцом стояли также солнечные часы - огромный циферблат и высокая колонна в его центре, отбрасывающая тень; маленькие же столбики служили указателями, показывая время.
В начале ХIХ века в сосновом бору Отрады появилась первая семейная усыпальница в форме ротонды. Здесь нашли свой последний приют братья Орловы – Григорий, Иван и Федор.
После смерти Алексея Григорьевича его дочь Анна Алексеевна Орлова-Чесменская инициировала в 1820 году перенос дорогого сердцу праха из села Остров в имение младшего брата Владимира - Отраду. Однако в 1832 году прах братьев перевезли в новгородский Юрьев монастырь (к этому времени в 1831 году скончался и граф Владимир Григорьевич).
В 1835 году внук Владимира Григорьевича установил в Отраде памятник деду, заказанный у итальянского скульптора Пьетро Тенерани. Основатель усадьбы предстаёт на нем в римском стиле. Во время реставрации 1980-х был найден лишь пьедестал, но в архиве Орловых хранится карандашный рисунок этого памятника.
В 1832-1835 г. на средства дочери Владимира Григорьевича Екатерины Новосильцевой (Орловой) в Отраде была возведена новая фамильная усыпальница-мавзолей по проекту Доменико Жилярди в стиле ампир.
Похожий мавзолей для владельцев подмосковного Суханово Волконских архитектор спроектировал в 1813-м.
Это не просто родовой склеп Орловых и Орловых-Давыдовых, хотя здесь нашли свой последний приют 25 обитателей усадьбы, а ещё и приходской храм - кирпичная однопрестольная церковь в форме ротонды, освященная во имя Успения Божией Матери.
В 1896 году правнук Орловых граф Анатолий Орлов-Давыдов вернул прах предков из Новгорода в родовое имение. Но всего через 30 лет произошла страшная трагедия.
В 1924-м году приехавшей "спецкомандой" и местными активистами мавзолей Орловых в Успенском храме-усыпальнице был разорен: медные гробницы вскрыты и отправлены в переплавку, а останки владельцев Отрады и их потомков сожжены на костре.
В книге "Отрада графов Орловых" А. Нефедов публикует свидетельства очевидцев: "В огонь летели кости, куски одежды, орденские ленты. Сами ордена, украшенные драгоценными камнями, серебряные пуговицы, заржавевшие шпаги с золотыми эфесами, золотые нательные кресты разобрали начальник команды и его приближенные…".
Сразу после Октябрьской революции 1917 года началось разграбление усадьбы. Так, в феврале 1918 года для нужд "культурно-просветительной комиссии исполкома" изъяли часть предметов интерьера.
Правда, в октябре того же года Отрада была взята под государственный контроль: новые власти составили опись хранящихся в усадьбе художественных ценностей, а завхозом назначили А.Д. Степанову, работавшую у последних владельцев экономкой. До 1926 года она преданно охраняла имущество бывшего имения.
В 1918 году на втором этаже дворца Орловых в трех залах заработал Музей усадебного быта.
Правда, уже через семь лет он закрылся из-за недостатка средств на его содержание. Ценности, по воспоминаниям старожилов, увозили в опломбированных ящиках на двадцати телегах. Большинство из них были переданы на хранение в Государственный Исторический музей. Потребовалось почти 30 лет, чтобы разобрать архив и коллекции.
В 1925 году усадьбу приспособили под детский дом имени Карла Маркса, а позднее в ее здании разместился сельско-хозяйственный техникум для крестьянской молодежи. После закрытия техникума в 1938-м на территории бывшего владения Орловых располагались самые разные организации, пока перед Великой Отечественной войной она не оказалась в ведомстве 1-й московской школы НКВД.
С тех самых пор в ней стали размещаться подведомственные КГБ и ее преемницы – ФСБ России - структуры. Сегодня в Отраде действует ведомственный санаторий "Семёновское" ФСБ России.
ЭВ 1930 году в Отраде была оборудована Дальняя дача Сталина. В бывшем орловском владении ОГПУ построило подобный Кунцевской даче вождя одноэтажный дом с двумя застеклёнными террасами на шесть комнат.
Иосифу Виссарионовичу нравилось отдыхать на природе, особенно радовали его парк, лес и выкопанные ещё при Орлове пруды и родник-пятиключник, каждая из струй которого поднималась на определенную высоту.
В годы Великой Отечественной войны в бывшем дворце Орловых разместили военно-полевой госпиталь. Усадьба чудом уцелела: немецкая авиация бомбила расположенные неподалеку станции Барыбино и Михнево, на которые прибывали эшелоны с подкреплением наших войск, велся миномётный обстрел и на территории самой усадьбы, ее даже заминировали войска Юго-западного фронта во главе с генералом Г.Ф. Захаровым, чтобы не сдавать оккупантам.
В 1970-е гг. санаторий КГБ на месте оранжерей и сада выстроил жилые корпуса и гаражи, контрастирующие с архитектурой усадебных построек.
В 1980-е в Отраде проводили реставрацию дворца, но в 1990-е процесс застопорился.Зато начался процесс разграбления построек. За 20 лет был утрачен некогда роскошный исторический интерьер - наборный паркет, панели, дубовые двери, оконные рамы, изразцовые печи, камины, плафоны, расписанные Брюлловым...
В конце 1990-х было принято решение о передаче усадьбы в ведение Москвы, но Москва не торопилась регистрировать своё право собственности. В итоге усадьба оказалась бесхозной, и начался упадок, ветшание, разграбление..
В 2006 году Москва опомнилась, подала на регистрацию прав, но получила отказ. В 2008-м году, после двух лет судебных тяжб был вынесен окончательный отказ в регистрации, передача усадьбы столице не состоялась.
Озаботившись бедственным состоянием ансамбля, ВООПИК в 2016 году обратился в Росимущество с призывом вернуть усадьбу на федеральный уровень. В августе этого года Росимущество сообщило, что, наконец, проведена регистрация права собственности на постройки усадьбы.
Посмотрим, как это отразится на состоянии разоренного "дворянского гнезда".
Сегодня бывший дворец графа Орлова стоит без кровли, а в перекрытиях местами уже есть провалы. Стоят полуразрушенными и другие усадебные постройки: оранжереи, павильоны, флигели.
Отреставрированы и действуют лишь два усадебных сооружения - Никольская церковь и мавзолей Орловых.
В 1984 году в родовой усыпальнице была произведена реставрация, бывшую Успенскую церковь вновь увенчали позолоченным крестом, а пропавшего "Черного ангела" вернули на купол усыпальницы-ротонды жители села Семеновское. Сегодня здесь работает небольшой музей.
В 1990-е гг. во время реставрации с парковых ворот "упорхнули" орлы и исчезли львы с пилонов - символы усадьбы. В 2018 году появились новые ворота с новыми львами на них, уже не похожими на прежних, хотя возникает вопрос, что им сторожить, когда дворец стоит без крыши и остаётся открытым…
Оригинал статьи автора читайте на сайте издательства "Подмосковье":
Спасибо, что читаете , я пишу для вас.