Найти в Дзене
Мастер Творцов

Джованни Беллини – «Портрет Дожа Леонардо Лородана» (1501-1502 годы)

Портрет итальянского живописца Джованни Беллини (годы жизни 1430-1516), скорее всего, был полностью закончен в первый год правления дожа Леонардо Лородана (годы жизни 1436-1521). На нём изображается бюст дожа в полном парадном облачении, повёрнутого к нам на три четверти, сидящего за постаментом на открытом синем заднем фоне. Картина наиболее значима из-за её важности для венецианской портретной живописи и художественного искусства итальянского Возрождения в целом. XV столетие в Италии стало свидетелем больших изменений в формальных подходах к искусству. Растущая способность художников создавать по-настоящему реалистичные портреты заказчиков привела к резкому росту спроса на них и в первой половине XVI века. В 1550 году Джорджо Вазари (годы жизни 1511-1574) заявил следующее: «Беллини ввёл в Венецию моду, согласно которой портрет абсолютно каждого человека определённого ранга должен быть написан либо им самим, либо же каким-нибудь другим, но обязательно талантливым, мастером». Хотя Фло
Джованни Беллини – «Портрет Дожа Леонардо Лородана»
Джованни Беллини – «Портрет Дожа Леонардо Лородана»

Портрет итальянского живописца Джованни Беллини (годы жизни 1430-1516), скорее всего, был полностью закончен в первый год правления дожа Леонардо Лородана (годы жизни 1436-1521). На нём изображается бюст дожа в полном парадном облачении, повёрнутого к нам на три четверти, сидящего за постаментом на открытом синем заднем фоне. Картина наиболее значима из-за её важности для венецианской портретной живописи и художественного искусства итальянского Возрождения в целом.

XV столетие в Италии стало свидетелем больших изменений в формальных подходах к искусству. Растущая способность художников создавать по-настоящему реалистичные портреты заказчиков привела к резкому росту спроса на них и в первой половине XVI века. В 1550 году Джорджо Вазари (годы жизни 1511-1574) заявил следующее:

«Беллини ввёл в Венецию моду, согласно которой портрет абсолютно каждого человека определённого ранга должен быть написан либо им самим, либо же каким-нибудь другим, но обязательно талантливым, мастером».

Хотя Флоренцию зачастую и считают предвестницей эпохи Возрождения, торговые связи Венеции означали, что все мастерские великих художников, такие как мастерская семейства Беллини, были открыты для продвижения и в ряде других стран, в первую очередь в Нидерландах. Также их продвигали через Сицилию – ещё один крайне оживлённый торговый порт страны.

Данный конкретный портрет свидетельствует именно о голландском влиянии на него. Во-первых, что наиболее примечательно, натурщик изображается в позе в три четверти, в отличие от более привычного глазу итальянского профиля тех времён. Хотя это не первое использование данной техники в Италии, всё же это ярчайший пример того, насколько более интимной и сильной становится невидимая связь зрителя с натурщиком в этом формате.

Во-вторых, натурщика заводят за пьедестал, помещая его в пространство, с иллюзией, что он находится прямо здесь, по другую сторону от глаз зрителя. И, наконец, она была написана маслом, а не темперой. Мастерство Беллини в этом средстве – новом для Венеции и всея Италии на рубеже двух столетий, позволило ему рисовать с той тонкостью, которая делает здесь кожу дожа такой мягкой и реалистичной.

Картина также отображает на себе разреженность и ощущение света, более тесно связанное именно с голландскими мастерами той поры. Но здесь Беллини адаптирует её, и на это имеются определённые причины. Будучи яростной и очень гордой республикой, Венеция полностью осознавала опасность прославления власти одного конкретного избранного человека, и дож постоянно привлекался к ответственности перед своими коллегами по цеху.

Дож Леонардо Лородан вёл кампанию (и победил с ней на выборах) на основании всех этих демократических идеалов, фактически поставив перед Беллини задачу, изобразить на картине правителя Венеции, не превознося его лично. Впоследствии про портрет даже говорили, что он обладает рассеянным голубым светом неба Венеции.

Безмятежность и отведённый в сторону взгляд дожа прекрасно олицетворяет собой «Самую Светлую Венецианскую Республику» (как её часто называли тогда), в то время как церемониальные одежды Лородана описывают любовь государства к зрелищности и прочно привязывают натурщика к своему рабочему кабинету. Это изображение правящего дожа как олицетворение его горделивого города.

  • Художник – Джованни Беллини
  • Название – «Портрет Дожа Леонардо Лородана»
  • Год создания – 1501-1502
  • Размеры – 61,6 х 45,1 сантиметров
  • Материал – Масло на доске из тополя
  • Место нахождения – Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)