Транспорт давно ушедшей эпохи возвращается, но с точки зрения комфорта новое поколение дирижаблей будет напоминать скорее суперъяхту, чем частный джет
Дирижабли, которые связывали с провидческим гением Леонардо да Винчи и Жюля Верна, переживают ренессанс. В скорости с реактивными самолётами им тягаться не приходится, зато у них низкие эксплуатационные расходы, менее строгие требования к конструкции и сниженный выброс углерода. Эти преимущества особенно кстати в сфере коммерческих региональных полётов, которые давно хотят ограничить под влиянием экоактивистов. Готовясь к новым правилам, испанский авиаперевозчик Air Nostrum заказал 10 дирижаблей Airlander британской компании Hybrid Air Vehicles (HAV). Airlander 10, который, как ожидается, будет сертифицирован и запущен в эксплуатацию в 2026 году, может перевозить около 130 человек и совершать полёты со скоростью от 50 до 70 узлов, используя негорючий гелий и четыре поршневых двигателя на керосине — эта система сжигает на 90% меньше топлива, чем самолёт аналогичного размера. Поскольку аэростат способен оставаться в воздухе пять дней подряд, предусмотрена люксовая конфигурация аппарата с несколькими суитами.
Сооснователь Google Сергей Брин тоже в деле. Штаб-квартиры его исследовательского отдела LTA (Lighter Than Air) располагаются в Маунтин- Вью, Калифорния, и в ангаре Goodyear Airdock в Акроне, штат Огайо, где
с учётом новых технологий разрабатывают дирижабли Pathfinder с нулевым уровнем выбросов. «Человек готов пойти на риск и обладает необходимым для этого капиталом», — говорит о Pathfinder Брэндон Бюрге, доцент кафедры аэрокосмической техники Университета Уичито и ветеран трёх программ дирижаблей. Если Pathfinder добьётся успеха, Бюрге прогнозирует значительные инвестиции в этот сектор, который окажется полезным и для грузовых, и для региональных пассажирских перевозок.
Собственный опыт полёта на Sky- ship 600 британской Airship Industries Бюрге сравнивает с пребыванием на яхте. «Носовая часть корабля поднималась и опускалась гораздо медленнее и спокойнее, чем у обычного самолёта, — говорит он. — И если вы идёте на холостом ходу, что недоступно самолёту, ощущение очень отличается от полёта в алюминиевой трубе».
Израильская компания Atlas LTA Advanced Technology рекламирует свой дальнемагистральный Atlant 30 на 10 кают, который вмещает 20 пассажиров и также должен приступить к полётам в 2026 году. «Он сможет приземляться на любую поверхность, включая воду, — говорит генеральный директор Atlas Геннадий Верба. — Это настоящая небесная яхта».
На ассоциациях с морем (по крайней мере в названии) играет и OceanSky Cruises. Шведская компания недавно объявила о партнёрстве с экспериментальной туристической и яхтенной фирмой Pelorus и планирует 36-часовой маршрут от Шпицбергена, Норвегия, к Северному полюсу на высоте 300 метров. В путешествии обещают эксклюзивные каюты, изысканную кухню и эпические виды в стеклянном полу и окнах. Соучредитель компании Карл-Оскар Лавачек говорит, что первые клиенты заплатят за экскурсию $200 000, что сопоставимо с ценой космических полётов на Virgin Galactic и Blue Origin в прошлом году. И он считает, что путешествия на дирижаблях будут очень дорогими, прежде чем они станут более доступными: «Премиальный уровень прокладывает путь».