Город, о котором мы расскажем сегодня, можно с уверенностью назвать заложником своего названия. Провинциальный поволжский Симбирск переименовали в Ульяновск в 1924 году, после смерти его самого известного уроженца – вождя Октябрьской революции Владимира Ульянова-Ленина. С тех пор город стал не только туристической “Меккой” советского человека, но и крупным промышленным городом, родиной автозавода УАЗ, а позднее – крупнейшего авиационного предприятия “Авиастар”.
Ульяновск сегодня – колыбель истории жизни и творчества Ивана Гончарова. Здесь находилось его родовое имение. Примечательно, что имя писателя чаще всего ассоциируют с Петербургом. Происходит это, вероятно, потому, что сам Гончаров, как и главный герой его романа Илья Ильич Обломов, жил там. Однако именно здесь, в Ульяновске, на исторической малой родине писателя находится его единственный в России дом-музей.
Автор материала— Никита Рытенков.
Дом, в котором… жили Гончаровы
В начале осмотра экспозиции посетителя встречает макет родового имения Гончаровых. Оно находилось в центре Симбирска, на Большой Саратовской улице. Можно заметить, что, несмотря на явно городское расположение, внутри имения велось полноценное домашнее хозяйство. Гончаровы держали коров, свиней, имели собственную конюшню и активно занимались садоводством.
Осмотр исторической части дома начинается с кабинета отца писателя. Александр Гончаров был владельцем свечного завода. Он оформил свой кабинет по-деловому: выдержанно и строго – без излишеств. В центре – письменный стол с сохранившимися остатками рабочей переписки, по краям кабинета книжные шкафы со сборниками законов и фрагментами деловой переписки. Там же экспонируется подлинник начатого в 1728 году семейного “летописца” Гончаровых. По сути, это переходивший из поколения в поколение семейный дневник или светский вариант метрической книги. В “летописце” отражались только ключевые для членов семьи события – рождения, бракосочетания и смерти. Он открыт на странице, где сделана запись о рождении Ивана Гончарова.
Писатель лишился отца, когда ему было 7 лет. Опекунство над юным Ваней взял на себя его крёстный отец, отставной морской офицер Николай Трегубов. Он снимал несколько комнат на первом этаже дома. В музее воссоздали интерьер дворянской гостиной Трегубова и его кабинета. Многие знакомые Трегубова, не раз бывавшие в этой гостиной, стали прототипами персонажей гончаровского очерка “На родине”. Так Гончаров получил ясное представление о двух образах жизни: дельца-предпринимателя (родной отец) и размеренного и неторопливого дворянина (Трегубов). Они станут прототипами двух главных героев известнейшего романа – Андрея Штольца и Ильи Обломова. Здесь же, по воспоминаниям писателя, у него зародилось “неясное представление об обломовщине”.
На втором этаже дома экспонируются столовые приборы семьи Гончаровых. Большая тарелка на столе непременно напомнит внимательному читателю о тарелке для “исполинского пирога”, который традиционно пекли в Обломовке. Далее посетитель попадает в детскую, которая находилась в самой отапливаемой части дома. Там можно увидеть детские игрушки XIX века, а на стенах комнаты представлены лубочные картинки с фольклорными сюжетами. Няня Анна Михайловна, с которой Гончаров проводил больше всего времени в детстве именно в этой комнате, позднее станет прототипом няни Илюши Обломова в одноимённом романе писателя.
Здесь же, на втором этаже, расположена комната матери Ивана Гончарова, Авдотьи Матвеевны. Уже взрослый писатель вспоминал:
«Мать любила нас не тою сентиментальною, животною любовью, которая изливается в горячих ласках, в слабом потворстве и угодливости детским капризам и которая портит детей. Она умно любила, следя неослабно за каждым нашим шагом, и с строгою справедливостью распределяла поровну свою симпатию между всеми нами, четырьмя детьми. Она была взыскательна и не пропускала без наказания или замечания ни одной шалости, особенно если в шалости крылось зерно будущего порока. Она была неумолима».
Сам Гончаров называл ее прообразом Татьяны Марковны Бережковой в романе «Обрыв». Литературоведы также находили ее черты в матерях Александра Адуева из «Обыкновенной истории» и Ильи Обломова из одноименного романа, а также в Агафье Матвеевне Пшеницыной. К открытию этого сходства подталкивает и созвучие их имён.
Семья писателя уделяла много внимания его образованию. В десятилетнем возрасте мать отправила его учиться в Московское коммерческое училище. Однако Гончаров, которого никогда не интересовала государственная служба, называл годы своего обучения там “восемью лучшими годами без дела”. В 1830 году он отчислился из училища и поступил на словесное отделение Московского университета. Однокурсниками писателя стали его будущие коллеги по цеху Александр Герцен и Михаил Лермонтов, а также литературный критик Виссарион Белинский. В музее представлен интерьер кабинета Гончарова в период его университетского обучения. На суконном столе можно увидеть подлинник свидетельства об окончании писателем словесного отделения, а на стене – принадлежащий перу Гончарова портрет членов “Кружка Станкевича”.
После окончания университета Гончаров вернулся в свой родной Симбирск. Там, по содействию своего крёстного отца, он около года работал секретарём симбирского губернатора, а затем был переведён в Петербург на должность переводчика иностранной переписки в министерстве финансов. Государственная служба нашла отражение в интерьере кабинета писателя. Ансамбль классического стола, покрытого зелёным сукном, и части служебной переписки венчает том “Свода законов Российской Империи”.
Генеральный директор ООО “Гончаров”
По приезде в Петербург Гончаров начинает поиски дела, которое станет для него отдушиной и мотивацией добросовестно выполнять нелюбимую государственную работу. Следующий зал посвящён литературному дебюту Гончарова – роману “Обыкновенная история”. Он начал работать над ним в 1844 году. В 1847 рукопись попадает в руки редактору “Современника” Николаю Некрасову, а от него – критику Виссариону Белинскому. В том же году журнал “Современник” публикует роман, а Белинский пишет о нём как о “сокрушительном ударе по романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму”.
Следующий зал посвящён кругосветному путешествию Ивана Гончарова на фрегате “Паллада”. Событию, по воспоминаниям самого писателя, весьма существенному. Его приёмный отец Николай Трегубов был отставным моряком. Он служил на черноморском флоте под командованием адмирала Ушакова. Его морское прошлое, очевидно, существенно повлияло на Гончарова. Повлияло настолько, что не склонный по своей натуре к авантюрам писатель осенью 1852 года отправился в кругосветную экспедицию. Он был членом русской дипломатической миссии в Японию, а по возвращении издал цикл путевых заметок “Фрегат “Паллада”. Современный литературовед Игорь Сухих отмечает, что внимание автора в этом тексте привлекают, в первую очередь, взаимоотношения обычных людей – жителей тех мест, через которые пролегал маршрут экспедиции. Диалогам и описанию их общения в романе писатель отвёл больше всего места. В музее реконструирована каюта Гончарова, экспонируются карты морей и океанов. Этот зал аутентично сопровождает шум морского прибоя.
Ивана Гончарова называют генеральным директором Общества с Ограниченной Ответственностью или автором трёх “О”: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Этот выставочный зал знакомит посетителя с историей создания самого известного из “О” – романа “Обломов”. В 1857 году Гончаров во время своей поездки по Европе заканчивает черновую редакцию романа в рекордные сроки. Написание черновиков занимает у него 7 недель (чуть больше полутора месяцев). Позднее эта работа получит название “Мариенбадское чудо” – по названию города, в котором работал Гончаров. В этом зале посетителю предлагается интерактив – попробовать воспроизвести скорость письма И. А. Гончарова во время создания черновиков “Обломова”. К сенсорному экрану, на котором со скоростью работы писателя появляются строки, можно прикоснуться стилусом и попытаться успеть за воспроизведением. Отдельную витрину создатели музея посвятили безответной возлюбленной Гончарова Елизавете Толстой, с которой он познакомился в середине 1850-х. Благородно отпустив её, писатель помогал Толстой построить отношения с её возлюбленным и двоюродным братом – Александром Мусиным-Пушкиным. Гончаров был фактическим организатором их свадьбы. Елизавета Толстая стала прообразом Ольги Ильинской – героини, которую благородно отпустил Илья Обломов. Она же вышла замуж за Андрея Штольца, его ближайшего друга. Примечательно, что в этом зале играет ария Casta Diva, которую исполняла Ольга Ильинская. Когда Обломов услышал пение героини, он влюбился в неё.
Над последним из “О”, романом “Обрыв”, Гончаров работал более 20 лет. Роман был задуман в конце 1840-х, когда писатель гостил в имении дворян Киндяковых в Симбирске. Они тесно связаны с его семьёй – дед Гончарова и Иван Васильевич Киндяков служили вместе. Обрыв, который вдохновил его на создание романа, можно увидеть и по сей день. Он находится в городском парке “Винновская роща”.
Во время писательской работы Гончаров служил в цензурном комитете. Другие писатели не любили его за излишний консерватизм. Он запретил несколько статей в журналах “Современник” и “Русское слово”, так как посчитал их не соответствующими цензурному протоколу. Этому ремеслу писателя создатели музея посвятили отдельную витрину. На ней представлены тома изданий, которые цензурировал Гончаров.
Завершает экспозицию бюст И. А. Гончарова работы скульптора Бернштама и генеалогическое древо писателя. Сегодня большинство потомков Гончарова живёт в России, Германии и Франции.
Личность Гончарова отразилась и на современной ульяновской культуре. Городу присвоили звание “Литературный город ЮНЕСКО”, его центральную улицу, бывшую Большую Саратовскую, назвали именем писателя. Его биография повлияла и на местных жителей. Железнодорожный район, на месте которого находилось имение Киндяковых, они называют “Киндяковкой”.