Испитые физиономии, беззубые рты с папиросками, одутловатые грубые лица с мешками под глазами... Мужики, справляющие свои "большие" естественные потребности в общественном туалете, где все стены покрыты похабными картинками и надписями "Цой жив!"... Купидон с небритой физиономией, летающий над явно нетрезвой парой... Обнажённые купальщицы у грязной речушки, воды которой отравлены промышленными сбросами... Разжиревший Ленин с широким лицом и заплывшими глазками, что-то вещающий сельским жителям... Творчество российского художника Василия Шульженко очень часто называют скандальными. Его гротескные работы действительно весьма неоднозначны. К большинству из них хорошо подходит эпитет "беспросветные". Причём в буквальном смысле. При взгляде на пейзажи и персонажей Шульженко невольно возникает ощущение гипертрофированной чернухи, безнадёжности и грязи. Автор отказывает своим героям в нормальной жизни и помещает их в обстановку нищеты, считая, что именно так и выглядит наша страна, и со времён СССР в её облике мало что изменилось: она жутковатая, пьющая, страшненькая внешне, но всё-таки выносливая и стойкая. Его творчество вызывает много споров. Одни клеймят Шульженко русофобом, который умышленно занимается эпатажем и провокацией, а другие называют его "русским Босхом" и считают, что автор очень точно изображает реалии глубинки и характеры живущих там людей.
"Русская душа становится широкой лишь на время действия алкоголя..."
Василий Шульженко родился в 1949 году в Москве. Там же получил профильное образование, окончив в 1973 году столичный полиграфический институт. Художник говорит, что его работы - это "фигуративная живопись в жанре свободной фантазии". Картины его авторства находятся в нескольких отечественных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Частые упрёки в том, что он умышленно изображает русских людей опустившимися и жалкими, Шульженко с негодованием отвергает. Он говорит, что большинство героев его картин - это отчаявшиеся нищие жители деревень, где пьянство - единственное развлечение и способ организации досуга.
"Я никогда не жил среди людей, которых изображаю, и не пытался влезть им в душу, - признался Шульженко в одном из интервью. - Я был маменькиным сынком, не знал ни армии, ни зоны. Мои персонажи для меня вроде дикарей для Кука. Насмотрелся на них в детстве, когда жил на даче под Касимовым. Они меня и пугали, и завораживали. На полотна всё это выплеснулось гораздо позже, с началом перестройки. Даже приятели говорят мне: "Не любишь ты русских, Вася!" Но я, как русский, имею полное право спросить: "А за что нас любить?" Да мы худшие люди в мире! Злые, ленивые, завистливые! К примеру, американец скажет: "Мой сосед Сэм молодец, он такой успешный!" А наш деревенский пьяница будет ненавидеть и презирать работящего зажиточного мужика. А миф о широкой русской душе? Широкой она становится лишь на время действия алкоголя".
С пьяных глаз...
Работы Василия Шульженко много раз экспонировались за границей, их с большим интересом принимали в США. Представьте себе реакцию приходивших на его выставки людей, которые видели на картинах художника "русских дикарей" такими, какими их рисовала пропаганда времён "железного занавеса": алкоголиками с печатью вырождения на лицах, плохо одетыми, дебильноватыми, угрюмыми, некрасивыми и нецивилизованными. Для законченной стереотипной картинки, и без того сложившейся в сознании западного обывателя, не хватало разве что медведей, расхаживающих по мрачным улицам с балалайками в лапах.
Как-то хозяйка одной из частных галерей Чикаго попеняла художнику на то, что все его герои ведут ужасно нездоровый образ жизни, пьют слишком много плохого алкоголя и часто курят. Она спросила, нельзя ли вообще обойтись без табака и бутылок с водкой, поскольку в Америке это очень непопулярно? Но Шульженко ответил отрицательно, поскольку уверен, что его мужиков "невозможно представить трезвыми, без папиросы в зубах".
С 2008 года работы Василия Шульженко стали регулярно появляться на зарубежных художественных аукционах. Цена на них начиналась от 2 тысяч долларов. В 2016 году картина Шульженко "Цыплёнок" была продана в галерее Treadway за 28 060 долларов.
"Многие черты его творчества являются в прямом и в переносном смысле маргинальными, - так описывают западные искусствоведы работы Василия Шульженко. - Сюжеты его откровенных и зачастую графических картин расположены в переходных пространствах: на улице, в деревне, общественном туалете... В то же время работы художника пронизаны вакханальной шутливостью, представляют собой в равной степени социальный комментарий и беззаботную шутку. Мужчины и женщины Шульженко традиционно непривлекательны, их тела и лица часто искажены алкоголизмом и гневом, похотью и смехом. Обильно изображая гротеск, художник сознательно перенимает, комментирует и ниспровергает традиционные художественные повествования".
Женщины на его картинах сплошь страшненькие, неухоженные, с обвисшей грудью. Впрочем, рисует Шульженко их довольно редко. Говорит, что ему жалко их уродовать. А вот мужиков - нет. Мол, что поделать, если они и в жизни такие? Пьющие, опустившиеся, привыкшие к тяжёлым условиям существования.
"Меня обвиняли в том, что я очень плохо отношусь к русскому народу, - признался художник в одном из интервью. - При этом американцы почему-то писали совершенно противоположное: что я очень хорошо к нему отношусь. Я думаю, истина где-то посередине. Я всегда ценил и ценю объективность, взгляд со стороны. Мой принцип: не жалеть, не осуждать. Помню, в «Советской России» (не знаю, сейчас такая газета существует, нет?) меня ругали: как же это так можно Ленина изображать? И дали очень большую репродукцию, чем здорово меня разрекламировали. На большей части моих картин — простые люди. Я очень люблю эти сельские наблюдения, наших мужиков... Сейчас я уже немного отошел от этой темы, потому что сам мир очень изменился".
Кто этот мощный старик?
Но не одними лишь пьянчужками известен Василий Шульженко. На его картинах можно встретить не только жителей провинциальной российской глубинки, но и знаменитых людей прошлого. Так, граф Лев Толстой качает мускулы на турнике где-то высоко над землёй, Пушкин, похожий на обезьяну, со страстью ест апельсины, а Наполеон предстаёт то в виде громадного сфинкса, то в образе нетерпеливого любовника с голым задом, "овладевающего Россией". А Ленин, выступающий перед крестьянами, вообще похож на зажравшегося (в прямом смысле) чиновника.
Провокация? А как же! Но чем скандальнее творчество, тем быстрее оно вызывает отклик у аудитории. Увы, это одна из характерных черт нашего времени. Ведь для художника узнаваемость в меркантильном мире равна успеху и благосостоянию.
А что вы, уважаемые читатели, думаете о творчестве Василия Шульженко? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.