В местном Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И.Машкова есть одна удивительная картина – «Портрет женщины с ребёнком». Мать и дитя смотрят с полотна на зрителя, будто живые. Заинтересовалась, кто её автор. И была удивлена. Им оказался тот самый Григорий Сорока, работы которого украшают Третьяковскую галерею и Государственный русский музей.
Захотелось побольше узнать о художнике. Делюсь с вами, мои дорогие читатели, тем, что мне удалось узнать...
В восемнадцатом веке среди помещиков было модно иметь своих крепостных художников, музыкантов, актёров. Судьбы этих одаренных людей, были, в большинстве своём, довольно трагичны...
Талантливые люди, которые зачастую оказывались умнее и одареннее своих хозяев, были вынуждены исполнять любые прихоти барина, находясь в абсолютно бесправном положении. Не каждый мог выдержать такое... Трагической была и судьба Григория Васильевича Сороки, дарование которого было удивительно ярким и самобытным... Настоящая фамилия художника - Васильев. Раньше крепостные получали фамилию от имени отца - Васильев сын, а Сорокой его прозвали позже.... Но... Обо всём по порядку...
В селе Поддубье Тверской области 15 ноября 1823 года, в семье крепостного крестьянина Василия Савельева, находившегося в те годы во владении крупных помещиков Милюковых, родился мальчик, которого назвали Григорием.
Семья жила очень бедно, в жалкой лачуге на окраине села... Крестьянская доля нелегка... Отец работал в поле, с утра до ночи, по 6 дней в неделю, и отдавал барину в качестве оброка, практически всё, что удавалось вырастить.
В то время, среди прогрессивных помещиков пошла мода открывать для крестьянских детей школы. Барин, Николай Петрович Милюков, родом из крещёных татар, семья которого владела землями в районе озера Молдино в удомельских пределах ещё с 16 века, следуя новой моде и мысля себя прогрессивным хозяином, решил тоже открыть школу для своих крепостных детей. Вскоре и юный Григорий отправился туда учиться Закону Божьему чтению, письму и арифметике. Мальчишка был очень подвижным, бойким, любознательным и весёлым. За это то здесь его и прозвали «сорокой». Это прозвище впоследствии стало его фамилией. В школе Гриша впервые попробовал рисовать. Это увлекло его и, с тех пор Сорока делал зарисовки всего, что видит – красивые пейзажи, портреты крестьян, управляющих, помещиков и их жен, бывавших у Милюковых...
Его тягу к рисованию заметил барин и решил перевести художника из крестьян в дворню... А потом ему пришла идея воспитать личного «придворного» живописца... Григорию очень повезло. Его отдали на обучение к великому мастеру живописи – знаменитому художнику, родоначальнику русской жанровой живописи Алексею Гавриловичу Венецианову, который жил по соседству с Милюковыми.
Венецианов писал своему соседу Николаю Петровичу Милюкову в 1842 году:
“С удовольствием, мой почтеннейший Николай Петрович, принимаю вашего Григория…"
Период обучения стал для юного художника, пожалуй, самым светлым пятном во всей его жизни... Мальчишка схватывал всё на лету, без труда копировал работы лучших мастеров, научился писать необыкновенно реалистичные портреты и пейзажи с натуры. Успехи были налицо. Видел это и его хозяин. И вскоре, Милюков объявил, что он никак не может обойтись без своего дворового и забирает Григория назад, в поместье. Сорока умолял оставить его у Венецианова ещё, хотя бы, ненадолго. Но тот был непреклонен. Григорий вернулся в поместье, где художника поставили работать садовником. Барин решил, что для крепостного заниматься только творчеством - непозволительная роскошь.
Венецианов как мог утешал своего ученика. Не раз обращался к Милюкову с просьбой дать ему вольную. Убеждал его в том, что парню просто необходимо продолжать учиться, что его надо отправить в Академию художеств. Вот отрывок из письма Венецианова к Николаю Петровичу от 24 апреля 1842 года:
“Письмо ваше получил и вести давал о явке ко мне Григория… Не предсказывал ли я вам или, лучше сказать, опасениями моими не остерегал ли я вас от того, что случилось с вашим Григорием. Он не виноват, а вы виноваты, - вы ему дали направление, а потом остановили, вы ему дали почувствовать удовольствие внутреннее, тронули его душу из склепа положительного и остановили”.
Но тот встал в позу, ничего не хотел слышать... Ему нужен был садовник. Стоит отметить, что только в поместье у Милюкова работали до 40 человек дворни, а во владении вообще было огромное количество крестьян...
Несмотря ни на что, художник продолжал писать при любой появившейся возможности. В эти годы появились лучшие его произведения.
Оставил Сорока и портрет отца своего хозяина - П. Милюкова.
26 июня 1847 года на глазах юного художника происходит невероятное событие, которое потрясло его до глубины души. Тринадцатилетний ученик Венецианова Иринарх Васильев , с которым Сорока жил вместе в Сафонково, получил вольную из рук своего барина Владислава Ивановича Милюкова (владельца усадьбы Всесвятское). В эти же годы Сорока пишет портрет Венецианова.
В этом же, 1847 году, Венецианов работает над большим заказом – пишет двадцать икон для иконостаса храма в Твери по заказу губернского предводителя дворянства. Начали с эскизов. Сорока помогает учителю. Но тут происходит страшное событие, которое оборвало все надежды художника на освобождение. Довольно нелепой смертью погиб его благодетель А.Г. Венецианов. По официальной версии Венецианов высунулся из кибитки и ударился о верстовой столб. Хотя, возможно, все происходило не так... Существуют и другие версии гибели художника. Но, так или иначе, мечты Григория были разбиты...
Существует легенда о том, что Сороке нравилась дочь Милюкова, Лидия. И та, вроде бы, к нему тоже была неравнодушна. Поэтому, барин, в летом 1852 года решил женить художника на дворовой девушке Милюковых Александре Нестеровой. Местные говорили, что Милюков не давал “вольную” Сороке потому, что боялся того, что, став свободным, Сорока женится на Лидии. Григорию молодая жена была совсем не по душе. А вскоре, Лидия выходит замуж за поручика Сергея Васильева Сафонова.
В браке у художника родились двое сыновей и дочь. Всех их нужно было содержать... И художник стал ездить по имениям ближайших помещиков, рисовал их портреты, расписывал храмы. Основным источником существования Сороки и его семьи становится иконопись. Есть свидетельства о написании им икон и расписывании стен в храмах Николо-Теребенского монастыря на реке Мологе, в с. Маковище, в с. Дубровском, в с. Поддубье Сорока обзавёлся даже учениками. Однако, львиную долю платы забирал барин, да и за обучение его учеников деньги шли тоже хозяину.
Когда грянула реформа 1861 года, отменившая в России крепостное право, Сорока возликовал. Он, наконец-то свободный, переезжает с семьёй в родную деревню, в Покровское. Вскоре, Милюков предложил крестьянам выкупить земли у него по 150 рублей с души. Григорий, как и остальные крестьяне подписывает этот договор. Но Милюков обманул их. Понадеявшись на неграмотность мужиков, он отрезал у них довольно значительную часть земель. Сорока, как единственный грамотный из крестьян, написал жалобу самому царю, Александру II. Но жалоба эта была возвращена в Тверское Губернское присутствие по крестьянским делам, где её показали Милюкову. Тот, в отместку, пишет жалобу на Сороку в волостное правление... Не доходя до суда, уже заранее был составлен вердикт, по которому " за сделанные грубости и ложные слухи" несчастный художник был приговорён к трёхдневному аресту и телесным наказаниям, то есть порке... Вообще, судя по всему, это была не единственная, причем, публичная стычка с бывшим барином...
Сорока, больной, раздавленный нуждой и пониманием своего полного бесправия находился уже на грани. Очевидцы вспоминали, что он ходил по деревне понурый, задумчивый, ни с кем не разговаривал... Накануне приведения в исполнение приговора, 10 апреля 1864 года, художник вошел в сарай для обжигания горшков и повесился там... Тонкая, очень чувствительная натура Григория Васильевича Сороки не выдержала испытаний и несправедливости этого жестокого мира... Ему было всего сорок лет... Похоронили художника за оградой местного кладбища, как самоубийцу, без отпевания...
Вот такая судьба досталась безусловно великому и талантливому живописцу...