Читал утром комментарии к недавним постам о книгах.
Здесь такие начитанные люди собрались. Иной раз просто поражаюсь: а почему они не литературные критики. Решил поделиться несколькими комментариями здесь в ленте.
Бегущая по волнам:
Писатель, как вино, открывается со временем. Акунина, бывало, читаешь взахлеб, а прочитал и ни уму, ни сердцу - один вопрос - зачем я на это время потратила? Иванова читаешь и уже чувствуешь тошноту, но оторваться не можешь - интригу держит хорошо, и про родные места пишет, спасибо и на этом. Пелевин - о да! В здоровые годы хорошо под водочку шел, без остановки до самых Касаний. А потом всё, как-то инсайты не доходят, видимо печень уже не переваривает. Дай Бог ему хотя бы здоровья! Яхина - благодаря ее Зулейхе татарский полюбила, а вот ее Детей читала уже как яблочный сидр, пила. Там в книге тема яблок сквозная. Так и остался привкус. Не самый плохой, в принципе. Сорокин... ну это как в кофе коньяк добавлять и салом закусывать. У меня не пошел ни в каком виде. Улицкая - это как красное, которое для дам берут. Вот прямо для дамских дам. Не для тех, кто только что из горящей избы... Сальникова читала, для подростков - норм, но вообще ему бы зашло каким-нибудь гейм-сценаристом работать, читаешь его, как с летсплейщиком игру проходишь, и да, снова как-то - ни уму, ни сердцу. Водолазкин и Степанова все время в рекомендациях вылазят на Литресе, но уже из вредности не хочется это К&Б обогащать. А вот за «Обитель» Прилепину - низкий поклон. Почти 10 лет прошло как прочитана эта книга, а послевкусие до сих пор яркое. Написать такою книгу - это настоящий духовный подвиг, верю, что буквально по Божьему наущению она написана, иначе невозможно пропустить через себя всю боль Соловков...
Адепты "чистого искусства" будут говорить о том, что писатель (художник, музыкант) не обязан быть порядочным человеком. И на этом последние лет 100 искусство и стоит. Я думаю, пора менять эту парадигму. Самое ценное качество человека - это его последовательность. А писатель - не просто человек, а ловец душ человеческих, с него двойной спрос. Чистое искусство - это из той же обоймы, где "никто никому ничего не должен". А это совсем уж неправда. В общем, есть два критерия хорошей литературы - долгое приятное послевкусие и непротиворечие творения с творцом. Чтобы и сердцу, и уму.
Ириска:
Назвать Улицкую в числе лучших, это говорит о душевном недуге, и автора , и рецензента.
Эта тётенька видит и воспроизводит лишь извращения, во всех формах.
Иванов - пишет хорошо, но везде дух этого самого "географа" - слабого, малодушного, "антигероя".
А уж Пелевин... для классика не подходит, для "современных" - вчерашний, на мой взгляд...
Юлия Б.
Сорокин талантлив, но читать его от этого мне менее противно не становится. Крупных художественных форм почти не осилила ни у Прилепина, ни у, простите, Быкова: у второго это, простите, графоманство какое-то,- но за эссе и раннюю поэзию очень ему признательна. Юзефовича читаю с удовольствием, Водолазкина (не пьесу) с удовольствием чуть ли не физиологическим: оба такой slow food, когда хорош и сам процесс чтения, кроме того, книги Евгения Германовича роднит с опусами Умберто Эко эффект айсберга, - ощущение, что подводная часть много больше той, что задействована при написании. Такой же восторг от биографий Есенина и Шолохова, что вышли из-под пера Захара Прилепина, - спасибо огромное, Евгений Николаевич, - лучшие биографии, которые я когда-либо читала, - причем и автор при чтении отлично слышен! И за «Обитель» тоже (остальное пока не мое, но… время ж идет).Очень нравился Крусанов, как укушеный ангелом, так и не надкусанный; интересен был Секацкий. Любила и люблю рассказы Виктора Пелевина, «ЧиП», детскую добрую сказку «Отшельник и Шестипалый»,- в какой-то момент таинственный «взрослый» Пелевин забрел в какие-то места, неведомые мне и столь далекие, что мне его читать стало не о чем. Прочих в списке местами читала, - и да, «Даниэль Штайн», пожалуй, хорошо, да и еще многое неплохо, - но «я не робот», и у меня есть еще Кантор в «Чертополох»-е и Веркин. При том, что «Белую голубку..» и «Почерк..» Рубиной перечитывала сколько-то раз, понимаю, что она другого уровня (но тоже литература, - просто для другого времени суток/года, в отличие от Яхиной с Акуниным). Уф!
Марина Крылова:
Лучшие: Прилепин, Водолазкин, Иванов, Лукьяненко. Пелевин перестал быть загадочным и недоступным, потому что утратил (в связи со своей "загадочностью") всяческую связь с жизнью в целом. Яхина вообще непонятно, как попала в список лучших. Вся её "работа" в архивах на поверку оказалась банальным плагиатом ("Эшелон на Самарканд"). После "Нормы" Сорокина даже на помойку нести жалко. В руки брать не хочется. Конченый извращенец. Улицкая и Акунин - сошедшие с дистанции русофобы. Моё личное мнение, никому не навязываю.
Вика:
У юных вся жизнь впереди, веер возможностей, без фантастики не взлетишь. Мы в юности читали Ефремова, из молодости в разумную жизнь нас вывели фантазёры Стругацкие, так до пенсии и довели. Теперь их пепел летает где-то над Пулковской обсерваторией, а у новых живущих другие приключения. Давайте им позавидуем.
Со своей колокольни:
Улицкая - это тщеславное жеманство перед внутренними софитами - " я и все остальное", " проблема сопоставимости моего таланта, культуры, вкуса, образования и невыносимой русской действительности"… Смешная нарциссическая бабушка, с особым трепетом пишущая о своих отрезанных частях тела, которые она так же трепетно захоронила в Святой, как некоторые думают, Земле...
Люди, вы о чем вообще?? Это ж уровень местечкового пропагандиста - что ни богоизбранный - то блеск нимба слепит глаза, что ни русский - то дурак и пропойца. У Рубиной - та же фигня.
Сорокин - на один раз.
Акунин - прочтешь одну книгу, забудешь сразу.
Алексей Иванов - весело, ярко и очень живо.
Особенно в "Географе..."
Пелевин - интересно, спасибо ему за редактуру первых изданий К.Кастанеды.
Вообще, кто-то в комментариях отметил изобилие фэнтези в творениях "могучей кучки". Так себя проявляет инфантилизм, надо понимать...
От себя:
В прошлый раз я дал тут список лучших русских писателей (прозаиков), который пошёл гулять по Сети, в связи с этим хотелось бы уточнить, что современная русская литература не такая куцая, как может показаться, и вместо указанной десятки, я могу составить другую, не менее значимую.
Например.
1.Саша Соколов (классик безоговорочно);
2.Юрий Козлов (особенно «Геополитический романс» и «Колодец пророков») — крупнейший и недооценённый писатель;
3.Анна Козлова (дочь Юрия Вильямовича; хоть она и злая, как собака);
4.Михаил Елизаров (особенно «Мы вышли покурить на 17 лет», «Ногти» и «Госпиталь»; «Землю» пока читаю неспешно);
5.Герман Садулаев (особенно «чеченские» вещи);
6.Андрей Рубанов (особенно «Сажайте, и вырастет» и фантастические вещи);
7.Дмитрий Данилов (очень люблю его малую прозу);
8.Александр Кузнецов-Тулянин (за великий роман «Язычник», до которого автор теперь сам никак не может дотянуться).
9.Сергей Самсонов (за отличный роман «Аномалия Камлаева»; читал ещё несколько — проблема Сергея в том, что он уверен: всё можно придумать. Нет, не всё).