Сюжет. Юный фанат компьютерной игры Gran Turismo получает уникальную возможность проверить свои приобретённые за тысячи игровых часов навыки за рулём настоящей гоночной машины и, победив других претендентов, принять участие в реальных гонках.
В начале 2010-х сразу несколько голливудских студий, которым не давал покоя неизменный успех выходящих с завидной регулярностью продолжений гоночной франшизы компании Universal, начатой в ещё в начале тысячелетия фильмом "Форсаж" (The Fast and the Furious, 2001), объявили о своих планах запуска в производство фильмов, способных составить им конкуренцию. Компания DreamWorks, объединившись с издателем компьютерных игр Electronic Arts, решили экранизировать серию компьютерных игр "Need for speed". Legendary Pictures, совместно с корпорацией Mattel, планировали фильм по мотивам серии игрушек Hot Wheels.
Ну а Sony, в структуре которой была своя компания разрабатывающая и распространяющая компьютерные игры - Sony Interactive Entertainment, обратилась за вдохновением к своей самой популярной серии гоночных симуляторов Gran Turismo, которую она более, чем успешно выпускала, начиная с 1997 года, и шестая часть которой планировалась к выходу в скором времени на консоли PlayStation 3.
О начале работы над фильмом Sony объявила в июле 2013 года. К производству были привлечены известные голливудские продюсеры Майкл Де Лука (Блэйд, Призрачный гонщик) и Дэна Брунетти (Карточный домик, Социальная сеть). Для написания сценария был приглашён Алекс Тсе, один из сценаристов кинокомикса Зака Снайдера "Хранители" (Watchmen, 2009), а детали сюжета будущего фильма создатели предпочли оставить в тайне.
В марте 2015 года было объявлено, что режиссёром картины станет Джозеф Косински, поставивший зрелищный фантастический фильм "Обливион" (Oblivion, 2013) с Томом Крузом. Майкл Де Лука к тому моменту занял пост производственного директора в Columbia Pictures и сложил свои продюсерские функции, заявив, правда, что продолжит курировать проект, поскольку он ему очень нравился. Также было объявлено, что новый вариант сценария напишут братья Джон и Эрих Хоберы, ответственные за дилогию о приключениях спецагентов-пенсионеров "РЭД" (RED, 2010) и "РЭД 2" (RED 2, 2013). Тогда же в сети впервые появилась информация, что фильм расскажет историю геймера, ставшего гонщиком.
Однако за последовавшие несколько лет о проекте больше ничего не было слышно. В 2018 году вообще поползли слухи, что Sony подумывает о продаже своего подразделения, ответственного за производство кино- и ТВ-контента. А когда у создателя игры Кадзунори Ямаути спросили, в каком состоянии находится её экранизация, то он ответил, что сомневается в её завершении.
Следующая информация о проекте появилась в сети только в мае 2022 года, когда Sony заявила, что продолжает работу над проектом. Судя по всему это стало следствием успешного проката другой экранизации компьютерной игры компании Sony -"Анчартед: На картах не значится (Uncharted, 2022), вышедшей в прокат в феврале 2022 года и собравшей в мировом прокате $400 млн. при бюджете в $120 млн. А в июне того же года уже официально было объявлено, что режиссёром фильма станет Нил Бломкамп, известный по фильму "Район №9" (District 9, 2009), а новую версию сценария напишет Джейсон Холл, известный по военной драме Клинта Иствуда "Снайпер (American Sniper, 2014) с Брэдли Купером в главной роли. Также сразу была озвучена и дата будущей премьеры фильма - 11 августа 2023 года.
В итоге в работе над сценарием к Джейсону Холлу присоединился Зак Бэйлин, получивший в 2022 году номинацию на Оскар за "Лучший сценарий" к фильму "Король Ричард" (King Richard, 2021). За основу они взяли первый вариант сценария Алекса Тсе и переписали его с учётом требований новых продюсеров и режиссёра.
По словам Бломкампа, он "никогда не представлял себя режиссёром фильма об автомобилях или спортивного фильма" и не особо горел желанием снимать экранизацию компьютерной игры, но прочитав сценарий, Нил понял, что он рассказывает совсем не об игре, а о реальной истории британского фаната игры по имени Янн Марденборо, который в результате необычного конкурса, устроенного автоконцерном Nissan, смог начать свою очень даже успешную карьеру в качестве автогонщика.
В общем Бломкамп согласился возглавить постановку, но с условием, что использование компьютерной графики в фильме будет сведено к необходимому минимуму, а все сцены гонок будут сниматься по старинке с использованием настоящих автомобилей и на реальных гоночных трассах. Также Бломкамп с самого начала дал продюсерам понять, что хочет, чтобы премьера фильма состоялась кинотеатрах, что в последнее время случается всё реже, а снимать он намерен на IMAX- камеры. Нил уже был заядлым автолюбителем ещё до того, как стал режиссёром и в фильме представлены самые эффектные спорткары, включая Chevrolet Camaro GT3, Lamborghini Hurcan GT3 и Nissan GT-R, которые все были отобраны режиссёром лично.
"Каждый кадр в фильме, с любым актёром внутри машины на высокой скорости, реален, - хвастался Бломкамп. - Здесь нет ни одного сгенерированного на компьютере кадра гонок... Гоночные автомобили - это потрясающее конструкции из металла и механизмов, сжигаемого бензина и горячих выхлопных газов. Мы снимали диски сцепления, тормозные колодки, системы трансмиссии и внутреннюю часть двигателей, чтобы мы могли добавить эти кадры к остальным трассе, чтобы зритель мог почувствовать какого это."
На главную роль был выбран молодой британский актёр Арчи Мадекве, который до этого ещё не разу появлялся на экране в главной роли, но играл второстепенных персонажей в таких фильмах как "Солнцестояние" (Midsommar, 2019) и "Поколение Вояджер" (Voyagers, 2020). Для поддержки ему в напарники были приглашены ветераны Орландо Блум и Дэвид Харбор. Также во второстепенных ролях, среди преимущественно молодых и неизвестных актёров, тут можно заметить знакомых всем зрителям, выросшим на фильмах 90-х, Джимона Хонсу и Томаса Кречмана, а также одну из солисток группы Spice Girls Джери Халлиуэлл. А реальный Янн Марденборо выступил a фильме в роли дублёра своего экранного двойника.
Съёмки фильма стартовали 12 ноября 2022 года в Венгрии и большей частью там и продолжались. Хунгароринг - трасса Формулы-1, находящаяся в городе Модьород, неподалёку от Будапешта, была использована во многих сценах - её при помощи различных ухищрений кинематографисты выдавали и вместо британской Сильверстоун, и вместо французской Ле-Ман. Единственное куда съёмочной группе всё-таки пришлось выехать за пределы Венгрии стали немецкая трасса Нюрбургринг и Дубайский автодром в Арабских Эмиратах.
Съёмки как для крупного голливудского проекта если верить информации из интернета завершились уж как-то совсем быстро - 14 декабря того же года, всего месяц спустя после начала. А всего через полгода уже состоялась и его премьера, которая прошла 16 июля 2023 года на кинофестивале Micheaux Film Festival в Лос-Анджелесе. Чуть позже эксклюзивный показ состоялся 30 июля в Бельгии на автодроме Спа-Франкоршам, на котором присутствовали некоторые из самых известных гонщиков в мире.
В широкий прокат фильм вышел с опозданием - из-за масштабной забастовки актёрского профсоюза, известного как SAG-AFTRA. Снявшиеся в фильме актёры не могли принимать участие в рекламной компании фильма, из-за чего его премьера была перенесена с 11 августа на 25 число того же месяца. Но студия решила всё-таки часть показов провести в уик-энды 11 и 18 августа в надежде на хорошее сарафанное радио.
Итоговые сборы у фильма у себя на родине оказались довольно скромные - всего $42,3 млн., а общие с учётом общемировых - $111,1 млн., что при официальном бюджете в $60 млн. не очень-то и много, если студия и получила прибыль, то не очень большую. Отзывы критиков на удивление оказались в основном положительные - на Rotten Tomatoes у фильма 65% свежести на основании 220 рецензий. Большинство критиков отзывались о фильме, как динамичной и приятной спортивной драме, но с очень пренебрежительным отношением к реальным фактам.
Нил Бломкамп довольно странный режиссёр, за всю свою карьеру он снял только один успешный фильм - это его дебютный фантастический боевик с очень явным социальным подтекстом "Район №9" (District 9, 2009). Все последующие его работы хоть и не были провальными, но всегда были на грани, при том, что отзывы на них и зрителей и критиков были довольно неплохими, и после двух таких проектов - "Элизиум: Рай не на Земле" (Elysium, 2013) и "Робот по имени Чаппи" (Chappie, 2015), он на долгое время завязал с полнометражными фильмами. Два его масштабных проекта (продолжение "Чужого" с Сигурни Уивер в главной роли и сиквел самого первого "Робокопа", который игнорировал все снятые продолжения) после продолжительного этапа пре-продакшна были отменены, а в промежутках он занимался съёмками очень любопытных короткометражных фильмов. Был ещё фантастический малобюджетный хоррор "Демоник" (Demonic, 2021), но его мало кто вообще заметил.
Судя по всему, новый его проект полностью повторил судьбу предыдущих - снова неплохие отзывы от критиков и зрителей, но при этом разочаровывающие сборы. Мне у режиссёра нравится только его дебютная работа, возможно потому, что снимал он её под присмотром самого Питера Джексона в качестве продюсера, и он в спорных моментах подсказывал ему как надо делать. В последующих же своих работах он работал уже сам по себе. И меня, при всей их визуальной привлекательности и динамичности, всегда расстраивала драматическая составляющая, выглядевшая очень карикатурно и поверхностно.
Вот и к "Гран Туризмо" у меня те же претензии - великолепно снятые динамичные сцены гонок и унылые драматические вставки, которые порой просто хотелось перемотать, особенно раздражал отец главного героя. Молодых актёров на главные роли подобрали, на мой взгляд крайне неудачно - никакой харизмы у них я не увидел, особенно в этом плане разочаровала девушка главного героя. Весь фильм на себе вытягивает Дэвид Харбор - за его героем действительно приятно наблюдать. Герой Блума мне показался каким-то поверхностным и порой даже раздражающим. У некоторых зрителей были большие претензии к многочисленным фактологическим неточностям, касающихся биографии главного героя и некоторых аспектов, самих гонок и показанных в них автомобилей, но в этих вопросах я не стал разбираться.
В целом фильм смотрится довольно динамично и захватывающе, несмотря на поверхностную и вторичную драматургию, так что я бы всё-таки рекомендовал его к просмотру большинству зрителей. По крайней мере мне эта работа режиссёра понравилась много больше, чем предудыщие.
В сети уже доступна копия фильма, сделанная с одного из зарубежных VOD-сервисов, в максимальном разрешении 4К UltraHD и с хорошей дублированной русской аудиодорожкой.