В 2023-м на Дальнем Востоке стартует масштабный проект реконструкции одного из важнейших российских тихоокеанских портов, который называют Южными воротами Сахалина. Он принимает до 80% грузопотока региона. В него заходят не только российские, но и международные суда — здесь расположен пункт пропуска через госграницу РФ.
Речь идет о круглогодичном морском порте Корсаков, основанном еще в 1853-м экспедицией Г. И. Невельского как военный пост «Муравьевский». В 1869-м он получил имя генерал-губернатора М. С. Корсакова. Активное строительство портовых сооружений здесь началось в самом начале XX в. (тогда эти земли принадлежали японцам, а порт назывался Отомари).
После того как остров полностью перешел под контроль СССР, этот объект стал связующим звеном между Сахалином и материком. Официальной датой образования Корсаковского морского торгового порта считается 4 августа 1946-го, когда вышел соответствующий приказ Министра Морского флота.
На протяжении десятилетий его инфраструктура планомерно развивалась. Сегодня она насчитывает тридцать причалов суммарной протяженностью около 3,4 км, пятнадцать портальных кранов (в августе в эксплуатацию ввели первый за последние 30 лет портальный поворотный кран «КОНДОР 1500» грузоподъемностью 60 тонн), ремонтно-механические мастерские, порядка 40 тыс. кв. м открытых площадок и крытых складов, в том числе постоянные и временные зоны таможенного контроля, и другие объекты. Также в распоряжении порта находится собственный флот и парк наземной техники.
В рамках проекта реконструкции, который обойдется в 15 млрд руб., обновят гидротехнические сооружения Южного погрузрайона; для защиты причальной линии от волн возведут оградительное сооружение (мол) длиной около 410 м; обновят четыре пирса, проведут дноуглубительные работы, построят порт-убежище (предназначен для укрытия судов во время шторма) и комплекс по добыче, переработке и хранению рыбы.
Документы, подготовленные воронежской компанией «Транспроект», были одобрены Главгосэкспертизой РФ в конце сентября 2023 года — проект первой очереди реконструкции морского порта Корсаков. В роли застройщика выступает ФГУП «Росморпорт». Как неоднократно подчеркивали власти Сахалинской области, реализация данного проекта позволит увеличить объемы перевалки генеральных грузов и рыбной продукции, что наилучшим образом отразится и на социально-экономическом развитии Сахалинской области.
- Рыбаки на Сахалине ежегодно добывают около 600 тыс. тонн рыбы и морепродуктов. Но из-за нехватки инфраструктуры уловы дальневосточников уходят в иностранные порты.
Согласно прогнозам, годовой грузооборот порта после обновления составит свыше 4 млн тонн (сегодня этот показатель не превышает 2 млн тонн). В полной мере проект будет реализован к 2028 году. Первую очередь рассчитывают завершить в течение ближайших двух лет, что, по словам губернатора региона Валерия Лимаренко, является амбициозной задачей.
В статье использованы изображения с официального сайта Губернатора и Правительства Сахалинской области / sakhalin.gov.ru