Пронзительная военная драма о конфликте людей и роботов
В 2016 году на экраны вышел «Изгой-Один», который открывал линейку одиночных фильмов по «Звездным войнам» и рассказывал о похищении планов Звезды Смерти. Он оказался отличным военным кино в декорациях далекой галактики и собрал в прокате более миллиарда долларов. Казалось бы, это должно было придать мощный импульс карьере молодого режиссера Гарета Эдвардса, которая до того уверенно шла в гору. Однако на деле произошло иначе. Досъемки «Изгоя-Один» и финальный монтаж делал уже не он, а Тони Гилрой. Зрителям оставалось только гадать, в какой степени фильм, вышедший на экраны, был в итоге детищем Гарета Эдвардса. А в карьере постановщика после этого наступила длительная пауза. И лишь сейчас, спустя почти семь лет, увидел свет его новый фильм. Мы уже посмотрели «Создателя» и готовы рассказать, каким он получился.
Свежая работа Эдвардса походит на мозаику, каждый ключевой элемент который мы видели вроде бы не раз. События разворачиваются в недалеком будущем, после того люди сначала создали разумные машины, а потом между творцами и их детищами всппыхнул конфликт. Сцены в футуристическом мегаполисе, где люди живут бок о бок с роботами, напоминают классический киберпанк, и фильм поднимает традиционный для него вопрос, способны ли искусственные интеллекты чувствовать как люди. Сражения в джунглях между кое-как вооруженными ополченцами и войсками вторжения, оснащенными мощной боевой техникой, вызывают ассоциации с «Аватаром». В центре сюжета изрядно побитый жизнью ветеран, Джошуа, под опекой которого внезапно для него самого оказывается необычный ребенок Альфи. Подобных историй мы за последнее время видели немало — достаточно вспомнить «Ведьмака» или «Одни из нас». Наконец, как в том же «Изгое-Один», важную роль в событиях играет супероружие, способное дать одной из сторон решительное преимущество.
Совершенно не претендуя на новизну или оригинальность тем или образов, Гарет Эдвардс тем не менее сумел снять кино, которое не на шутку впечатляет и дарит искренние эмоции. В «Создателе» зрителей ждет красивая личная история о человеке, который лишился всего, хватается за призрачную надежду вернуть былое и находит новый смысл жизни там, где совсем этого не ожидал. Тут, конечно, нельзя не отметить и отличную игру Джона Дэвида Вашингтона, и настоящую «химию» между ним и юной актрисой Мэделин Юной Войлс, которая исполнила роль ребенка-ИИ.
Фоном же для приключений этого тандема служит футуристическая военная драма. Впрочем, пожалуй, правильнее будет сказать не «фон», а «второй пласт повествования», ведь это не просто декорация, а действительно равнозначная часть истории. За два с небольшим часа экранного времени Эдвардс успевает познакомить нас с простыми вояками, причем с обеих из враждующих сторон, и показать, что и у тех, и у других есть своя правда. Хотя очень легко считывается, чья именно ему ближе и на чьей стороне симпатии режиссера. И в фильме есть немало пугающих и берущих за душу сцен, в которых показано разрушительное вмешательство войны в мирную жизнь.
Это роднит «Создателя» с «Изгоем-Один» и наконец позволяет отмести сомнения, что тот в итоге получился фильмом не столько Эдвардса, сколько Тони Гилроя. Новая работа режиссера убедительно доказывает, что он здорово умеет снимать фантастическое кино о войне. С одной снимает зрелищный и разнообразный экшен, а с другой — демонстрирует и ее ужасы и то, как она влияет на тех, кого она затрагивает.
Отношение Гарета Эдвардса к войне явно созвучно со знаменитым слоганом из Fallout «Война никогда не меняется». Виды оружия, способы ведения боевых действий и даже враждующие стороны — все этого могут коснуться перемены. Но в фильмах Эдвардса явно видна мысль, что суть войны остается той же, что в реальном мире, даже если она происходит в далекой галактике или в будущем, где рядом с людьми живут искусственные интеллекты. Недаром при просмотре фильмов кроме ассоциаций с различными фантастическими историями, о которых мы говорили выше, возникает и еще одна — с классическими военными драмами вроде «Апокалипсиса сегодня». И, думается, весьма лестно для «Создателя», что такое сравнение приходит в голову.
К сожалению, не вполне удачной получилась развязка фильма. Хотя и глобальный конфликт, и личные арки персонажей Эдвардс завершает красиво и эмоционально, финальное противостояние получилось сумбурным и поспешным. Когда герои добираются до станции «Номад», которая и выступает в роли пресловутого супероружия, противники словно бы беруться играть с ними в поддавки, Джошуа и Альфи начинают буквально сами создавать себе проблемы, и все происходит как-то слишком торопливо. Темп последних 10-15 минут резко контрастирует со всем предшествующим фильмом, где соблюден практически идеальный баланс между событийностью и экшеном с одной стороны и раскрытием героев и развитием их отношений — с другой. Проблемы финальной части фильма нельзя не отметить, но они не способны испортить впечатления от «Создателя» в целом, который точно можно отнести к числу лучших образцов кинофантастики последних лет.
«Создатель» — редкий по нашим временем пример фантастического фильма, не входящего в какую-то большую франшизу и не снятого по мотивам популярного произведения. Причем пример исключительно удачный. Очень хочется надеяться, что «Создатель» добьется успеха в прокате и поможет Гарету Эдвардсу перезапустить свою карьеру.