Найти тему
VK Play

«Создатель»: впечатления от фильма

Пронзительная военная драма о конфликте людей и роботов

В 2016 году на экраны вышел «Изгой-Один», который открывал линейку одиночных фильмов по «Звездным войнам» и рассказывал о похищении планов Звезды Смерти. Он оказался отличным военным кино в декорациях далекой галактики и собрал в прокате более миллиарда долларов. Казалось бы, это должно было придать мощный импульс карьере молодого режиссера Гарета Эдвардса, которая до того уверенно шла в гору. Однако на деле произошло иначе. Досъемки «Изгоя-Один» и финальный монтаж делал уже не он, а Тони Гилрой. Зрителям оставалось только гадать, в какой степени фильм, вышедший на экраны, был в итоге детищем Гарета Эдвардса. А в карьере постановщика после этого наступила длительная пауза. И лишь сейчас, спустя почти семь лет, увидел свет его новый фильм. Мы уже посмотрели «Создателя» и готовы рассказать, каким он получился.

Свежая работа Эдвардса походит на мозаику, каждый ключевой элемент который мы видели вроде бы не раз. События разворачиваются в недалеком будущем, после того люди сначала создали разумные машины, а потом между творцами и их детищами всппыхнул конфликт. Сцены в футуристическом мегаполисе, где люди живут бок о бок с роботами, напоминают классический киберпанк, и фильм поднимает традиционный для него вопрос, способны ли искусственные интеллекты чувствовать как люди. Сражения в джунглях между кое-как вооруженными ополченцами и войсками вторжения, оснащенными мощной боевой техникой, вызывают ассоциации с «Аватаром». В центре сюжета изрядно побитый жизнью ветеран, Джошуа, под опекой которого внезапно для него самого оказывается необычный ребенок Альфи. Подобных историй мы за последнее время видели немало — достаточно вспомнить «Ведьмака» или «Одни из нас». Наконец, как в том же «Изгое-Один», важную роль в событиях играет супероружие, способное дать одной из сторон решительное преимущество.

Космическая драма, достойная HBO — обзор The Expanse: A Telltale Series

Совершенно не претендуя на новизну или оригинальность тем или образов, Гарет Эдвардс тем не менее сумел снять кино, которое не на шутку впечатляет и дарит искренние эмоции. В «Создателе» зрителей ждет красивая личная история о человеке, который лишился всего, хватается за призрачную надежду вернуть былое и находит новый смысл жизни там, где совсем этого не ожидал. Тут, конечно, нельзя не отметить и отличную игру Джона Дэвида Вашингтона, и настоящую «химию» между ним и юной актрисой Мэделин Юной Войлс, которая исполнила роль ребенка-ИИ.

В мире «Создателя» кипит конфликт между людьми и искусственными интеллектами, но причины войны, расклад сил и цели сторон не такие, как мы привыкли видеть в подобных историях
В мире «Создателя» кипит конфликт между людьми и искусственными интеллектами, но причины войны, расклад сил и цели сторон не такие, как мы привыкли видеть в подобных историях

Фоном же для приключений этого тандема служит футуристическая военная драма. Впрочем, пожалуй, правильнее будет сказать не «фон», а «второй пласт повествования», ведь это не просто декорация, а действительно равнозначная часть истории. За два с небольшим часа экранного времени Эдвардс успевает познакомить нас с простыми вояками, причем с обеих из враждующих сторон, и показать, что и у тех, и у других есть своя правда. Хотя очень легко считывается, чья именно ему ближе и на чьей стороне симпатии режиссера. И в фильме есть немало пугающих и берущих за душу сцен, в которых показано разрушительное вмешательство войны в мирную жизнь.

Это роднит «Создателя» с «Изгоем-Один» и наконец позволяет отмести сомнения, что тот в итоге получился фильмом не столько Эдвардса, сколько Тони Гилроя. Новая работа режиссера убедительно доказывает, что он здорово умеет снимать фантастическое кино о войне. С одной снимает зрелищный и разнообразный экшен, а с другой — демонстрирует и ее ужасы и то, как она влияет на тех, кого она затрагивает.

Искусственные интеллекты в «Создателе» подчас человечнее, чем люди
Искусственные интеллекты в «Создателе» подчас человечнее, чем люди

Отношение Гарета Эдвардса к войне явно созвучно со знаменитым слоганом из Fallout «Война никогда не меняется». Виды оружия, способы ведения боевых действий и даже враждующие стороны — все этого могут коснуться перемены. Но в фильмах Эдвардса явно видна мысль, что суть войны остается той же, что в реальном мире, даже если она происходит в далекой галактике или в будущем, где рядом с людьми живут искусственные интеллекты. Недаром при просмотре фильмов кроме ассоциаций с различными фантастическими историями, о которых мы говорили выше, возникает и еще одна — с классическими военными драмами вроде «Апокалипсиса сегодня». И, думается, весьма лестно для «Создателя», что такое сравнение приходит в голову.

Когда дополнение лучше некоторых игр — обзор Resident Evil 4: Separate Ways

К сожалению, не вполне удачной получилась развязка фильма. Хотя и глобальный конфликт, и личные арки персонажей Эдвардс завершает красиво и эмоционально, финальное противостояние получилось сумбурным и поспешным. Когда герои добираются до станции «Номад», которая и выступает в роли пресловутого супероружия, противники словно бы беруться играть с ними в поддавки, Джошуа и Альфи начинают буквально сами создавать себе проблемы, и все происходит как-то слишком торопливо. Темп последних 10-15 минут резко контрастирует со всем предшествующим фильмом, где соблюден практически идеальный баланс между событийностью и экшеном с одной стороны и раскрытием героев и развитием их отношений — с другой. Проблемы финальной части фильма нельзя не отметить, но они не способны испортить впечатления от «Создателя» в целом, который точно можно отнести к числу лучших образцов кинофантастики последних лет.

«Создатель» — редкий по нашим временем пример фантастического фильма, не входящего в какую-то большую франшизу и не снятого по мотивам популярного произведения. Причем пример исключительно удачный. Очень хочется надеяться, что «Создатель» добьется успеха в прокате и поможет Гарету Эдвардсу перезапустить свою карьеру.