Найти тему

КИНОкоШКА: Сокровища кино-нуара — «Странная любовь Марты Иверс»

Продолжаем традиции нашей КИНОкоШКИ и пишем свои впечатления о просмотренных фильмах.

Один из рекламных постеров фильма
Один из рекламных постеров фильма

«СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ МАРТЫ ИВЕРС»
(THE STRANGE LOVE OF MARTHA IVERS, США, 1946. РЕЖ. ЛЬЮИС МАИЛСТОУН). IMDb: 7.4 / Я: 7.3

Фильм по рассказу Джона Патрика «Любовь истекает кровью».

В 1928 году молодая богатая наследница Марта Иверс пытается убежать из отчего дома вместе со своим молодым человеком. Но ее ловит полиция и возвращает домой. Марта ненавидит свою тетю, которая является ее опекуншей до наступления совершеннолетия. Когда подворачивается возможность, Марта сталкивает пожилую женщину с лестницы… Или это получается случайно? Дальше сюжет рассказывать не буду — смотрите сами.

кадр из фильма
кадр из фильма

Дебютная роль Кирка Дугласа (сам Хамфри Богарт настоятельно рекомендовал этого парнишку продюсеру фильма). Его партнерша Барбара Стэнвик, наоборот — числилась в это время звездой первой величины, самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда, и, по воспоминаниям о съемках, очень капризничала: сама выставляла свет на свои сцены, требовала, чтобы Дуглас «не отвлекал на себя внимание зрителей» во время ее реплик в кадре и, вообще — всячески третировала новичка.

«"При необходимости у меня есть кое-что, что полностью затмит всю твою игру". С этими словами она высоко подняла юбку и поправила подвязку.» (Из воспоминаний о съемках).

Из критики:

«Фильм ’Двойная страховка’ Билли Уайлдера обнаружила начало нового этапа в карьере Барбары Стэнвик. Актриса стала сниматься в нуарах. Ее резкая харизма, которую было достаточно сложно скрыть, идеально вписалась в жесткий и мрачный мир американского нуара. Более того, Стэнвик была уже не молода. Актриса уже не могла позволить себе откровенные роли сексуальных дам. Зато, она практически идеально подходила для амплуа обаятельных злодеек. ’Странная любовь Марты Айверс’ — картина, в максимальной степени подчеркивающая все преимущества Стэнвик.»
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Кирк Дуглас позже писал, что поначалу Стэнвик была к нему равнодушна, пока в какой-то момент она не обратила на него внимание и не сказала ему: «Эй, ты довольно хорош». Дуглас, уязвленный тем, что его ранее игнорировали, ответил: «Слишком поздно, мисс Стэнвик».

Но вернемся к фильму.

Афиша фильма
Афиша фильма

Номинация на «Оскар» за лучший сценарий (он, и правда, там очень круто заверчен). Люди много курят, пьют, стыдятся врать ради собственной выгоды… Герой, чтобы не воспользоваться моментом и не соблазнить прекрасную женщину, которая ему очень нравится, хватает литровую бутылку виски и всю ночь пьет в соседней комнате, пока не сваливается. Потому что иначе он сам себя бы не уважал. Хотя барышня была очень не прочь.

Человек может заработать кучу бабла, если чуть-чуть поступится своей честностью по отношению к другому человеку. И может сесть на всю жизнь в тюрьму — если не поступится. И ему очень-очень сложно сделать выбор. Понимаете? Человеку очень сложно сделать выбор в этой ситуации. Боюсь, что в наше время многие из зрителей смогут воспринять такое только как охеренную фантастику. И это меня печалит.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Исследователь нуара в кинематографе Пол Шрейдер выделяет три фазы развития нуара. Первая фаза (временной период 1941-46 годов) — фаза частного детектива, «волка-одиночки», героев Чендлера и Хэммета.

В коллекцию мирового кинематографа эта фаза нуара дала такие шедевры как «Мальтийский Сокол», «Касабланка», «Женщина в окне», «Почтальон всегда звонит дважды» … И «Странную любовь Марты Иверс».

Американская пресса писала:

«„Странная любовь Марты Иверс“ — один из тех по настоящему мрачных фильмов-нуар, в котором смысла намного больше, чем в самой рассказанной истории. Нет больше подобных фильмов, в которых бы с такой беспристрастностью рассказывалось об укоренившемся психозе».
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вторая роковая женщина фильма — дебютанка и будущая звезда Лизабет Скотт.

Лизабет Скотт в фильме
Лизабет Скотт в фильме

Ходили слухи, что за время съемок актриса «некорректными способами» убедила продюсера дать ей больше экранного времени, чем подразумевал сценарий и уже после финального монтажа продюссер Хэл Уоллис потребовал от режиссера переснять ряд ключевых сцен и дать там больше реплик и крупного плана Лизабет Скотт. «Тебе надо — ты и переснимай», — возмутился оскорбленный режиссер и покинул площадку.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В итоге часть сцен переснял сам Уоллис, а красотка Лизабет Скотт получила больше экранного времени. За счет времени Барбары Стэнвик, что послужило началом, мягко выражаясь, долгих неприязненных отношений. И, кажется, это существенно повлияло на дальнейшую кинокарьеру Лиз Скотт.

Кадр их фильма
Кадр их фильма

Как и положено в классическом нуаре — в этом фильме нет положительных персонажей. Если всмотреться — то и явно отрицательных тоже нет. «Не мы такие — жизнь такая» — эта поговорка подходит к сюжету.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Наверное, из нашего времени непросто с ходу посмотреть этот фильм без определенного навыка просмотра (это — как с классической музыкой).

Но тот, кто сумеет войти в двери этого мира — получит свое удовольствие и свою пищу для размышлений.

Основной актерский состав картины
Основной актерский состав картины

Еще?

КИНОкоШКА: «Мёртвые не умирают» — фильм, которым восхищаться так-же глупо, как и критиковать его.
Новая скифская площадь16 сентября 2023
КИНОкоШКА: Счастливое число Слевина — неонуар, ирония и катарсис
Скифская площадь12 сентября 2023
КИНОкоШКА: «Элвис» — блестящий атракцион и смерть от Любви.
Скифская площадь4 августа 2023