«Воспитание» - слово, которое нагоняет тоску: оно такое пресное, немодное, связанное с жесткими правилами и вечными нравоучениями, поэтому в современном обществе многие педагоги и родители изощряются, чтобы трансформировать сам процесс воспитания в игру, либо вообще дают ребенку полную свободу действий в надежде, что ребенок сам через какое-то время сообразит что хорошо, а что плохо. Многие же продолжают воспитывать по старинке, как воспитывали их, внушая ребенку единственно верные поведенческие правила, наказывая за плохое поведение и взывая к совести маленького человека.
Согласитесь, что мало кто из родителей просто разговаривает с ребенком - для разговоров нужно время, а где его взять, если все до позднего вечера на работе, а после работы свободное время обязательно займут домашние дела…
Необходимо понимать, что стирка/готовка/уборка могут подождать 10-15-30 минут, а вот дети ждать не могут - они имеют свойство расти, и те беседы, которые должны были произойти с ними в определенный момент, будут совершенно неактуальны для них через какое-то время…
Важно и то, что разговор как таковой вообще не имеет значения: если вы мыслями где-то далеко, и только сделаете вид, что заинтересованы ребенком, то ребенок это обязательно почувствует!
В разговоре очень важно содержание: вопросы, реакция на ответы, равноценный обмен мнениями и ощущение полного доверия друг другу: кто бы что ни сказал, все будут услышаны и поняты.
В моменты таких бесед обязательно нужно создавать ребенку ситуацию нравственного выбора, ни в коем случае не навязывая единственно правильный вариант, но аккуратно, через наводящие вопросы, приближая ребенка к гуманному решению ситуации.
Такие беседы очень ресурсозатратны: на это нужно время, внутренние силы взрослых, их глубина и мудрость. Далеко не все взрослые обладают педагогическим чутьём, поэтому в «неумелых руках» данные беседы не только не приведут ни к какому положительному результату, но могут и наоборот сформировать у ребенка ложные понятия о тех или иных вещах.
Серия пособий «Размышления о важном» создана в помощь родителям и педагогам для организации таких разговоров и фокусируется, в первую очередь, на развитии именно духовно-нравственных качеств, а уже потом на отработке предметных навыков.
К каждому ситуативному заданию (математической задаче или упражнению по русскому языку) идёт несколько вопросов для размышления, в ходе которого происходит диалог между взрослым и ребенком. Большую роль играет умение взрослого углубляться в суть ответов ребенка, как клубок раскручивая ситуацию, поступки героев и их причины.
Для развития умения работы с пособием и развития необходимого уровня коммуникации в скором времени будут проводиться вебинары для родителей и педагогов + видеоразборы конкретных задач, чтобы беседы с детьми были максимально эффективными, и у них, у детей, как можно чаще случались духовные «инсайты». :)
В честь выхода первой рабочей тетради по математике для 1 класса из серии пособий «Размышления о важном» я запускаю акцию "Пособие за репост": нужно просто подписаться хотя бы на одну из страниц пособия, сделать репост рекламной публикации и получить подарок! Группа в ВК , страница в Instagram (запрещён на территории РФ) - добро пожаловать!
Да, кстати, я совсем забыла представиться - я Ксения Игоревна и у меня:
- 9-летний опыт работы в системе образования;
- педагогическое, психологическое, управленческое и театральное образования;
- огромное желание принести людям пользу и внести свой вклад в воспитание нового высоконравственного поколения!
Подробнее о себе я расскажу в отдельной публикации!
Обязательно задавайте вопросы и пишите комментарии, я с радостью на них отвечу!!