Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок». Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в
урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации
позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования –
сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность
продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с
усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего
образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается,
что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве
«основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-
ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
· воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России;
· воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности;
· формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать
творческие способности и эстетический вкус;
· воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре;
· воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
· содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру;
· формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4
классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2-4 класс
- 34 учебных недели в год).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная
прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры,
учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в
музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
3
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребёнка.
Это проявляется:
· в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
· в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе
воспитания;
· в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
1класс
Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – конверт- копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй
четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила
жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения
информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х
классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше
познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское
движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и
дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных
задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.
Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации
трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой
части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и
классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном
празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего
дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы
родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для
реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые
качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через
понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека:
4
Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы –
хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует
празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других
праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок
– Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале
учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива,
сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта
совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …»
Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая
работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в
команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет
задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания
выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания:
построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),
«молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – Конверт- копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй
четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая
мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того,
что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлёнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время
первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление,
вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на
уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного
года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной
нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в
том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека
5
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является
логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к
семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) –
хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
3-4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале
учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в
начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и
осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – конверт- копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй
четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных
олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными
способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том
числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее
высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации
трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного
года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и
учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные
мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника.
6
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые
качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек
является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок
должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры
своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
· осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
· сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
· уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке
как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей
страны.
Духовно-нравственное воспитание:
· понимание связи человека с окружающим миром;
· бережное отношение к среде обитания;
· проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
· признание индивидуальности каждого человека;
· проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
· неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
· выполнение __________нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание:
· уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
· стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
· соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
· бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
· осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
· бережное отношение к природе;
· неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
· первоначальные представления о научной картине мира;
· познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
· проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-
исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
· способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
7
· способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои
мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
· умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
· умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
· умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
· умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
· понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,
видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
· умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
· умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
· умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения;
· участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска
ответа;
· умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками,
работая в группе;
· умение высказывать и отстаивать свое мнение;
· умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
· корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
· умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах
взаимоуважения и помощи;
· признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
· умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя
аргументы;
· умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по
отношению к окружающим;
· умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
· умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
· умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
· умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств
её достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного
обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
· формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
· формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
1 класс
умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости
дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им
следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
8
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о
некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств
эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность,
изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со
взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной
среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс
утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
2 класс
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального
опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с
позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного
слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств
соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни
с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения;
лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр», «добровольчество», умение
определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на
укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость
ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения
в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение
различными приёмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного
края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.
классы
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и
волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые
волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для
других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление
здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения
правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства
гордости за достижения малой Родины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1класс
№ п/п Тема Кол-во
часов ЦОР ЭОР
1
Подготовительный этап к участию в Программе
1
https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A
https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw
https://disk.yandex.ru/i/3tqEp3ZGYR7-ug
https://disk.yandex.ru/i/_meoL8kHAdUDYA
2 Вводный «Орлятский урок» для детей первого года
участия в Программе
1
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
Орлёнок – Эрудит – 5 часов
3 «Кто такой эрудит?» 1 https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog
https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw
4 «Эрудит-это...» 1 https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ
5
«Всезнайка»
1
https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg
https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8Cr Q
Танцевальный флешмобом «Что такое доброта»
https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ
6 «Встреча с интересным эрудитом – книгой» 1 Танцевальный флешмобом «Что такое доброта»
7 «Подведём итоги» 1 https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ
Орленок – доброволец – 4 часа
8 «От слова к делу» 1
https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg
9 «Спешить на помощь безвозмездно! » 1 https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8Cr Q
10 «Совместное родительское собрание «Наша забота!» 1
11 «Доброволец - это доброе сердце» «Подведём итоги» 1
«Орлёнок – Мастер» - 4 часа
12
«Мастер – это …»
1
Стихотворение С. Маршака «Мастер- ломастер» или
просмотр мультфильма по стихотворению.
https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA
13 «Мастерская Деда Мороза…» 1 https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZ vA 14 «Класс мастеров» 1
10
15 «Классная елка!» «Новогоднее настроение» 1 https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3 Q
Орлёнок – спортсмен – 4 часа
16 «Утро начнем с зарядки!» 1
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ
https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ
17 «Сто затей для всех друзей» 1
18 «Весёлые старты» «Самые спортивные ребята моей
школы» 1
19 «Азбука здоровья» 1
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 4 часа
20 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 1
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg
21 «История школы – моя история» 1
22 «Поход в музей» 1
23 «Историческое чаепитие» 1
Орлёнок – Эколог - 5 часов
24 «ЭКОЛОГиЯ » 1 https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ
Мультфильм «Смешарики» по теме экологии
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw
https://disk.yandex.ru/client/disk
25 «Каким должен быть настоящий эколог?» 1
26 «В гости к природе» 1
27 «Мы друзья природе» 1
28 «Орлята – экологи» 1
Орленок-лидер -5 часов
29 «Лидер – это …» 1
фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g
30 «Я могу быть лидером!» 1
31 «С командой действую!» 1
32 «Как становятся лидерами?» 1
33 «Мы дружный класс» 1
ИТОГО 33 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ Тема Кол-во
часов ЦОР ЭОР
1 Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия
в Программе
1
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
Орленок-лидер – 4 часа
2 «Лидер – это …» «Мы дружный класс!» 1 фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
– конвертом копилкой «Эрудита»
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
3 «Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?» 1
4 «С командой действовать готов!» «Верёвочный курс» 1
5 «КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет 1
Орлёнок – Эрудит – 4 часа
6 «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» 1
https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/
raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit
7 «Развиваемся я, играя!» «Воображари УМ» 1
8 «Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?» 1
9 Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги
трека «На старте новых открытий 1
Орлёнок – Мастер - 5 часов
10 «Мастер – это…» 1
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/?ysclid
=llokep8qay493518882
https://m.vk.com/orlyata_rus
11 Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу» 1
12 «Город Мастеров» «В гости к мастерам» 1
13 КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!» 1
14 «Путь в мастерство» – подводим итоги 1
Орленок – доброволец – 4 часа
15 «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» 1 легенда об Орлятском круге –
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q
https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch- podrugomu/
korobka-hrabrosti
16 КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» 1
17 «Добровольцем будь всегда!» 1
18 «Портрет добровольца» 1
Орлёнок – спортсмен - 4 часа
19 «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»
«Должен быть режим у дня» 1 м/ф «Нехочуха» https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A
https://m.vk.com/orlyata_rus
20 «О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей» 1 11
12
21 «Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У
рекордов наши имена»
1
22 «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» 1
Орлёнок – Эколог -6 часов
23 «ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?» 1 https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ
Мультфильм «Смешарики» по теме экологии
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки
«Мусор в лесу» Мультфильмы на экологическую тему
мультфильм «Мальчик и Земля
24 «Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?» 1
25 «Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике» 1
26 «Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим
экологом»
1
27-28 «Шагая в будущее - помни о планете». Работа над проектом. 2
Орлёнок – Хранитель исторической памяти - 6 часов
29 «Орлёнок– Хранитель исторической памяти»
«Хранитель семейных традиций» 1
видеоролик «Мульти-Россия» http://www.multirussia.ru/
https://m.vk.com/orlyata_rus
30 «Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны»
Кодекс «Орлёнка – хранителя» 1
31 «Знать, чтобы хранить»
«Историческое чаепитие» 1
32 «Расскажи мне о России» 1
33 «Я – хранитель, мы – хранители» 1
34 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном
году 1
ИТОГО 34 часа
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-4 класс
№ п/п Тема Кол-во
часов ЦОР ЭОР
1 Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия
в Программе
1
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
Орленок-лидер – 5 часов
2 «Лидер – это …» 1
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://m.vk.com/orlyata_rus
3 «Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер» 1
4 «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!» 1
5 КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет
вести за собой» 1
6 «Мы дружный класс!» 1
Орлёнок – Эрудит – 4 часа
7 «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» 1 Серия «Эрудит» анимационного сериала
«Смешарики»
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
Серии №190 «Кроссворд» юмористического
киножурнала «Ералаш
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
Презентация «10 великих изобретений русских
учёных»
8 «Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор» 1
9
«Твори!
Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
1
10 Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать»
Итоги трека «На старте новых открытий
1
Орлёнок – Мастер – 5 часов
11 «Мастер – это…» 1
Презентация учителя о 10 самых известных
мастерах родного края России
https://m.vk.com/orlyata_rus
12 «Россия мастеровая» 1
13 «Город Мастеров» «В гости к мастерам» 1
14 «От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела» 1
15 «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим 1
14
итоги
Орленок – доброволец – 4 часа
16 «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» 1 Просмотр мультфильма «Рука помощи
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://www.youtube.com/ watch?v=hr2rCo2tpmA
Мультфильм о волонтёрах
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
17 КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» 1
18 Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку
миру!» 1
19 «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» 1
Орлёнок – спортсмен -5 часов
20 «Движение – жизнь!» 1 Танец «Нука-нака»
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng На
зарядку-становись!
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
Мультфильм Спортландия 1 серия
https://yandex.ru/video /preview/?text=
мультик%20про%20зож%20 Спортландия&path=
wizard&parent-reqid=1645931995773862-
9789962654526820843-
vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL-
9679&wiz_type=vital&filmId=
1069979878161687077 15
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q
Спортландия зарядка - https://disk.yandex.ru/i/i-
ArRmQXsyDGEw Танец «Двигайся»
https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg
21 «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» 1
22 «Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное» 1
23
Спортивная игра
«Книга рекордов»
«Встреча – подарок»
1
24
«Азбука здоровья»
1
Орлёнок – Эколог – 4 часа
25 «ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии» 1 Презентация/видео о работе экологов
(добровольцев, профессионалов, взрослых и
детей).
видео о красоте природы РФ
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA Работа
экологов России
мультфильм «Мальчик и Земля»
26 «Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую» 1
27 Экологический квест
«Ключи природы» 1
28 Игра по станциям
«Путешествие в природу» 1
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 6 часов
15
29 «Орлёнок– Хранитель исторической памяти» 1 Мультфильм «Мульти-Россия»
«Мульти-Россия» (второе официальное название
«Мы живем в России») — цикл
мультипликационных роликов о разных регионах,
городах и народностях России. Является
совместным проектом продюсерской компании
«Аэроплан» и студии «Пилот». Работа над данным
сериалом была начата в 2006 году.
30 «Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя» 1
31 «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» 1
32 КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России» 1
33 « Мы – хранители» 1
34 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном
году 1
ИТОГО – 34 часа
16
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п
Тема занятия Всего часов Дата проведения
План Факт
1. Подготовительный этап к участию в Программе 1
2. Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в
Программе
1
3. «Кто такой эрудит?» 1
4. «Эрудит-это...» 1
5. «Всезнайка» 1
6. «Встреча с интересным эрудитом – книгой» 1
7. «Подведём итоги» 1
8. «От слова к делу» 1
9. «Спешить на помощь безвозмездно! » 1
10. «Совместное родительское собрание «Наша забота!» 1
11. «Доброволец - это доброе сердце» «Подведём итоги» 1
12. «Мастер – это …» 1
13. «Мастерская Деда Мороза…» 1
14. «Класс мастеров» 1
15. «Классная елка!» «Новогоднее настроение» 1
16. «Утро начнем с зарядки!» 1
17. «Сто затей для всех друзей» 1
18. «Весёлые старты» «Самые спортивные ребята моей
школы»
1
19. «Азбука здоровья» 1
20. «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 1
21. «История школы – моя история» 1
22. «Поход в музей» 1
23. «Историческое чаепитие» 1
24. «ЭКОЛОГиЯ » 1
25. «Каким должен быть настоящий эколог?» 1
26. «В гости к природе» 1
27. «Мы друзья природе» 1
17
28. «Орлята – экологи» 1
29. «Лидер – это …» 1
30. «Я могу быть лидером!» 1
31. «С командой действую!» 1
32. «Как становятся лидерами?» 1
33. «Мы дружный класс» 1
Итого: 33
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п
Тема занятия Всего часов Дата проведения
План Факт
1. Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в
Программе
1
2. «Лидер – это …» «Мы дружный класс!» 1
3. «Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?» 1
4. «С командой действовать готов!» «Верёвочный курс» 1
5. «КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет 1
6. «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» 1
7. «Развиваемся я, играя!» «Воображари УМ» 1
8. «Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?» 1
9. Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги
трека «На старте новых открытий
1
10. «Мастер – это…» 1
11. Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу» 1
12. «Город Мастеров» «В гости к мастерам» 1
13. КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!» 1
14. «Путь в мастерство» – подводим итоги 1
15. «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» 1
16. КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» 1
18
17. «Добровольцем будь всегда!» 1
18. «Портрет добровольца» 1
19. «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»
«Должен быть режим у дня»
1
20. «О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей» 1
21. «Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У
рекордов наши имена»
1
22. «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» 1
23. «ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?» 1
24. «Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?» 1
25. «Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике» 1
26. «Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим
экологом»
1
27. «Шагая в будущее - помни о планете». Работа над проектом. 1
28. «Шагая в будущее - помни о планете». Работа над проектом. 1
29. «Орлёнок– Хранитель исторической памяти»
«Хранитель семейных традиций»
1
30. «Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны»
Кодекс «Орлёнка – хранителя»
1
31. «Знать, чтобы хранить»
«Историческое чаепитие»
1
32. «Расскажи мне о России» 1
33. «Я – хранитель, мы – хранители» 1
34. Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном
году
1
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п
Тема занятия Всего часов Дата проведения
План Факт
1. Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в
Программе
1
2. «Лидер – это …» 1
3. «Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер» 1
19
4. «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!» 1
5. КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет
вести за собой»
1
6. «Мы дружный класс!» 1
7. «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» 1
8. «Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
1
9. «Твори!
Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
1
10. Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать»
Итоги трека «На старте новых открытий
1
11. «Мастер – это…» 1
12. «Россия мастеровая» 1
13. «Город Мастеров» «В гости к мастерам» 1
14. «От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела» 1
15. «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим
итоги
1
16. «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» 1
17. КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» 1
18. Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку
миру!»
1
19. «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» 1
20. «Движение – жизнь!» 1
21. «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» 1
22. «Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
1
23. Спортивная игра
«Книга рекордов»
«Встреча – подарок»
1
24. «Азбука здоровья» 1
25. «ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии» 1
26. «Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
1
27. Экологический квест
«Ключи природы»
1
20
28. Игра по станциям
«Путешествие в природу»
1
29. «Орлёнок– Хранитель исторической памяти» 1
30. «Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя» 1
31. «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» 1
32. КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России» 1
33. « Мы – хранители» 1
34. Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном
году
1
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п
Тема занятия Всего часов Дата проведения
План Факт
1. Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в
Программе
1
2. «Лидер – это …» 1
3. «Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер» 1
4. «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!» 1
5. КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет
вести за собой»
1
6. «Мы дружный класс!» 1
7. «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» 1
8. «Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
1
9. «Твори!
Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
1
10. Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать»
Итоги трека «На старте новых открытий
1
11. «Мастер – это…» 1
12. «Россия мастеровая» 1
13. «Город Мастеров» «В гости к мастерам» 1
21
14. «От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела» 1
15. «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим
итоги
1
16. «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» 1
17. КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» 1
18. Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку
миру!»
1
19. «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» 1
20. «Движение – жизнь!» 1
21. «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» 1
22. «Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
1
23. Спортивная игра
«Книга рекордов»
«Встреча – подарок»
1
24. «Азбука здоровья» 1
25. «ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии» 1
26. «Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
1
27. Экологический квест
«Ключи природы»
1
28. Игра по станциям
«Путешествие в природу»
1
29. «Орлёнок– Хранитель исторической памяти» 1
30. «Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя» 1
31. «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» 1
32. КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России» 1
33. « Мы – хранители» 1
34. Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном
году
1
Итого: 34