Как и у автора, дед по материнской линии был зажиточный казак, то есть кулак. У них было 16 душ детей. Старший дядя Петя имел четыре Егория, как он говорил, и множество орденов и медалей за ВОВ. А родился он в 1888г.
Сейчас, вспоминая этих людей, убеждаюсь, какие сильные духом были наши предки! А другой дед по отцовской линии руководил районным ВЧК. Были очень непростые времена.
И все же многие считают, в том числе и я, что развал Союза ничего хорошего нашей стране и гражданам не принес, кроме узкого круга лиц, умеющих ловить рыбку в мутной воде, позволившей им обогатиться за счет остальных граждан.
Как говорится, закон сообщающихся сосудов никто не отменял. Если где- то прибыло, значит где-то убыло. А убыло у основной массы населения, а прибыло небольшой кучке.
/Пуп Земли/
Сегодня в России 4 ноября - День народного единства России. День, который, предположительно по мнению властей, должен заменить российскому народу 7 ноября - День Великой Октябрьской революции.
Ведь этот день, по мнению одних, дал толчок в развитии государства и народа, а для других - это цивилизационный разрыв поступательного развития общества...
И ведь начинает забывать наш народ 7 ноября.
Но при этом 4 ноября до сих пор не стал праздником. Каким праздник был в день 7 ноября.
Поздравляю всех с Днем народного единства и наступающим Днём Великой Октябрьской революции!
В моей статье "Клеветникам России" понравился рассказ Ya-PaLyCh:
"Не знаю про потери на коллективизации. Расскажу за жизнь дедов-прадедов на реке Лена севернее Киренска. Двое прапрадедов (точнее один прапрадед, другой его брат) служили у государя в лейб-гвардии кирасирами. В Первую Мировую от души своими палашами пошинковали германцев, и где-то даже австрияки попадались.
В 18-м году всеми правдами и неправдами вернулись по домам, увернувшись от "мобилизации" и большевиками, и белыми, и прочими сербуркозявчатыми.
Село Чугуево не имело дорожного сообщения с Киренском, жило спокойно и богато. Летом в него по реке приходили пароходы, зимой можно было только на санях по льду добраться до города за день-другой. Жили. Детей строгали, тайгу корчевали, пахали, сеяли и свой хлебушек ели, хотя основу пропитания составляли рыба и дикое мясо. С городом торговали пушниной и прочими дарами тайги и реки. Не жаловались, в общем-то.
Зимой как-то на санях привезли из города партийного, который начал организовывать колхоз. Первым делом сыскали двух самых бедных. Один алкаш, второй просто лентяй. Из них составили комитет бедноты, одного назначил председателем колхоза, второго его замом и помом. Ну, мужики пока согласились. Типа посмотрим, что это за блажь новой власти,и даже в колхоз вошли.
Ну а потом, как пошла мода на раскулачивание, да как эти два бездельника попытались кого-то из сельчан прижать и раскулачить. Мужики это дело по-простому пресекли: предутренней зарёй обоих спящих повязали, на лошадок погрузили, в тайгу вывезли. Лекцию им прочитали про пагубность их необдуманных поступков. Те во время лекции елозили голыми задницами на муравейниках. По окончании лекции надавали подзатыльников, веревки разрезали и отпустили. Всё!
Никого не раскулачили и не сослали, тем более что куда из Сибири ссылать!
Колхоз выполнял план по зерну и пушнине, по мясо-молочке и рыбе. С него план не спрашивали, так как вывозить было сложно, да и с пастбищами в тайге сложно. Коров едва по одной на двор имелось. Повышенные обязательства два "деятеля" пред начальством не заявляли, ибо буквально пятой точкой прочувствовали, чем это чревато.
В селе организовалась библиотека-клуб-правление-школа -всё в одной большой общественной избе. Даже радиоприемник батарейный незадолго до войны установили.
Вот по этому приемнику в конце июня и узнали, что опять с германцами воевать придётся.
Буквально на следующий день напоили обоих бездельников до бесчувственного состояния, чтоб ничего не знали, и в тайгу на неделю свалили, где недалеко от зимовий раскорчевали, выжгли, распахали площади, засеяли репой и овсом. И про те поля за всю войну никто из поселковых никому ни слова ни-ни! В конце августа-начале сентября мужиков призвали, но они успели ещё заготовить на год изрядно ореха и рыбы навялить/насолить. Ударными темпами дров на два-три года заготовили.
С колхозных полей пшеницу убирали уже бабы да подростки со стариками. Урожай практически весь ушёл "на фронт". За невыполненный план по пушнине новая председательница колхоза послала городское начальство известным путём спрашивать у охотников, которые теперь на фронте на немцев охотились.
Первый год сидели на репе, рыбе, таёжном мясе да на орехах. Недозревший овёс ушёл на корм немногочисленных лошадок и коров. Это уже на второй только год на тайной таёжной заимке посеяли пшеницу и опять стали для себя печь пресные лепёшки и каши варить.
С войны ВСЕ мужики вернулись!
Половина раненые, калеченные, но все! Настоящий хлеб заново стали только после войны печь. А так... Ну, было до коллективизации и до войны село-посёлок зажиточным и богатым. И в войну сами не голодали, и план по зерну выполняли!
PS: Дед мой 1927 года рождения, ещё в 1943-м году написал в Киренский военкомат заявление на прием его в военное училище. Отказ. Ответ был простой:
Страна воюет! Стране нужно золото! Продолжай штатным охотником-проводником сопровождать экспедиции по Якутии.
Ежегодно до 1948 года писал заявления. И ежегодно практически одинаковый ответ. Отучился в техникуме на агронома, а в армию так и не взяли даже на срочную службу. Очень он этим возмущался.
Женился в 16 лет по традиции села Чугуево, перед тем доказав, что уже взрослый мужик, добыл медведя на "пальму". Ну вот такой уклад был: если не струсил и одолел - завидный жених, девки сразу глазки строить будут. Побоялся - лучше вообще убирайся куда подальше, где тебя людская молва не догонит и не опозорит.
Ну а про сватовство - отдельная история.
Это как с гарбузом в фильме "Максим Перепелица". Только в Сибири гарбузы не растут, а вот свататься ездят, как снег ляжет на санях в соседнее село или деревню. И ни да, ни нет сватам сразу не объявляют. Просто те узнают решение на обратной дороге.
Если их коняшка их до дому довёз, значит, отец невесты согласен выдать дочку замуж. Если не согласен - кто-то из домашних во время беседы, как правило брат невесты, тайком выпоит их рысаку, стоящему во дворе, чекушку самогона, от которого конь вроде и не пьян, но в какой-то момент закусывает удила и несёт со всей дури по кочке да об листвяки. Сани вдребезги. Сваты пешком до своей деревни добираются. Это значит отказ".
Такая вот сибирская поэма от Ya-PaLyCh...
Что скажете, друзья!
От автора. Допускаю, что в глухом селе так и было: выбрали в комбед пьяниц и бездельников.
Но большевики были не дураки назначать пьяниц руководителями.
Например, мой родной дед Иван (на заглавном фото сидит в центре с внучком). Организатор Советской власти в Сибири, никогда пьяницей не был. Фронтовик I мировой, хлебнувший войны по горло, брать оружие в руки и воевать дальше, не хотел. Тем более воевать со своими.
Он хотел просто жить.
Его большевиком сделали колчаковцы, выпоров вместе с другими фронтовиками на сельской площади перед церковью, за неприбытие по объявленной адмиралом Колчаком мобилизации.
Такое парень сибиряк не мог стерпеть.
Убив командира карательного отряда, колчаковского офицера, командовавшего поркой, он ушёл в красные партизаны.
В дальнейшем дед Иван - замкомандира партизанского полка по разведке в партизанском корпусе Громова.
После гражданской войны - организатор первой коммуны в селе, потом колхозов и до пенсии председатель сельского совета. А тогда это был большой начальник на селе. Ведь в том же родном селе было 12 колхозов, которые подчинялись Советской власти.
К слову, дед до глубокой старости работал. Например, занимался пчелами на собственной пасеке. Пока меня, малолетнего, на тот момент единственного прямого внука, не искусали пчелы. Пасеку в тот же день сбыл.
Добавлю. Из трех сыновей деда двоих забрала война.
Среднего Василия под Харьковом, а старший, капитан Михаил прошедший всю войну и 1949 году служивший в Таврическом военном округе, погиб в октябре в бою...
Такая вот ремарка.
Смотреть еще:
===
Эмоции 👍 "фи" 👎