Сергей Александрович, по поводу Ваших тезисов, что Запад вновь куда-то пытается влезть, в том числе к нашим соседям. Навести свой демократический порядок, чтобы у лидеров стран СНГ были «демократические косточки», как говорит Джо Байден. Видимо, он весь из «демократических косточек» состоит. Еле двигаются.
Сергей Михеев: Остеопороз у него.
Демократический остеопороз у него и в костях, и в голове. Коллективный Запад продолжает лезть: откуда-то пытаемся выбить, а он с другой стороны заходит. В Берлине состоится первый саммит глав государств «ФРГ - Центральная Азия» в рамках формата «С5+1». Приехали главы Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Будут обсуждать с президентом ФРГ Штайнмайером и канцлером Олафом Шольцем перспективу европейских инвестиций в энергетический сектор экономик стран Центральной Азии. Эксперты считают, что европейцы таким образом продолжают искать возможности для выдавливания России или ослабления ее позиции в Центрально-Азиатском регионе. Понятно, что возвращение колонистов в Центральную Азию потребует от региона дистанцироваться от России экономически и политически. Президент Казахстана Токаев встречался с Шольцем и сделал ряд заявлений. Наверное, ключевое заявление Токаева, что «Казахстан не является анти-Россией». Пытаются из Казахстана слепить анти-Россию. Казахстан по-прежнему ориентирован на всестороннее сотрудничество с Россией и считает санкции контрпродуктивные. Но либеральная общественность прицепилась к другим словам Токаева. Он сказал: «Мы вынуждены придерживаться тех антироссийских западных санкций, которые ввёл Запад». Сейчас собираются одни из самых важных наших партнёров. Шольц собирает их в Берлине, но, наверное, «методичку» из Вашингтона он получил.
Сергей Михеев: Есть сразу несколько проблем - они постоянно обсуждаются. Я постсоветским пространством давно занимаюсь и написал на эту тему разные советы, аналитические записки, прогнозы и пр. К сожалению, мы все годы на постсоветском пространстве занимались имитацией интеграционных процессов и выстраивания влияния. Сейчас момент истины в этом смысле. Мы видим, что наше влияние весьма иллюзорное. Во всех этих странах, в том числе в Средней Азии, довольно долго сохранялось большое население русских, но мы не приложили никаких усилий, чтобы сделать из них политическую единицу. Что касается Казахстана, я помню, что Ельцин даже помог Назарбаеву уничтожить все зачатки пророссийских организаций: «Как же не помочь демократически избранному президенту?»
А они, наоборот, получили в России скрытые, но готовые к работе большие диаспоры, которые исповедуют двойную лояльность. Они по паспорту россияне, а по факту ни на секунду не забывают, из какой страны приехали. Эта мягкотелость, игра в то, что Россия виновата и всем должна, подыгрывание новым разным национальным государствам, которые строят свою идеологию на национализме – всё это привело к тому, что многие наши структуры работали только в одну сторону. Когда им что-то нужно от России, то они тут как тут. Когда нам что-то нужно от них, их просто не найти или они говорят, что они независимые государства.
Сегодня, к сожалению, все эти «травмы и болезни» постсоветского времени проявляются. Нам сейчас нужны союзники, а где они? Кроме Лукашенко с Белоруссией на постсоветском пространстве союзников у нас нет. Вспомните, как Лукашенко ругали? Сколько грязи на него вылили! Он и «диктатор», и «нелепый», и «нас обманывает всё время». Сейчас стало понятно, кто обманывает, а кто не обманывает.
Саммит «Германия и Средняя Азия». С одной стороны одна Германия, с другой стороны несколько государств Средней Азии. Уже неравновесие. Хочется спросить лидеров государств Средней Азии: зачем вам этот саммит? Я уж не говорю о том, что Германия сейчас находится далеко не в лучшем экономическом положении. Год заканчивается, прогноз ВВП по году в Германии -0,1%.
Рецессия.
Сергей Михеев: Совершенно очевидная. С кем вы собрались налаживать экономическое взаимодействие? Зачем туда едете? Это шаг политический. А все или почти все эти страны входят в ЕврАзЭС, ОДКБ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан) или в другие двусторонние или многосторонние форматы с Россией(Узбекистан и Туркменистан). Вам зачем? Вы что потеряли с Германией? Вы для чего едете? Вы же понимаете, что Москвой это будет расценено как политическая фронда. Те страны, которые за наш счёт, в том числе благодаря трудовым мигрантам, решают массу экономических проблем, поехали за инвестициями в Германию. Что касается российских инвестиций, то для них не всегда создаются достаточно благоприятные условия в странах Средней Азии. Сейчас самое время честно провести аудит, проверку всех наших подходов, которые мы на постсоветском пространстве практиковали ранее. И сделать их более прагматичными, более жёсткими(где это надо) и, самое главное, более эффективными. Потому что итог 30-летней политики на постсоветском пространстве неоднозначный, иллюзорный.
Легко начальнику писать справки про то, что «у нас всё хорошо», проводить ненужные избирательные кампании, выдуманные партии местных людей проводить в парламент (чем я лично занимался неоднократно в своё время) и потом говорить: «Смотрите, это победа». В чём эта победа? Это разве поменяло концептуально ситуацию? Нет, не поменяло. Прошло полгода - год, и местный человек, которому мы помогали, уже повернулся к нам спиной, его ничего не интересует. Почему? Потому что проект закончен, деньги отработаны. Это была имитация, и внутренний смысл всех процессов был такой: доложить наверх, что всё хорошо. Докладывали, ставили галочки, что всё хорошо, а результат где? Результат сейчас проявляется. Хорошо, что Токаев, которого мы спасли от государственного переворота(потому что неизвестно, что бы с ним сделали, если бы мы не вмешались в ситуацию в Казахстане), говорит, что не надо строить из Казахстана анти-Россию. Спасибо и за это. Но он должен понимать, что если они реально начнут строить анти-Россию, то ситуация может оказаться разрушительной для Казахстана. Там не такая сильная государственность, как они сами себе рассказывают. Но пересмотр наших подходов, несомненно, должен быть.
Не знаю, может быть Токаев говорит то, что согласовано с Москвой. Но результаты нашей политики на постсоветском пространстве вызывают массу вопросов. Потому что сбор этих лидеров и встреча с лидером Германии - это политическое действие, учитывая, насколько антироссийски ведет себя Шольц в рамках этого конфликта.