Сергей Курбатов - один из самых уважаемых современных российских акварелистов, хорошо известный у нас в стране и за рубежом: его работы хранятся в "Либеров-центре" Омска, государственном художественном музее Новосибирска, а также в частных коллекциях в Китае, США, Франции и Японии. Курбатов не только пишет картины на заказ, но ещё много и успешно преподаёт, и его мастер-классы, авторские курсы в онлайн-школе Enterclass.com, а также выезды с ним на пленэр пользуются большой популярностью и у начинающих акварелистов, и у тех, кто хочет повысить свой уровень и перенять у мастера его хитрости и интересные "фишки" для работы в самой непредсказуемой и сложной технике живописи.
К успеху привели упёртость, занудство и интернет
Первая встреча маленького Серёжи Курбатова и акварели произошла в детском саду, когда ребятишкам дали краски. Темы занятий по ИЗО были максимально простыми, и каждый рисовал так, как получалось. Вот только акварель ему жутко не понравилась тем, что не ложилась там, где было нужно, а противно растекалась в разные стороны, из-за чего тонкий альбомный лист быстро промокал и шёл катышками, норовя протереться под кисточкой до дыр. А вот густая гуашь мальчику понравилась гораздо больше, потому что "держала себя в рамках" и к ней было гораздо легче приспособиться.
В художественной школе он учился с удовольствием, хотя и без ярких взлётов. В юности подал документы в училище имени Веры Мухиной (теперь Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) на факультет дизайна.
"В художественной школе я не был выдающимся учеником, — вспоминает Сергей Курбатов. — Учились там ребята гораздо талантливее — они получали дипломы на выставках, их работы висели в "зале славы". В петербургской "Мухинке" на факультете дизайна я тоже не блистал, хотя дипломную работу защитил с отличием. Как же вышло, что теперь я сам обучаю других, считаюсь неплохим художником, а мои работы покупают? Скорее всего, это благодаря упёртости или даже занудству, с которыми я снова и снова брал в руки кисть. Я много рисовал. "Я тоже так смогу, а может, даже лучше", — думал я, рассматривая картины своих любимых авторов".
После выпуска из "Мухинки" Сергей Курбатов делал копии картин знаменитых классиков: их охотно брали на реализацию салоны и магазины. Но во что-то серьёзное это занятие не переросло. Почти двадцать лет он занимался разработкой фирменного стиля для компаний, графическим дизайном и рекламой, потому что требовалось обеспечивать семью и "зарабатывать на кусок хлеба с маслом".
"В работе дизайнера всегда спотыкаешься об отношения клиента и заказчика, в которых последний всегда прав, как ни крути, - рассказывает Сергей Курбатов о том периоде жизни. - Помню, как я пришел на собеседование в дизайнерскую контору, а мне сразу открытым текстом сказали: наступи своей песне на горло. То есть ты рисуешь только то, что тебя попросят. Но эта парадигма, этот тезис действительны для всей аналогичной заказной работы. Ты в какой-то степени несвободен и волен действовать только в рамках существующего проекта. С одной стороны — это жёстко, а с другой — суровая, но классная школа жизни. Научись получать кайф от работы, полюби то, что ты делаешь, и радуйся, когда тебя покупают, когда эти заказы проходят все сумасбродные капризы, вплоть до «можно я покажу нашей уборщице, а вдруг ей не понравится?». Заказчики разные. И действительно бывало, что уборщице не нравилось, она требовала каких-то красных вензелей по бордюру — и приходилось переделывать. Сумасшествий было много...
Первый раз я сел за компьютерную иллюстрацию по заказу известной ранее целительницы Травинки. Да-да, туда меня тоже угораздило вляпаться! Когда я жил в Петербурге, надо было чем-то зарабатывать, и мой товарищ нашел эту Травинку. Это был еще тот ад кромешный! Она приходила со своими какими-то канделябрами, гайкой на нитке, крутила ими перед монитором и говорила: "Нет, неживая картинка. Давай рисуй заново". Петя отводил меня в сторону и уговаривал изменить немного, лишь бы Травинка всё согласовала: «Серега, ты палец по-другому загни, она и не узнает». И действительно, она после этого приходила снова махать гайкой и ей уже всё нравилось. Уф-ф-ф…"
Последнюю свою работу в дизайне Курбатов сделал в 2013 году, хотя к этому времени он уже заявил о себе в мире акварельной живописи и стал выставлять свои картины.
"Считаю, что решение плавно перейти на "ручной труд" было самым верным, - говорит Курбатов. - Можно было бы прыгнуть в неизвестность с расчётом, что парашют художника вдруг раскроется. Но в то непонятное время в 90-х годах парашют мог и не раскрыться.
Такой подход разумной осторожности позволил Сергею Курбатову не свалиться в финансовую яму. Всё делал постепенно, не допуская халтуры и совершенствуя своё мастерство. Он считает, что ему повезло жить в очень интересное время, которое предоставляет всем художникам большие возможности. Например, лично ему в продвижении очень сильно помог интернет. Когда Сергей Курбатов сделал свой сайт, то начал выкладывать туда оцифрованные копии работ. Именно с того момента, как о его творчестве узнала широкая аудитория, всё и началось.
"У нас огромная история изобразительных искусств. Есть античность, Средневековье… Можно просто залезать в этот ящик, копаться в нём, выбирать. И такие миксы делать! У современников Рембрандта подобной возможности не было. Они придумывали всё сами. Сегодня придумать что-то новое очень сложно. При этом, когда ты последователь чего-то одного, есть большая вероятность не стать самим собой. Но если начинаешь создавать симбиоз, когда в одной точке сходятся десятки линий разных направлений, то в этот момент можно изобрести что-то своё. Я стараюсь идти по этому пути", - говорит художник.
Без тени нет света
Однажды Курбатов познакомился через соцсети с владельцем акварельного салона в небольшом городке на юге Франции. Завязалась переписка, и он отправил ему несколько картин, а также работы своей жены Марии. Зарубежный адресат был в таком восторге от творчества русских художников, что через год пригласил обоих на выставку во Францию. Это положило начало весьма плодотворному сотрудничеству: новым экспозициям, мастер-классам, встречам с коллегами, обмену опытом.
Сергей Курбатов признаётся, что чистый лист до сих пор вызывает в нём трепет и нерешительность. И это происходит каждый раз, когда он берётся за новую работу. Но только карандаш в его руке начинает делать набросок будущей картины, как рождается отшлифованное опытом понимание, что именно и как требуется сделать. На смену волнению приходят спокойствие и сосредоточенность, погружая художника в любимый и прекрасный мир творчества, где совершенно теряется счёт времени, а часы пролетают как одно мгновение.
О картинах Курбатова часто говорят, что они настолько светятся изнутри, что это похоже на настоящую магию. Художник, когда его просят открыть секрет такого невероятного сияния, отшучивается, говоря, что это "просто ловкость рук и никакого мошенничества". Но потом поясняет: "Если не нарисуешь тень, то свет не появится. Не зря же китайцы придумали Инь и Янь. Нет тени — нет света".
"Внутри я весь скрюченный и одинокий..."
Когда ему предложили преподавать, Сергей Курбатов согласился, поскольку понимал, что обладает знаниями и, что важнее, практическими навыками, которые может передать другим. Хотя без психологических сложностей не обошлось. Ему пришлось изживать боязнь публичности, чтобы вести себя естественно с учениками, непринуждённо рассказывать им теорию и показывать её применение на практике.
"Но я себе сказал: "Раз решил стать художником — так надо!", - вспоминает о том периоде сомнений Сергей Курбатов. - Мы живём в ХХI веке, нужно продвигать себя самому, а не ждать, когда после твоей смерти достанут картины, и ты станешь знаменитым. Будь готов победить свои страхи и комплексы. Думаю, я победил. Где-то внутри я весь скрюченный и одинокий, но когда нужно — выхожу и говорю правильные слова, иногда по-французски. И даже научился получать от этого удовольствие".
В этом году в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" вышла книга "Акварельный джаз" Сергея Курбатова. В ней он простым и доступным языком рассказывает о погружении в философию акварели, даёт пошаговые инструкции по рисованию пейзажей.
За годы проведения мастер-классов и обучающих пленэров он был свидетелем множества сложных ситуаций, в которых из-за своей неопытности и страха перед акварелью оказывались новички. Поэтому Курбатов сделал из своей книги не учебник или сухое пособие, а попытался развеять мифы и боязнь, уделив особое внимание самым частым ошибкам начинающих и тем "граблям", на которые неопытные художники наступают "охотнее" всего.
"Не расстраивайтесь, если что-то идет не так, - советует автор. - На первых порах "не так" будет случаться довольно часто. Фиксируйте неудачи, анализируйте их, находите способ не допускать ошибок в дальнейшем. Не пытайтесь решить все акварельные проблемы сразу. Помните шутливую рекомендацию: слона лучше есть по частям. Не ждите вдохновения. Найдется множество причин, чтобы чего-то не делать, но если есть хотя бы одна причина рисовать — воспользуйтесь ею. Заведите привычку работать регулярно. Неважно, раз в неделю или каждый день по часу, главное — без пауз и перерывов на долгие годы".
Самостоятельность и желание заниматься - вот, по убеждению Курбатова, основа успеха художника. Он советует изучать картины мастеров, причём не только акварелистов, подмечать, как именно они строят композицию, к каким приёмам прибегают. Автор "Акварельного джаза" особо подчёркивает важность умения владеть не только красками, но и карандашом. А для этого необходима постоянная практика. Если не получается изобразить задуманное с первой попытки, надо не расстраиваться, а взять ещё один лист взамен испорченного и начать заново. И тогда прогресс в обучении не заставит себя ждать, а радость от удавшейся работы перекроет все сложности.
"Нет чего-то божественного, что дается вам когда-то в пеленках, и вы неизбежно становитесь каким-то уникальным человеком, - заявил в одном из интервью акварелист. - Вы этим уникальным человеком становитесь, когда делаете его в себе. И дается это ежедневным трудом, занудным, как гимнастика. Нужно завести себе ритуал, который бы выстроил дальнейший ваш день так, чтобы он стал продуктивным, плодотворным. Есть одна американка, она не художник, а профессиональный танцор, делает постановки на Бродвее в Нью-Йорке. Для нее этот ритуал – это вызвать такси. Почему такси? Потому что нужно встать рано, вытащить себя из теплой постельки в 5 утра. Вызвать такси – вот щелчок, и поехать заниматься в зал, разминаться, делать гимнастику и упражняться, чтобы потом в 10 утра приехать домой и заниматься другими делами, в студии, учить студентов и делать что-то еще. Для этого нужно очень постараться. Позвонить по телефону, вызвать такси. Сказать, что я поеду. Это щелчок. Каждому человеку нужен такой ежедневный щелчок, который бы поднимал и заставлял заниматься тем, чем вы хотите заниматься".
"Хорошая бумага должна терпеть всё, что с ней делает художник..."
Живопись водными красками не перестаёт удивлять художника своей лёгкостью, которая на деле всегда оборачивается своенравием и неуправляемостью живого существа. Своим ученикам на мастер-классах Сергей Курбатов нередко говорит о том, что в данной технике художников всегда двое - человек и сама акварель, и с этим надо смириться.
Несмотря на весь свой немалый опыт, Сергей Курбатов уверен, что до сих не знает всех секретов этой краски. Акварель удивляет его каждый раз. Бывают случаи, когда художника снимают на видео, а у него вдруг не получается сделать так, как было задумано. Вот только попросить зрителей выйти из студии, чтобы сосредоточиться, нельзя. И тогда приходится стараться изо всех сил и укрощать строптивицу знаниями и персональными техническими "фокусами".
Сергей Курбатов говорит, что для него самое главное в акварельной технике - это бумага и хорошие кисти. И тут он консерватор, каких мало, потому что работает на "Арш" (Arches), Saunders Waterford, либо ещё на чём-то такого же высочайшего качества. Но к этим двум маркам он привык особо, потому что "хорошая бумага должна терпеть всё, что с ней делает художник". Курбатов с ностальгией вспоминает бумагу советской фабрики Гознак, на которой была написана одна из его самых известных работ - "Ода сохнущему белью". По его мнению, если бы сейчас ему предложили её протестировать, он подумал бы, что это одна из французских марок.
Художник не скрывает, что при необходимости пользуется линейкой в своих работах, а вот к ластику уже почти не прибегает, поскольку приноровился рисовать одним движением. И совершенно не подружился с маскирующими жидкостями, которые активно применяют его коллеги. Говорит, что если ему нужны какие-то белые пятнышки там, где он не может сделать резерваж, то попросту пускает в ход гуашь или выскребает нужные места ножиком. Впрочем, всё это техника и "кухня" акварели.
"Сейчас я просто получаю радость от процесса, - пишет Сергей Курбатов. - Меня всё так же, как и в детстве, накрывает тёплая волна, когда я беру в руки новые краски, хорошую бумагу, когда понимаю, что способен перенести на лист какую-то интересную идею. И всё так же, как и прежде, я недоволен результатом, и очень-очень редко с удовлетворением (нет, не с удовольствием) ставлю свою подпись внизу готовой работы".
#СергейКурбатов #художник #искусство #акварель #красота #пейзаж #Россия