Найти тему

«ХОРОНИТЬ ВИТРАЖ РАНО»: МАРК КОРОЛЁВ О ДИНАСТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ И ИСТОРИИ КОСТРОМСКОГО ВИТРАЖА

Оглавление

Марк Королёв — талантливый человек, создающий шедевры. Он один из немногих, кто занимается витражом в Костромской области, развивает это искусство, не давая ему уйти в прошлое. Помимо всего этого, Марк Королёв — старший преподаватель кафедры изобразительных искусств и технологии костромского государственного университета. Он помогает студентам-дипломникам создавать витражные работы, которые впоследствии украшают здания Костромы.

История костромского витража и начало пути 

— Как развивался витраж в Костроме? 

Родоначальниками костромского витража являются мой папа — Юрий Королёв — и его друг — Виктор Катков. До них в городе работали ребята по вызову из Москвы и Питера. Москвичи делали витраж в фойе гостиницы «Волги». Это один из первых костромских витражей, 1973-1975 годы. А ленинградцы делали витраж в фойе филармонии. Это большой витраж, где-то на 30 квадратных метров. Его мы в прошлом году реставрировали на базе нашей мастерской. 

Потом папа и его друг организовали Цех, который так и назывался: Цех витража. В эти времена (80-90-е годы) технология витража и этот вид искусства были очень востребованы, было очень много заказов. Потом костромские художники упразднили свои мастерские и остался Союз художников, который в основном включал в себя живописцев и графиков, а все художники, работающие в области прикладного искусства, разбежались. Кто-то создал свои кооперативы, кто-то занялся индивидуальным творчеством, связанным с изготовлением той или иной продукции декоративного искусства.

— Расскажите, как вы начали заниматься витражами? 

Это у нас династическое. Мой папа занимался витражами. Я примкнул к этому всему, когда начал помогать реставрировать витражи, которые пострадали при пожаре в гостинице «Волга». Это моя первая работа. Я тогда был в 8 классе, это 1978 год. Представляете сколько лет прошло?

Первая моя помощь была в реконструкции этих витражей. Моя обязанность была готовить картоны в натуральную величину. Я их раскрашивал и готовил свинцовый объединяющий элемент. Приобщился к настоящему монументальному искусству, но на правах подмастерья, ученика. В дальнейшем я продолжатель традиций, которые создавал мой отец. У нас творческая династическая совместная деятельность в этом виде искусств.

Витраж в гостинице «Волга»
Витраж в гостинице «Волга»

Мозаика и витраж: как создаются шедевры 

— В какой технике создания витража вы работаете? 

Наша мастерская (в корпусе В1 КГУ) единственная в городе и в области сохранила традиции классического витража. Классический витраж подразумевает под собой цветное стекло и соединительный элемент — свинец. В нашем корпусе витраж сделан по этой технологии, дипломники наши делали.

Также технология, которую мы здесь изучаем — витраж на полимерной основе. Он из себя представляет цветное стекло и соединительный элемент. В качестве него раньше использовали эпоксидную смолу, а сейчас мы используем другие полимерные материалы.

Родоначальниками этой технологии были поляки, а потом и у нас это утвердилось и стало применяться. Эта технология называется Тиффани. Ей более ста лет, её изобретатель — Луис Комфорт Тиффани (американский художник). Слово комфорт произошло от его имени. Он создавал вещи, которые украшали интерьер того или иного заведения.

В витражном искусстве бывают различные техники изготовления витража. В зависимости от техники ведётся соответствующая работа. Какие-то техники предполагают спайку стёкл, а какие-то цветную заливку.
В витражном искусстве бывают различные техники изготовления витража. В зависимости от техники ведётся соответствующая работа. Какие-то техники предполагают спайку стёкл, а какие-то цветную заливку.

— Скажите, а вы сами создаёте эскизы для своих работ? 

Да, мы сами разрабатываем эскизы для наших работ. Например, в этом году у нас дипломники будут участвовать с двумя мозаичными панно, которые объединены общей тематикой — «Колыбельная мира». Так вот для них и для всех других работ мы сами создавали эскизы.

Также хочется добавить, что эскиз зависит от конкретного места, где будет размещён витраж. Известный французский психолог и исследователь Андре Шастель сказал: «Витраж хорош тогда, когда он уместен». Поэтому витраж должен сочетаться с конкретным интерьером, стилем и должен воплощать пожелания заказчика. 

— Чем вы занимаетесь, помимо витражей?

Помимо витражей, мы ещё занимаемся мозаикой в трёх направлениях. Для этого используем стекло, керамическую плитку и смальту (это природный материал; непрозрачное цветное стекло). Смальта — это то, с чего изначально начиналось искусство мозаики. Оно пошло из Древней Греции, Византии, Италии.

В 1204 году, когда Константинополь пал, венецианцы, которые были основными участниками крестового похода, увидели мозаичные панно в храме, и обалдели. У византийцев стены были смальтой выложены в технике мозаики. И венецианцы подумали, что это драгоценные камни, поэтому прямо со штукатурным слоем всё сняли со стен и увезли к себе домой, в Венецию. В Италии большинство мозаичных панно привезены откуда-то.

-4

Витражи в современном мире

— Мы видели ваши витражи в корпусе В1, расскажите, где ещё можно увидеть ваши работы? 

То, что вы видите в Костроме, практически всё сделано моим отцом и его другом Виктором. Это бывшее здание музыкального училища, Молочная гора и многое другое. Мы также работали и в Ярославле, и в Москве, и в других регионах. Также у меня дипломники в этом году из Ивановской и Вологодской областей. Можно похвастаться, что у них таких видов витражей не практикуют. Практикуют имитацию. Это плёночные витражи или витражи, которые окрашиваются с помощью красителей, нанесённых на прозрачное стекло, но они не долговечны и не считаются видом искусства, по моему мнению.

-5

— Витражи считают чем-то далёким, древним. Как вы думаете, могут ли они когда-то стать современными и можно ли их внедрить в современную архитектуру?

Я бы не сказал, что витражи — это что-то древнее. Допустим, в наших развитых промышленных городах — Москва и Питер — существуют не одна, а несколько витражных мастерских, и они достаточно большие. В них работают целые коллективы. В Прибалтике это ремесло до сих пор является одним из интереснейших, передовых, имеет свои традиции. 

Что касается современного стиля, современной архитектуры — она эклектичная. «С миру по нитке — сошьём кафтан» — сборная солянка, когда из всех предыдущих стилей начинают что-то комбинировать в зависимости от того, насколько уместен витраж. Нужно, чтобы он не был каким-то кричащим элементом, а уживался в конкретной ситуации.

Мы работаем с различными эпохами, с различными формами. До сих пор считается, что витраж, как искусство, получил расцвет в эпоху готики (12 -14 века), после этого он не достиг таких вершин, как тогда. Но с современными материалами и с современными формами продолжается поиск чего-то нового и интересного, того, чего не было раньше.

Развитие как таковое существует, но востребованность витража, опять же, зависит от возможностей. На моей памяти 80-90-е годы — это взлёт витража по Костромской области. К нам стояли очереди людей, которые хотели получить витражную композицию. Сейчас да, проблема возникает с реализацией и с изготовлением, поэтому мы продолжаем эти традиции на уровне дипломных работ и на уровне курсовых. Так что, хоронить витраж рано, он будет жить пока существуют материалы и художники, которые работают с этими материалами.

Алина Челышева

#КК_люди_города