Привет, друзья! Продолжаю писать лонгриды, где делюсь своим опытом в музыке.
Вопросы мне задаются периодически и я на них отвечаю. На ВК меня как-то спросили про индивидуальный мониторинг на сцене. Я, конечно, тогда уже проспойлерила, что ушными мониторами не пользуюсь. Многие коллеги, работавшие со мной в коллективах, эту мою "фишку" знают, часто обвиняют в консерватизме или вообще шутят, мол, Фуф Батьковне "религия" не позволяет в ин эйрах выступать.
А я все-таки поясню этот вопрос, почему именно так, причем, с разных сторон. И, безусловно, буду вещать про свой опыт.
Кстати, многие музыканты и даже – о, Ктулху! — клавишники (чей цифровой инструмент при должной выученности позволяет, в отличие от вокалистов и струнников, работать "чистенько", даже если на сцене по звуку — полная жЭ) юзают ушной мониторинг.
На это есть свои причины, среди которых – чистый, комфортный, читаемый звук, возможность запустить клик (метроном) незаметно для слушателя в зале и т.д.
Однако, лично я для чистого и комфортного звука могу послушать любую свою студиечку или поканальную запись с концерта, а все-такм сценическая деятельность подразумевает еще и какую-никакую "хореографию" из разряда "всячески колбаситься" (да и самой в процессе игры иногда просто этого хочется).
На это накладывается еще и специфика работы клавишника как такового и то, что статичнее клавишника в группе по возможностям, пожалуй, разве что только барабанщик (давайте оставим тему кейтаров, их и качественных мало, и вообще инструмент весьма специфичный, как и история с "развернутой", не традиционно-привычной клавиатурой).
Опытным путем я вывела для себя некое сценическое поведение. Злые языки могут что-то вякать про "антисекс" и "проблемы с пластикой", мол, топай, Фуф Батьковна, на кизомбы и всякое такое, а то так волосами трясти – это не комильфо. Но тем не менее. Наличие длинных, затем и очень длинных волос хорошего объема позволяет сделать ими "перформанс"? Делаем. Всё. А что уж там – неженственно, немодно-непопсово – дело десятое. Это – мой "танец Уэнсдей", еще с двухтысячных годов.
Так вот. Причем тут мониторы?
Попробуйте любые обычные проводные наушники воткнуть в уши. И подирижировать головой, хотя бы медленно, на две четверти. "Ухи" падают через три, два, один... Ать! Вот.
Теперь попробуйте, как советуют бывалые: приклеить сзади эти ухи на кусок скотча. Воткнуть уши, выйти на улицу под 30-градусную жару (особенно если волосы темного цвета) иии... Повторить этот фокус.
В итоге получается: либо поведение, либо эти самые ушные мониторы.
А теперь отвечу на еще ряд вопросов про мои такие отношения с мониторингом, которые мне задавали уже в реальной жизни и не раз. И возражения.
– А мой друг-гитарист играет только в мониторах, колбасится, носится по сцене и ему зашибись!
Друг может по сцене просто бегать, скакать по-Янговски на ножке, вращать попкой, пританцовывать ножками, но совершать минимум движений головой, особенно головой с длинными или очень длинными волосами, придающими, так сказать, импульс.
Также. Вот когда я уже буду по физическим силам в состоянии на концертах только сидючи, строя пафосное консерваторское табло, присутствовать оператором синтовой установки, тогда – да. Мей би. Но мое мнение: без моего фирменного перформанса, за клавишами "просто стоять", притопывая лишь ножкой – скучно. Пока я еще молодая, перформанс будет.
‐ Если музыкант играет на сцене без инейров из какого-либо принципа, он - говно-музыкант, не стремящийся к качеству?
Нет. Это выдумка. Что касается качества самого исполнения, да. У вокалиста без них шанс слить выступление и залажать капитально, если себя не слышишь. У клавишника такой риск минимален. Также немного про опыт личный. Я играла в разных заведениях, в т.ч.в весьма стрёмных, "ушатанных" и ограниченных по техническим делам. Меня лично не пугает никакой мрак на сцене.
‐ Есть же такие мониторы, которые не вываливаются из ушей, заливки и т.д.
Да, но лично мне не нравится их цена. К тому же, на данный момент я играю на старой модели синтезатора, которая стоит на авито почти в два раза дешевле такого уровня "мониторной кухни". Плюс, признаюсь честно, мне не очень хочется брать кредиты на вещь, без которой я живу вполне себе на протяжении многих лет сценической деятельности. Да и, будь у меня сумма такая, я бы её тоже припасла либо в реальные расходы шоу-проекта, которые 100% окупятся, либо – в фонд нового инструмента. Впрочем, тут уже вопрос скатывается в деликатную сторону: моя "денежная философия", мой подход к потреблению (в том числе оборудования) и прочее. Это уже я в блоге обсуждать не намерена, сорямба :)
- Из-за таких, как ты, портится итоговый звук в зале! Мониторы на сцене смешивают звук, перебивают, сцена должна быть только тихой для качественного звука!
Не обязательно. Я часто сталкивалась с людьми, которые и умели "балансировать" звук в зале и на сцене, и не умели. Когда умели, все было ок.
- Ах, ох! Вложения в оборудование ‐ это MUST (типа, все должны же!)
Для меня вложения – это следующее: сред-ство производ-ства. Или что-то, напрямую влияющее на окупаемость этого вложения, твой доход как артиста. Ушные мониторы влияют на мой доход как артиста ровно в той же мере, в которой бы влияла какая-нибудь сумочка Майкл Корс. А именно — никак.
Итак. Если вы:
- имеете основной инструмент свой достаточно дорогой (а не как я, винтажку за 16к, а цена хоть сколько-нибудь вменяемых ушей начинается от 20)
- работу с хорошей зарплатой (или мужа-айтишника, гыг😅) и 30-50 тысяч рублей для вас – "Ой, не знаю, сумочку прикупить или заливки ушных мониторов сделать?",
смело берите мониторы.
Если вы выступаете на сцене в стиле: "Металапокалипсис, серия про блюз", вас устроят дешевые ушки по подъемной цене. Наверное, все.
Религия, как видите, позволяет мне играть с ушными мониторами. А не позволяют:
- сценические движения,
- подход к финансам.
И то, и другое я ближайшие пару лет менять не намерена. Хотите? Кидайте тапком в меня. Хотите? Лайк лонгриду.
На этом – все, прощаюсь до новых статей! :)