Найти тему
Babble

Как капитан Зуев в 1989 году угнал МиГ-29 из СССР в Турцию

Оглавление

"Я американец", — первые слова летчика ВВС СССР капитана 176-ого ГИАП Александра Зуева на аэродроме в Турции.

У меня сын родился

Он бродил по аптекам близлежаших поселков притворяясь туристом страдающим от бессонницы и скупал всё снотворное. Всю ночь Александр готовил торт, обильно посыпая, предварительно раскрошенными в порошок таблетками.

Придя на дежурство, на вопрос, что за праздник, Зуев ответил, да у меня сын родился. Соврал, сын родится через пару дней. Но все сослуживцы знали, что бывшая жена (недавно ушла от него из-за измены) беременна и срок уже вот-вот.

Проставляясь за рождение сына, он лично угостил всех находящихся на авиабазе, кроме троих. Один готовил документы к предстоящим полетам, одного не было, а третий стоял на дежурстве. Снотворное сработало.

Угон

Зуев пошел к самолетам. В это время произошла пересменка часовых у дежурных самолетов, на пост заступил механик, который не смог разбудить никого из товарищей. Механик знал Зуева лично, поэтому слишком близко подпустил. Они сцепились. Механик был мощнее и начал скручивать дезертира, тогда Александр выхватил пистолет и выстрелил, ранив механика. После побежав к самолету, в след прозвучала длинная автоматная очередь, одна пуля попала в руку Зуеву.

Все дежурные самолеты на авиабазе находились в полной боевой готовности, оставалось только убрать колодки, да сдернуть чехлы с фонаря.

-2

Зуев на форсаже взлетел, и хотел уничтожить самолеты на аэродроме, сделав круг вокруг авиабазы, но пушка промолчала, он просто забыл убрать блокиратор.

Турция

Приближаясь к воздушному пространству Турции, он связался с диспетчером и запросил посадку на аэродром Трабзона. Диспетчер сообщил Зуеву, что тому нужно немедленно отклонится от государственной границы Турции. Зуев в итоге настоял на посадке, сославшись на ранение.

Приземлившись он произнес слова, которые заполонили полосы газет "Я американец". Он сказал это, чтобы первым было оповещено посольство США.

-3

Турецкого посла немедленно вызвали в МИД СССР, где достаточно быстро была достигнута договоренность, самолет вернут в СССР, а по поводу пилота, если он угонщик и дезертир его либо осудят в Турции, либо экстрадируют в СССР.

Но Турция, как обычно поступила и нашим и вашим, она вроде бы отказала американцам в просьбе предоставить самолет. В то время МиГ-29 был сверх современным самолетом СССР. Но и возвращение самолета затянула на 36 часов, в это время они его осматривали, и НАТО надеялось что союзник предоставит всю полученную информацию.

Суд состоялся, но по политическим причинам Зуева оправдали и предоставили возможность выехать в США и получить политическое убежище.

Мотивы угона

Зуев в своей автобиографии пишет, что спусковым крючком послужил разгон мирной демонстрации в Тбилиси, он разочаровался в политическом руководстве страны и всё такое. Но скорее всего все случилось по личным мотивам.

Зуев был женат на дочери заместителя командира авиадивизии. Который якобы не мог простить бывшему зятю предательство своей дочери и не предоставил свои рекомендации, когда тот подал документы в ШЛИ. Плюс проблемы со здоровьем перечеркнули все летные перспективы из-за потери сознания прямо на полётах при неожиданных почечных коликах. Зуев тогда сказал другу, что теперь в армии у него жизни нет, ему нужно уходить, как минимум из ВВС, а лучше покинуть страну.

Жизнь после

Зуев получил политическое убежище в США, где стал Алексом. Спецслужбы американцев не получив самолет, вытянули из дезертира всё, что он знал. Позднее они сделают заявление, что он очень помог с операцией "буря в пустыне".

В 2001 году, выполняя полет на советском Як-52, Зуев потерпел крушение и погиб. Возможно, не случайно.