В период с 1979 по 1989 годы в Афганистане находился ограниченный контингент советских войск. Для солдат и офицеров, которые были воспитаны в духе классовой солидарности и гендерного равноправия, многие обычаи и традиции этой азиатской страны казались странными и даже шокирующими. Особенно удивляло их положение и религиозность афганских женщин.
Не посещают общественные места
Известная специалистка по военной истории Елена Сенявская в своей книге «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» (Москва, 1999 г.) описала, как сильное впечатление произвела афганская реальность на советских солдат и офицеров. Одним из наиболее шокирующих факторов была тотальная религиозность местного населения, что было непривычным для наших военнослужащих, воспитанных в духе атеизма.
В своей работе Сенявская приводит воспоминания рядового А.Г. Банникова, который служил в Афганистане в 1985-1986 годах. Он рассказывает о своем первом впечатлении от посещения базара: «Конечно же, нашей первой точкой оказался базар. Мы словно попали в века минувшие: дехкане в рваных халатах, практически нет женщин, около лавок, встроенных в стены, на корточках сидели либо нищие, либо хозяева этих магазинчиков...».
Действительно, отсутствие женщин на улицах сел и городов Афганистана было очень заметным, особенно для советских военнослужащих, которые привыкли видеть представительниц прекрасного пола свободно передвигающимися без мужского сопровождения. В стране с жесткими традициями женщинам не было позволено наслаждаться личной свободой, а во время войны гулять по улицам было просто опасно.
Носят паранджу
В 80-е годы ХХ века представительницы республик Средней Азии, входивших в состав СССР, были достаточно эмансипированы, чтобы не носить паранджу. А вот в Афганистане этот вид одежды называется «бурка», и ни одна женщина не ходила без нее даже дома. Редкое исключение составляли молодые жительницы столицы, которые поддались пропаганде идей коммунизма. Но после ухудшения общей гуманитарной ситуации в стране такие вольности были забыты.
«Афганистан существовал одновременно как бы в двух измерениях – в темном средневековье и в «просвещенном» XX веке, причудливо сочетая признаки и того, и другого», – написала Е.С. Сенявская.
Выживают в нищете
Многие воины-интернационалисты в своих воспоминаниях писали, что после приезда в Афганистан просто ужаснулись нищете, в которой прозябает местное население. Люди живут в убогих глиняных постройках, женщины готовят еду в примитивных печах тандырах, у многих даже нет теплой одежды и хотя бы какой-нибудь обуви.
Рядовой С. Фесюн, служивший в 1980-1981 годах, так рассказал о своих впечатлениях: «Когда мы приехали, зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты, в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Все их жилища из песка и глины слеплены. Тогда же я увидел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая».
При этом афганские женщины работали с утра до вечера на своих полях, буквально не разгибая спины. У многих из них мужей либо убили, либо забрали на войну. Несмотря на тяжелую каменистую почву и отсутствие удобрений, они умудрялись как-то выживать.
Умеют стрелять
Если в самом начале афганской операции местное население радостно встретило советских воинов как освободителей, которые помогут в борьбе с душманами, то довольно скоро отношение изменилось сначала на настороженность, а затем – на откровенную ненависть к солдатам. Поэтому выстрелить в спину могли не только мужчины, выдававшие себя за мирных жителей, но и женщины.
Как и сейчас, в те годы Афганистан был буквально наводнен оружием. И всем его жителям волей-неволей приходилось уметь с ним обращаться.
О причинах ненависти, испытываемой местным населением к советским воинам, говорится в книге «Солдаты Афганской войны» (Новосибирск, 1999 год издания), которую написал непосредственный участник тех событий Сергей Бояркин. В этом документальном расследовании приведены воспоминания воинов-интернационалистов.
Например, военный переводчик капитан Алексей Чикишев (66 ДШБ, провинция Газни, 1984-1985 годы) рассказал: «...причина, вынуждавшая спецназовцев убивать мирных афганцев, была обусловлена «мерами предосторожности». Находясь в пустыне или горах на выполнении боевого задания в отрыве от главных сил, любая группа спецназа не могла допустить, чтобы ее местопребывание было раскрыто... Именно поэтому спецназ не мог позволить себе играть в гуманизм, когда ставкой была их собственная жизнь и выполнение задачи».
То есть, не доверяя афганцам, советские воины убивали мирных жителей, поскольку опасались, что случайный путник может рассказать душманам, где они находятся. Видя своих отцов, братьев или мужей застреленными из советского оружия, женщины начинали ненавидеть. А тут и до выстрела в спину недалеко.
Рожают много детей
Советских солдат удивляло и количество детей в семьях местных жителей. У тридцатилетней женщины вполне могло быть более 10 ребятишек, поскольку замуж в мусульманских странах принято выходить рано, а пользоваться средствами контрацепции запрещает религия.
По воспоминаниям участников афганской операции, голодные и оборванные малыши толпами обступали военных и наперебой просили милостыню. А ребята постарше вполне могли что-либо стащить, стоило лишь слегка зазеваться.
Не знакомы с традиционной медициной
Даже обычные для советских людей лекарства, вроде аспирина или антибиотиков, для жителей Афганистана были чем-то фантастическим. Поэтому рядовой или офицер, способный дать больному ребенку обычное жаропонижающее средство, сразу становился в глазах местного населения лекарем-волшебником.
Женщины-афганки всегда рожали дома, в лучшем случае – с помощью местной знахарки или опытных родственниц. О поездке в больницу, чаще всего, и речи не заходило.
Никогда не пробовали алкоголь
Еще одна особенность жительниц Афганистана, связанная с религиозными традициями, удивлявшая советских граждан – то, что они никогда в жизни не пробовали никаких спиртных напитков. Если мужчины, втайне от бдительных родственников или соседей, могли «расслабиться» в компании друзей, то в жизни женщин алкоголя просто не существовало.
Как известно, в составе Ограниченного контингента советских войск служили и представительницы прекрасного пола – медсестры, врачи, повара, парикмахеры и т.п. Общаясь с афганками, они немало удивлялись, что местные жительницы не знают вкуса спиртных напитков.