Подаренная американцам французами прославленная статуя Свободы, официальное название которой «Свобода, озаряющая мир», создавалась на протяжении 10 лет. Внушительные размеры этого памятника требовали большого количества строительных и отделочных материалов, часть которых, по мнению, определённого круга исследователей, могла иметь российское происхождение.
Символ независимой Америки
Идея художественного воплощения победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США 1861-1865 годах, принадлежала французскому политическому деятелю и мыслителю Эдуарду Рене Лефевру де Лабулэ, с которой он поделился со скульптором Фредериком Огюстом Бартольди.
Однако чёткого заказа на её возведение со стороны Лефевра не было, а засевшая в голове у Бартольди мысль, в конечном счёте, воплотилась в создание гигантской статуи, которая должна была стать подарком от Франции Соединённым Штатам Америки, приуроченным к столетнему юбилею подписания декларации независимости Америки в 1876 году.
По договорённости пьедестал под статую Свободы должны были возвести американцы, а скульптуру — французы, но, поскольку ни у одной из сторон не было достаточных средств для выполнения взятых на себя обязательств, пришлось прибегать к помощи благотворителей, устраивать сбор денег через аукционы, театральные представления, спортивные соревнования.
Создав макет медного колосса, Бартольди обратился за инженерной помощью к Гюставу Эйфелю, которому была поручена разработка массивной стальной опоры и поддерживающего промежуточного каркаса, предназначенного для свободного крепления медной оболочки.
По официальным данным общий вес бетонного основания статуи Свободы составлял 27 000 тонн, на связку каркаса было потрачено 125 тонн стали, а на обшивку — 31 тонна меди.
К слову, именно медь, по некоторым источникам, является связующим звеном между Российской империей и главным скульптурным символом США.
Российская медь
Огромная по меркам XIX века партия меди, требовавшаяся на облицовку дамы, символизировавшей торжество демократии, единовременно могла быть поставлена лишь с двух производств: норвежского рудника Виснес, расположившегося на острове Кармёй, и российских уральских заводов, принадлежавших семье Демидовых. На сегодняшний день не сохранился ни один документ, свидетельствующий о месте происхождения этой меди.
Исследователи, в 1985 году занимавшиеся изучением состава обшивки статут Свободы, пришли к выводу, что основная масса сырья по своим химическим свойствам схожа с тем, что добывалась на норвежском месторождении, где переплавкой меди занималась французская компания. Кроме того были обнаружены следы меди из испанского рудника Уельве, немецкого Мансфилда и британского Суонси.
Однако, историки-энтузиасты, полагают, что данные этого эксперимента могли быть искажены, чтобы в период противостояния между США и СССР не выяснилось, что центральный символ Америки, по сути, отлит из нижнетагильской меди.
В пользу этой версии говорит тот факт, что в 1870-х годах Российская империя была крупнейшим производителем меди в мире, а подавляющая часть уральских рудников принадлежала промышленникам из рода Демидовых. О нижнетагильской меди было известно в разных уголках планеты, её же ещё в 1834 году использовали при реконструкции кровли Вестминстерского дворца в Лондоне.
Заслуживает внимания и то обстоятельство, что на проходившей в 1867 году в Париже международной выставке, которая в сущности являлась самой обширный торговой площадкой того времени, демидовская медь была удостоена золотой медали. К слову, на европейских биржах высоко ценившаяся российская медь именовалась «Старый соболь», потому что на её клейме красовался именно этот зверёк. И было бы странно, если бы материал такого качества был проигнорирован французским скульптором Бартольди, тем более, что его коллега Эйфель при строительстве уже своей Эйфелевой башни в 1887 году активно использовал российский металл.
Учёный геолог-минералолог Миниахметов Муталов, как и работники Высокогорского горно-обогатительного комбината, тоже настаивают на том, что медь для статуи Свободы была куплена на нижнетагильских рудниках Демидовых.
Открытое в 1814 году на горе Выйской месторождение к 1850 году производило до 10 000 тонн меди в год, в то время как её главный конкурент — норвежская шахта Веснес демонстрировала показатель в 3000 тон. Кроме того, во Франции прекрасно знали о качестве и особенностях российской меди, ведь на уральских заводах Демидова стажировалось и работало немало французских специалистов, о чём свидетельствуют сохранившиеся в архиве XIX века контракты с иностранными гражданами. Достоверно известно, что администратором нижнетагильского производства был француз Бокар, а личным консультантом Демидовых выступал горный инженер Лепле, также имевший подданство Франции. Подобное тесное сотрудничество, безусловно, способствовало лёгкому налаживанию торговых связей и поставке металла на западный рынок.
Конспирологическая версия
Согласно конспирологической версии создание статуи Свободы было инициировано масонами по обе стороны океана, а поскольку владелец российских медных заводов Павел Павлович Демидов тоже принадлежал к их ордену, он совершенно спокойно мог получить заказ на столь масштабный строительный проект от своих соратников.
Украсив Вашингтон Капитолием и прочими памятниками с масонской символикой, члены нью-йорской Великой Ложи стали финансировать серьёзный проект по возведению грандиозного памятника.
Между прочим, 100 000 $ пожертвовал на монумент журналист Джозеф Пулитцер, который, по одной из версий, за своё ощутимое финансовое участие в этом деле попросил заложить в основании пьедестала записку со словами «русские иммигранты, еврей».
Что касается Павла Демидова, открыто подчёркивавшего свою принадлежность к масонам, и не отрекшимся от своих убеждений даже после устроенных против них императором Николаем I гонений, оказывается, он был лично знаком как с Эдуардом Лабулэ, так и с Бартольди и Эйфелем, которые также являлись масонами.
Но всё-таки нет
Несмотря на отсутствие достоверных сведений о том, была ли собрана статуя Свободы из листов демидовской меди, на сегодняшний день можно смело утверждать, что следов уральского металла на ней нет. Всё дело в том, что в 1985 году по случаю столетия данного монумента была произведена его грандиозная реконструкция.
В ходе ремонтных работ была полностью демонтирована и отправлена на переплавку первоначальная медная обшивка, а на её место установили новые листы, в которых уже точно не было ни капли русского материала.