Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Эту статью я готовила больше месяца: никак не могла найти нужные мне сведения и фотографии! В Храме всех Святых на Мамаевом кургане в 2006-м году появились три необыкновенные объемные иконы, вышитые бисером по старинной, как говорилось, технологии. Хотелось узнать о них больше: кем и когда созданы, что за технология, есть ли ещё подобные иконы. Об этом меня просила и моя читательница, Наталья К.
На двух десятках сайтов была лишь краткая, как под копирку, информация: иконы были переданы в дар Храму всех Святых администрацией города Астрахани. Это образы - покровители военных: святой Александр Невский, святой Дмитрий Донской и святой Иоанн Воин.
При изучении материалов о древних традициях иконошвейного дела, я поняла, что в старину такой технологии не было.
Да, фелони, иконы и хоругви шились, расшивались золотными нитями, жемчугом, драгоценными камнями, существовали и объемные виды шитья - но в стародавние времена они выполнялись иначе.
И "пошла" я искать прямиком в Астрахань: дистанционно, конечно. Изучала, какие храмы там есть, смотрела, есть ли у общины Храма свой сайт, группа ВКонтакте, просматривала там фотографии - искала иконы, вышитые бисером, или хотя бы упоминание о них. Было понятно, что созданы они в какой-то астраханской золотошвейной мастерской, и, конечно, в первую очередь, подобные образы должны находиться именно там, должны украшать именно астраханские храмы.
И я нашла! И церковь, и бисерные иконы, и, на что мало надеялась, Автора этого чуда. А биография этой удивительной женщины меня просто потрясла!
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери в Астрахани был построен в 1903-1907 годах, богато украшен, искусно расписан. Высокий, пятиглавый - его называли Жемчужиной поволжья. В советский период от него остались только стены: была разрушена колокольня, сбиты четыре малые главы, уничтожены все настенные росписи. Ocквeрнённый храм перешёл в распоряжение "Заготзерна" и использовался в качестве склада.
15-го июня 1991 года храм был возвращён Православной церкви, началось его восстановление. Работы по возрождению и воссозданию первозданного облика ведутся по сей день. Храм с каждым днем становится все ближе и ближе к своему былому величию.
Внутри храм полностью восстановлен, вновь весь расписан и украшен. Со стен и колонн храма смотрят на молящихся лики Святых. Пятиярусный иконостас центральной части украшен лепниной и позолотой.
Особенно притягивает взор нижний ярус иконостаса. Все его иконы украшены чудными ризами из бисера и поражают своей красотой и уникальностью убранства.
А началось всё в далёком 2000-м году. Приближался престольный праздник храма — Казанская. Никто из прихожан даже не мыслил себе, какой подарок ждёт их на этот престольный праздник. А пришли, увидели и ахнули! Казанская икона огромных размеров появилась слева от алтаря!
Люди вставали на колени перед светлым чудотворным ликом, зажигали свечи, просили, плакали, благодарили. Много православных собрала Матерь Божия в Казанском храме на Казанскую.
Божия Матерь с кротко опущенными глазами, благословляющая десница и взыскующий взгляд Спасителя...
Чем ближе подходили они к иконе, тем светлее и радостнее становилось на душе. Было чувство, что икона живая. Ещё минута - и Господь шевельнёт указующим перстом, ещё минута - и колыхнётся тёмно-вишнёвая риза Матери Божией. Складки на рукаве Спасителя, звёздочки на хитоне Пречистой Девы - переливались, светились реальным, неписаным серебром. - Да она живая…
- Живая, - подтвердил отец Валерий, настоятель Казанского храма. - Потому что соткана из живой материнской молитвы. Говорят, молитва матери творит чудеса, вот и это чудо сотворено материнским подвигом. - Кто она, эта удивительная мать? - Матушка Фотиния Рогулина. Дочка у неё была спасена от слепоты по молитвам к Матери Божьей.
А в толпе стояла худенькая женщина в белой нарядной блузке и лёгкой косынке. Рядом - девочка в бархатном платье, с красиво струящимися по плечам волосами, в толстых очках - доченька Анечка. Девочка, окрепшая материнской молитвой, материнским подвигом и материнской верой.
Годом ранее пришла матушка Фотиния к отцу Валерию, в волнении: "Батюшка, хочу икону бисером вышить для вашего храма. Благословите!"
Можно ли Божье дело не благословить?
Матушка Фотиния никогда в жизни бисерных икон не вышивала, техникой бисероплетения не владела. Но было у неё огромное желание послужить Царице Небесной за исцеление дочки, и именно это желание породило смелость и решительность. Всё постигала на своём опыте, через собственные ошибки.
Сначала думала, чтобы бисер не скользил, надо нашивать его на ткань плотную, шероховатую. Выбрала ситец - получилось плохо, тускло, невыразительно. Теперь-то она знает, что лучше шёлка или парчи ничего не придумаешь.
Небольшая астраханская квартира Рогулиных превратилась в мастерскую. Огромные пяльцы в два с половиной метра заняли всё место. Негде было пройти, негде было присесть: повсюду коробочки, коробочки, коробочки. С бисером, стеклярусом, камушками, нитками.
Не месяц, не два — девять месяцев создавала матушка Фотиния своё Чудо!
Проткнув иголку, надо было обойти вокруг огромных пялец и вытянуть её с обратной стороны. Сотни километров исхожено за девять месяцев.
_____
Вышивальщицы могут себе представить, что это: чтобы вытянуть нить на изнаночную сторону работы, надо, воткнув иглу в ткань, встать, обойти вокруг двухметровых пялец и позади них закончить стежок! И потом вернуться обратно таким же образом!!!
_____
Её спрашивали: как можно отважиться на такой труд одной хрупкой женщине?!Наверное, трудно было совмещать домашние дела и вышивание? Матушка Фотиния с удивлением отвечала: - Нельзя совмещать такую работу ни с какой другой. Можно оскорбить Божью Матерь суетностью, пустословием, мелочностью. Я совмещала вышивку только с молитвой. А потому работала по ночам.
— Девять месяцев?!!
А Фотиния вроде как винилась, разводила руками, смущённо улыбалась: - Так уж получилось… Девять месяцев изо дня в день, вернее, из ночи в ночь, рождалась чудная Казанская икона. Матушка Фотиния выстрадала своё «чадо», перетерпела все ошибки и огорчения. А приспособилась вот как: нанизывала четыре бисеринки на иголку и молилась: "Пресвятая Богородица, спаси нас!" - как раз четыре слова. И считать не надо, так всю ночь с молитвой и работала. С одиннадцати вечера до пяти утра был её рабочий день вышивальщицы. Потом немного вздремнув, начинала рабочий день хозяйки — стирка, уборка, готовка. Потом дети приходили из школы, разговоры, новости, проверка уроков, подготовка к школе.
Только на нимбе Богородицы более тысячи бисерных лепестков. Матушка Фотиния изобрела свою собственную технику вышивки - двойной бисерный слой. Именно объёмное бисерное шитьё и создаёт удивительное впечатление, что икона живая.
А ещё в иконе использованы не нитки, а леска. Чтобы на века хватило и сохранилась икона для потомков. Нитки ведь тлеют и рвутся, а леска - нет!
Лик Божией Матери и Спасителя писан Виктором Павловым. Матушка Фотиния и Виктор приступили каждый к своему делу и ни разу не видели работы друг друга. Но бисерная риза идеально легла на икону, будто кто-то долго и тщательно подгонял одно к другому. Виктор Павлов говорит, что для него работа над Казанской иконой тоже была великой радостью. Он хорошо представлял себе, что подобной иконы нет не только в Астрахани, но и вообще в русской православной церкви.
Матушку Фотинию после создания чудесной иконы стали одолевать просьбами научить бисероплетению, бисероткачеству, бисеровышиванию. Она создала свою мастерскую, где учит тому, чем овладела сама.
В этой мастерской были созданы те три иконы, подаренные Храму всех Святых на Мамаевом кургане. А, спустя время, были присланы ещё три иконы: Святого Фёдора Ушакова, Святого Дмитрия Солунского и Святого Георгия Победоносца.
Матушка Фотиния Рогулина удостоилась уже многих дипломов "За уникальность и высокохудожественное мастерство" за свои чудесные бисерные работы.
Она обучила многих мастеров уникальной бисерной вышивки, от которой всем радостно и всем светло. При этом матушка Фотиния Рогулина так скромна, что более чем за двадцать лет её созидательного труда и преподавания, увидел свет лишь один-единственный очерк о ней православной журналистки и писательницы Н. Е. Сухининой.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновения создавать новые статьи и видео.