Найти тему
Hélène Fourment

Бисерное Чудо матушки Фотинии

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Эту статью я готовила больше месяца: никак не могла найти нужные мне сведения и фотографии! В Храме всех Святых на Мамаевом кургане в 2006-м году появились три необыкновенные объемные иконы, вышитые бисером по старинной, как говорилось, технологии. Хотелось узнать о них больше: кем и когда созданы, что за технология, есть ли ещё подобные иконы. Об этом меня просила и моя читательница, Наталья К.

Святой благоверный князь Александр Невский, икона из храма Всех Святых на Мамаевом кургане
Святой благоверный князь Александр Невский, икона из храма Всех Святых на Мамаевом кургане

На двух десятках сайтов была лишь краткая, как под копирку, информация: иконы были переданы в дар Храму всех Святых администрацией города Астрахани. Это образы - покровители военных: святой Александр Невский, святой Дмитрий Донской и святой Иоанн Воин.

При изучении материалов о древних традициях иконошвейного дела, я поняла, что в старину такой технологии не было.

Хоругвь, на лицевой стороне которой вышит Архангел Михаил (Московская губерния, вторая половина XIX века)
Хоругвь, на лицевой стороне которой вышит Архангел Михаил (Московская губерния, вторая половина XIX века)

Да, фелони, иконы и хоругви шились, расшивались золотными нитями, жемчугом, драгоценными камнями, существовали и объемные виды шитья - но в стародавние времена они выполнялись иначе.

Власий Севастийский, Георгий Победоносец и Целитель Пантелеймон, Московская губерния, вторая половина XIX века. Объёмная вышивка на оборотной стороне хоругви
Власий Севастийский, Георгий Победоносец и Целитель Пантелеймон, Московская губерния, вторая половина XIX века. Объёмная вышивка на оборотной стороне хоругви

И "пошла" я искать прямиком в Астрахань: дистанционно, конечно. Изучала, какие храмы там есть, смотрела, есть ли у общины Храма свой сайт, группа ВКонтакте, просматривала там фотографии - искала иконы, вышитые бисером, или хотя бы упоминание о них. Было понятно, что созданы они в какой-то астраханской золотошвейной мастерской, и, конечно, в первую очередь, подобные образы должны находиться именно там, должны украшать именно астраханские храмы.

И я нашла! И церковь, и бисерные иконы, и, на что мало надеялась, Автора этого чуда. А биография этой удивительной женщины меня просто потрясла!

В статье использую фотографии уже восстановленного, действующего храма.
В статье использую фотографии уже восстановленного, действующего храма.

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери в Астрахани был построен в 1903-1907 годах, богато украшен, искусно расписан. Высокий, пятиглавый - его называли Жемчужиной поволжья. В советский период от него остались только стены: была разрушена колокольня, сбиты четыре малые главы, уничтожены все настенные росписи. Ocквeрнённый храм перешёл в распоряжение "Заготзерна" и использовался в качестве склада.

Восточная сторона храма, три алтарные апсиды.
Восточная сторона храма, три алтарные апсиды.

15-го июня 1991 года храм был возвращён Православной церкви, началось его восстановление. Работы по возрождению и воссозданию первозданного облика ведутся по сей день. Храм с каждым днем становится все ближе и ближе к своему былому величию.

Внутреннее убранство храма, настенные росписи, фигуры Евангелистов в парусах, центральное паникадило.
Внутреннее убранство храма, настенные росписи, фигуры Евангелистов в парусах, центральное паникадило.

Внутри храм полностью восстановлен, вновь весь расписан и украшен. Со стен и колонн храма смотрят на молящихся лики Святых. Пятиярусный иконостас центральной части украшен лепниной и позолотой.

-7

Особенно притягивает взор нижний ярус иконостаса. Все его иконы украшены чудными ризами из бисера и поражают своей красотой и уникальностью убранства.

А началось всё в далёком 2000-м году. Приближался престольный праздник храма — Казанская. Никто из прихожан даже не мыслил себе, какой подарок ждёт их на этот престольный праздник. А пришли, увидели и ахнули! Казанская икона огромных размеров появилась слева от алтаря!

Ширина иконы - 2 метра! Высота - 1 метр 80 см!        На изготовление иконы потребовалось 9 месяцев кропотливого труда
Ширина иконы - 2 метра! Высота - 1 метр 80 см! На изготовление иконы потребовалось 9 месяцев кропотливого труда

Люди вставали на колени перед светлым чудотворным ликом, зажигали свечи, просили, плакали, благодарили. Много православных собрала Матерь Божия в Казанском храме на Казанскую.

Божия Матерь с кротко опущенными глазами, благословляющая десница и взыскующий взгляд Спасителя...

Чем ближе подходили они к иконе, тем светлее и радостнее становилось на душе. Было чувство, что икона живая. Ещё минута - и Господь шевельнёт указующим перстом, ещё минута - и колыхнётся тёмно-вишнёвая риза Матери Божией. Складки на рукаве Спасителя, звёздочки на хитоне Пречистой Девы - переливались, светились реальным, неписаным серебром. - Да она живая…

Казанские иконы на Руси, любимы и почитаемы.
Именно перед ними молятся об исцелении больных глаз. На создание двойного бисерного слоя этой иконы понадобилось 35 кг бисера!
Казанские иконы на Руси, любимы и почитаемы. Именно перед ними молятся об исцелении больных глаз. На создание двойного бисерного слоя этой иконы понадобилось 35 кг бисера!

- Живая, - подтвердил отец Валерий, настоятель Казанского храма. - Потому что соткана из живой материнской молитвы. Говорят, молитва матери творит чудеса, вот и это чудо сотворено материнским подвигом. - Кто она, эта удивительная мать? - Матушка Фотиния Рогулина. Дочка у неё была спасена от слепоты по молитвам к Матери Божьей.

А в толпе стояла худенькая женщина в белой нарядной блузке и лёгкой косынке. Рядом - девочка в бархатном платье, с красиво струящимися по плечам волосами, в толстых очках - доченька Анечка. Девочка, окрепшая материнской молитвой, материнским подвигом и материнской верой.

Годом ранее пришла матушка Фотиния к отцу Валерию, в волнении: "Батюшка, хочу икону бисером вышить для вашего храма. Благословите!"

Можно ли Божье дело не благословить?

Матушка Фотиния никогда в жизни бисерных икон не вышивала, техникой бисероплетения не владела. Но было у неё огромное желание послужить Царице Небесной за исцеление дочки, и именно это желание породило смелость и решительность. Всё постигала на своём опыте, через собственные ошибки.

-10

Сначала думала, чтобы бисер не скользил, надо нашивать его на ткань плотную, шероховатую. Выбрала ситец - получилось плохо, тускло, невыразительно. Теперь-то она знает, что лучше шёлка или парчи ничего не придумаешь.

Парча серебряная и золотая, коллаж.
Парча серебряная и золотая, коллаж.

Небольшая астраханская квартира Рогулиных превратилась в мастерскую. Огромные пяльцы в два с половиной метра заняли всё место. Негде было пройти, негде было присесть: повсюду коробочки, коробочки, коробочки. С бисером, стеклярусом, камушками, нитками.

Золотой шелк
Золотой шелк

Не месяц, не два — девять месяцев создавала матушка Фотиния своё Чудо!

Проткнув иголку, надо было обойти вокруг огромных пялец и вытянуть её с обратной стороны. Сотни километров исхожено за девять месяцев.

Стеклярус
Стеклярус

_____

Вышивальщицы могут себе представить, что это: чтобы вытянуть нить на изнаночную сторону работы, надо, воткнув иглу в ткань, встать, обойти вокруг двухметровых пялец и позади них закончить стежок! И потом вернуться обратно таким же образом!!!

_____

Её спрашивали: как можно отважиться на такой труд одной хрупкой женщине?!Наверное, трудно было совмещать домашние дела и вышивание? Матушка Фотиния с удивлением отвечала: - Нельзя совмещать такую работу ни с какой другой. Можно оскорбить Божью Матерь суетностью, пустословием, мелочностью. Я совмещала вышивку только с молитвой. А потому работала по ночам.

— Девять месяцев?!!

А Фотиния вроде как винилась, разводила руками, смущённо улыбалась: - Так уж получилось… Девять месяцев изо дня в день, вернее, из ночи в ночь, рождалась чудная Казанская икона. Матушка Фотиния выстрадала своё «чадо», перетерпела все ошибки и огорчения. А приспособилась вот как: нанизывала четыре бисеринки на иголку и молилась: "Пресвятая Богородица, спаси нас!" - как раз четыре слова. И считать не надо, так всю ночь с молитвой и работала. С одиннадцати вечера до пяти утра был её рабочий день вышивальщицы. Потом немного вздремнув, начинала рабочий день хозяйки — стирка, уборка, готовка. Потом дети приходили из школы, разговоры, новости, проверка уроков, подготовка к школе.

-14

Только на нимбе Богородицы более тысячи бисерных лепестков. Матушка Фотиния изобрела свою собственную технику вышивки - двойной бисерный слой. Именно объёмное бисерное шитьё и создаёт удивительное впечатление, что икона живая.

А ещё в иконе использованы не нитки, а леска. Чтобы на века хватило и сохранилась икона для потомков. Нитки ведь тлеют и рвутся, а леска - нет!

Лик Божией Матери и Спасителя писан Виктором Павловым. Матушка Фотиния и Виктор приступили каждый к своему делу и ни разу не видели работы друг друга. Но бисерная риза идеально легла на икону, будто кто-то долго и тщательно подгонял одно к другому. Виктор Павлов говорит, что для него работа над Казанской иконой тоже была великой радостью. Он хорошо представлял себе, что подобной иконы нет не только в Астрахани, но и вообще в русской православной церкви.

Икона Святого Дмитрия Солунского, переданная в Храм всех Святых на Мамаевом кургане в дар от Астраханской епархии.
Икона Святого Дмитрия Солунского, переданная в Храм всех Святых на Мамаевом кургане в дар от Астраханской епархии.

Матушку Фотинию после создания чудесной иконы стали одолевать просьбами научить бисероплетению, бисероткачеству, бисеровышиванию. Она создала свою мастерскую, где учит тому, чем овладела сама.

Икона Святого Фёдора Ушакова из Храма всех Святых на Мамаевом кургане
Икона Святого Фёдора Ушакова из Храма всех Святых на Мамаевом кургане

В этой мастерской были созданы те три иконы, подаренные Храму всех Святых на Мамаевом кургане. А, спустя время, были присланы ещё три иконы: Святого Фёдора Ушакова, Святого Дмитрия Солунского и Святого Георгия Победоносца.

Матушка Фотиния Рогулина удостоилась уже многих дипломов "За уникальность и высокохудожественное мастерство" за свои чудесные бисерные работы.

Икона Святого Георгия Победоносца из Храма всех Святых на Мамаевом кургане
Икона Святого Георгия Победоносца из Храма всех Святых на Мамаевом кургане

Она обучила многих мастеров уникальной бисерной вышивки, от которой всем радостно и всем светло. При этом матушка Фотиния Рогулина так скромна, что более чем за двадцать лет её созидательного труда и преподавания, увидел свет лишь один-единственный очерк о ней православной журналистки и писательницы Н. Е. Сухининой.

Куда пропали снегири? читать онлайн бесплатно, автор Наталия Сухинина | Флибуста

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал  придаст мне вдохновения создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки