Найти тему

Воздушные города и острова в фантастике

Оглавление

Всем привет! Города и острова, парящие в небе, на протяжении всей истории были захватывающим элементом в различных культурах и произведениях научной фантастики. Они удивляют нас, потрясают воображение и позволяют выйти за пределы нашей повседневной реальности.

В фантастике часто появляются города и целые острова, плавающие в небе, или даже в космосе, поддерживаемые научными или магическими средствами. Возможно, так проявляется жажда людей к свободе и независимости, к чему-то неведомому и недостижимому.

Давайте посмотрим, как развивалась эта тема в массовой культуре.

Морские города и острова

Первоначально неведомые земли располагались где-то за горизонтом. Для древних людей океан был не менее загадочным и далеким, чем небесная высь.

В различных культурах мира существуют мифические истории и легенды о блуждающих городах или островах. В этих сказках часто изображаются мистические земли, которые появляются и исчезают по желанию или переносятся через моря. Например, мифический город Атлантида, описанный Платоном, утонул в океане, превратившись в затерянную и блуждающую цивилизацию.

-2

Морские плавучие острова встречаются в литературе со времен «Одиссеи» Гомера , написанной в конце 8 века до н.э.. Там описан остров Эолия, островное царство Эола, повелителя ветров, которое посетил Одиссей. Эолия Эола была мифическим парящим островом, окруженным «стеной из нерушимой бронзы», где «скалы взбегают вверх».

Еще мы можем вспомнить остров Буян, сказочное место в славянском фольклоре. Где-то здесь правят мудрые и добрые правители, растут сказочные деревья, а на одном из дубов висит сундук, внутри которого хранится секрет вечной жизни Кащея Бессмертного.

-3

Большие плавучие сооружения были построены на самом деле. Поверхность океана мы изучили, и наверное не осталось уже неизвестных островов и континентов. А вот воздушные города и острова остаются уделом фантастики.

Лапута, «Путешествия Гулливера»

В романе «Путешествия Гулливера» (1726) Джонатан Свифт изобразил Лапуту, островной город, парящий в небе.

По сюжету главный герой романа, Гулливер, находит Лапуту во время своего третьего путешествия. Он описывает его как парящий над Землей остров, управляемый магнитной левитацией. Жители Лапуты — интеллектуалы, ученые и философы, предпочитающие абстрактные теории и идеи практичности и здравому смыслу.

-4

Жители Лапуты настолько погружены в свои интеллектуальные занятия, что часто кажутся рассеянными и оторванными от реальности. Они сосредотачиваются на проведении экспериментов, математических расчетов и музыке, не обращая внимания на мир под ними. Их озабоченность теоретическими знаниями приводит к тому, что они игнорируют потребностей и забот обычных людей.

Правители Лапуты используют передовые технологии острова, чтобы установить контроль над землями под ними. Они могут перемещать остров по своему желанию, используя его как оружие для подавления мятежей или выполнения своих требований. Однако, несмотря на их научные достижения, лапутянам не хватает мудрости и понимания элементарного человеческого сочувствия.

-5

Свифт использует образ летающего острова как сатирический прием для критики отделения интеллектуалов и правительств от повседневной жизни простых людей. Плавающий остров представляет собой общество, оторванное от реальности, поглощенное личным интересом и лишенное сочувствия.

Парящий Нью-Йорк

В 1920-х годах писатель-фантаст Хьюго Гернсбак размышлял о плавучих городах будущего. Он предположил, что через 10 000 лет «город размером с Нью-Йорк будет парить в нескольких милях над поверхностью земли, где воздух чище и свободен. от болезнетворных бактерий».

Чтобы остров оставался в небе, «четыре гигантских генератора будут выпускать направленные к земле электрические лучи, которые, реагируя с землей, создают силу, удерживающую город в воздухе».

-6

Колумбия, «BioShock Infinite»

В видеоигре «BioShock Infinite» (2013) мы увидели плавучий город Колумбия, созданный в альтернативной реальности начала XX века.

-7

Колумбия служит основным сеттингом игры. Сам город спроектирован как яркий и утопический мегаполис, подвешенный в небе за счет сочетания передовых технологий и фантастических элементов. Он представлен как символ американской исключительности, с темами патриотизма, национализма и религиозного рвения, вплетенными в его общество.

Колумбия была создана самопровозглашенным пророком, который объявил летающий остров местом чистоты, отделив от морально разлагающегося нижнего мира. Архитектура города сочетает в себе элементы имперского стиля, стимпанка и модерн, создавая уникальную и визуально яркую среду.

Bioshock Infinite - Street by Miguel Antero
Bioshock Infinite - Street by Miguel Antero

На протяжении игры игроки исследуют различные районы Колумбии, каждый со своей особой атмосферой и обитателями. От роскошных улиц в центре города до нищих трущоб на окраинах очевидны резкие контрасты в богатстве и социальной иерархии.

Мидгар, «Final Fantasy VII»

В мире «Final Fantasy VII» действие начинается в вымышленном городе Мидгар. Это летающий город. Который имеет большое значение для истории персонажей игры.

-9

Мидгар располагается на массивной круглой плите, которая парит над землей и поддерживается огромными колоннами. Город разделен на несколько секторов, каждый из которых представляет разные уровни социального статуса и богатства. Богатая Верхняя плита, расположенная выше, является домом для привилегированных граждан, в то время как жители низшего класса проживают в трущобах Нижней плиты.

В Мидгаре доминирует Электроэнергетическая компания Шинра, мощная корпорация, которая контролирует городское правительство и инфраструктуру. Шинра использует энергию планеты с помощью реакторов, которые разбросаны по всему Мидгару и питают город электричеством. Это использование энергии планеты и его последствия для окружающей среды становятся центральными темами сюжета игры.

-10

Одной из самых известных областей в Мидгаре являются трущобы Сектора 7. Именно здесь главный герой игры, Клауд Страйф, встречает экологических террористов, готовых восстать против деспотического правления Шинра.

Характерный визуальный дизайн города и роль, которую он играет в повествовании, сделали его культовым аспектом игры «Final Fantasy VII».

«Скайлендеры»

В популярной детской игре и телесериале «Скайлендеры» весь мир игры состоит из плавучих островов, населенных волшебными существами. Игроки могут исследовать эти плавучие острова и решать различные головоломки.

-11

Франшиза «Скайлендеры» была разработана дочерней компанией Activision, и представлена миру в 2011 году.

Основная концепция «Skylanders» вращается вокруг уникальной особенности игрового процесса, известной как «игрушки в жизнь». В этой игре игроки используют физические фигурки-игрушки, которые можно поместить на устройство, называемое «Портал силы», чтобы перенести их в виртуальный мир игры. Каждый персонаж Skylander представляет собой отдельный элемент или тему и имеет свой собственный набор способностей, чтобы путешествовать между воздушными островами.

Венера

На Земле летающие острова, как правило, служат символом элитарности и достижений технологий.

Однако на других планетах такая конструкция может стать единственным доступным для людей местом жизни.

-12

На ближайшей к Земле планете, Венере, температура поверхности слишком высока, а атмосферное давление слишком велико. Ни один из спускаемых аппаратов не продержался там и дня.

Но на Венере есть все условия для создания плавучих городов. Густая атмосфера из углекислого газа плотнее воздуха, а значит пригодная для дыхания людей смесь кислорода и азота будет представлять в плотной венерианской атмосфере подъемный газ. По сути, воздушный шар, наполненный воздухом, пригодным для дыхания человека, будет поддерживать себя и дополнительный вес (например, корабль-колонию) в атмосфере Венеры.

-13

На высоте 50 км над поверхностью Венеры окружающая среда является «наиболее земной в Солнечной системе» с давлением около 1 бар и температурой в диапазоне 0°C до -50°C. Людям не потребуются скафандры под давлением , чтобы выйти во внешнюю среду, им достаточно будет кислородных масок и костюмов защиты от кислотного дождя.

Такие колонии, гигантские воздушные дирижабли, могли бы существовать в нынешних венерианских условиях. Это позволило бы провести постепенную колонизацию планеты. Вместо того, чтобы сразу применять обширные мер по терраформированию, можно присылать такие корабли один за одним, надувая их на орбите планеты.

Мы уже говорили о таких концептах в одном из первых выпусков подкаста, посвященному второй планете от Солнца.

Другие планеты

Помимо Венеры, летающие города в научной фантастике были описаны на нескольких других планетах. Например, плавучие города могут позволить заселить трех из четырех газовых гигантов. У внешних планет Солнечной системы нет твердой поверхности. Юпитер не перспективен для обитания из-за его высокой гравитации и излучения, но другие газовые гиганты, Сатурн, Уран и Нептун, будут куда более практичными. В 1978 году проект Британского межпланетного общества «Дедал» предусматривал создание плавучих заводов в атмосфере Юпитера для переработки Гелия-3, чтобы собрать достаточно горючего для для межзвездного зонда. У Сатурна на уровне видимого слоя облаков, и атмосферное давление, и сила тяжести примерно такие же, как у Земли. Американский писатель-фантаст Майкл Аллен Макколлум в своем романе «Облака Сатурна» представлял города, плавающие в атмосфере Сатурна, чья плавучесть обеспечивается оболочками из водорода, нагретыми термоядерными реакторами.

-14

Уран и Нептун также имеют гравитацию в верхних слоях атмосферы, сравнимую с земной, и даже более низкую силу тяжести, чем у Сатурна. Писатель Сесилия Холланд в своем научно-фантастическом романе «Плавающие миры» (1975) заселила Юпитер, Сатурн и Уран людьми-мутантами Стифами в летучих городах

Облачный город, «Звездные войны»

Наверное, самый известный инопланетный летающий город – это Облачный город из вселенной «Звездных войн».

Впервые он был показан в фильме «Эпизод V — Империя наносит ответный удар» (1980). Облачный город расположен над планетой-гигантом Беспин.

-15

Сама планета представляет собой отдаленный мир, известный своими ценными запасами газа тибанна. Этот газ используют для производства бластеров и охлаждающей жидкости для гипердвигателей.

Облачный город — это парящий мегаполис, расположенный высоко в атмосфере Беспина. Расширенная энциклопедия «Звездных войн» дает нам много информации о строении и техническом оснащении этого воздушного корабля. Он состоит из ряда взаимосвязанных платформ и структур, поддерживаемых технологией репульсорного подъема, которая противодействует гравитационному притяжению газового гиганта. Архитектура города отличается элегантной футуристической эстетикой в бело-серой цветовой гамме.

-16

Облачный город известен своими роскошными отелями, удобствами для отдыха и оживленной торговлей. Он служит нейтральной территорией для различных людей и организаций в галактике, привлекая туристов, торговцев и путешественников.

-17

Хотя Облачный город изначально кажется процветающим и ярким, в конечном итоге он становится местом предательства и конфликтов из-за действий Дарта Вейдера и Империи. Интересный факт: первоначально Джордж Лукас планировал, что придуманный им летающий город будет столицей Звездной Империи. Есть несколько концептов, на которых к парящей в облаках станции подлетают имперские крейсеры. Но на момент производства первого фильма, «Новая надежда», бюджета на такие дорогие спецэффекты у молодого режиссера просто не было.

Даларан, World of Warcraft

Летающие города встречаются не только в научной фантастике, но и в фэнтези. Вместо магнитных лучей или антигравитации, такие волшебные миры держит в воздухе магия.

Даларан - выдающийся город во вселенной World of Warcraft. Даларан первоначально располагался в Восточных королевствах как столица королевства Лордерон. Однако во время событий Второй войны архимаг Антонидас перенес город в небо над континетом Нордскол.

-18

На континенте вечных льдов и снегов, Даларан возвышается над лесом Хрустальной песни. Это архитектурное чудо подвешено в воздухе с помощью мощных магических заклинаний, созданных магами Кирин Тора, элитного ордена волшебников.

Решение о превращении Даларана в плавучий город было принято архимагом Антонидасом во время войны с орками и нежитью, когда Пылающий легион представлял значительную угрозу Восточным королевствам. Целью переноса города в Нордскол было обеспечить изолированное и защищаемое убежище для магов и их союзников.

Dalaran by Ze-l
Dalaran by Ze-l

Визуально Даларан выглядит как массивная кристаллическая структура с возвышающимися шпилями и сверкающими сооружениями. Город украшен магическими рунами и светящимися знаками, которые придают ему неземной вид. Он излучает мягкое золотистое сияние, которое видно за много миль, создавая потрясающее зрелище на темном фоне Нордскола.

Парящий высоко над землей Даларан доступен через сеть порталов и или летающих существ. Внутри городских стен игроки могут исследовать несколько районов, Даларан включает в себя многочисленные квесты, сюжетные линии и события.

-20

В целом, парящий город Даларан демонстрирует изобретательность и силу магов вселенной World of Warcraft. Его характерный дизайн, богатые знания и роль хаба для игроков сделали его одним из самых знаковых и любимых мест в игре.

Аллоды

В игре «Аллоды» разработчина Nival, плавучие острова играют важную роль как разнообразные и увлекательные локации. «Аллоды» - это ролевая фэнтезийная игра, действие которой разворачивается во вселенной, где многочисленные фрагментированные миры, известные как аллоды, плавают в Астрале, таинственном пространстве между измерениями.

-21

Эти плавучие острова - остатки разрушенных миров, которые были разорваны на части катастрофическими событиями. Некогда единый мир распался на части, то ли из-за удара кометы, то ли в результате неконтролируемого использования астральной магии. Межзвездный астрал начал поглощать осколки мира. И только высшим магам удалось остановить астрал и собственной силой остановить разрушение оставшихся островов. Каждый аллод удерживается живущим на нём Великим Магом. Он не может покинуть свой аллод, но внутри него наделён практически неограниченной властью.

Остальные маги могут перемещаться между аллодами при помощи порталов, амулетов или заклинаний. Аллоды различаются по размеру, форме и внешнему виду, от целых континентов до небольших парящих скал. Они населены, помимо людей, различными фэнтезийными существами: эльфами, орками, драконами, гоблинами и т. д.

-22

Помимо своей игровой значимости, плавучие острова в «Аллодах» могут похвастаться различным визуальными эффектами и замысловатым дизайном. Они показывают сочетание фантастических элементов, архитектурных чудес и творческих ландшафтов, создавая визуально увлекательный и захватывающий мир для игроков.

Заключение

Плавающие города и острова часто служат метафорами эскапизма, утопических или антиутопических обществ и исследования неизвестных возможностей. Они захватывают воображение зрителей, представляя уникальную смесь фэнтези и научной фантастики, бросая вызов нашему восприятию того, что возможно в сферах архитектуры, технологий и человеческого воображения.

-23

А какие летающие города и острова вы знаете вы? Напишите в комментариях.

Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Дзен, в Телеграме и ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в подкастах ВКонтакте. Видео-версию смотрите на канале YouTube.

Поддержать канал можно на сервисе Boosty по ссылке в описании.

Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!