Если вы родитель или репетитор и планируете заниматься развитием ребенка или обучением, то эта статья для вас. Необходимо учитывать не только возраст ребенка, а так же особенности и уровень как психологического, так и физического развития, а так же нервной системы. У разных возрастных категорий есть свои особенности.
Например, вы планируете заняться образованием дошкольника. Особенность обучения будет связана с тем, что в этом возрасте, в силу слабости нервных процессов, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому дети не могут усидеть на месте, они торопятся, им не терпится поскорее начать что-то делать, они постоянно в движении. Со стороны взрослого объяснение должно быть четким, кратким, содержать самое основное.
Обучение в школе требует сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания и дисциплины, а также обучаемости, самостоятельности и ответственности. Но не все сразу, давайте разбираться по порядку.
Начальная школа или начальные классы с 1 по 4.
Вы же замечали большой интерес детей к миру, миллион вопросов? У них большое желание узнавать новое.
Дети - большие непоседы. В силу развития психики детей в этом возрасте, у них часто присутствует фрагментарное восприятие или внимание. Как следствие этого невнимательность на уроке. Поэтому детям сложно классифицировать и обобщать информацию, часто могут впадать в ступор.
Поэтому, при обучении начальных классов больше внимания нужно уделять состоянию ребенка. Им пока тяжело удерживать свое внимание, сидеть на месте и монотонно учить одно и то же. Это дети и основной деятельность для них в этом возрасте является игра.
Игра может является одним из методов обучения в начальной школе. Игры классифицируются в зависимости от вида деятельности, характера учебного процесса, содержания и способа проведения. Педагогические игры могут быть различными по содержанию, форме проведения и условиям проведения. Интерес в игре у детей смещается в сторону умственной деятельности.
Цели игр могут быть разные: обучающая, тренировочная, познавательная, развивающая, творческая, коммуникативная, могут воспитывать самостоятельность, умение контролировать и оценивать свою деятельность и т.д.
В начальных классах большой акцент должен идти именно на ребенка.
Не забывайте, это еще дети и задания должны быть посильными.
Основная школа или средние классы с 5 по 9.
В этом возрасте происходит интеллектуальное и личностное развитие школьников, развивается нервная система, память. Развивается абстрактное мышление, самосознание, самовоспитание, саморегуляция, понимание роли теории и теоретического обучения, умение делать выводы, опираясь на общие факты, развиваются познавательные процессы, навыки логических операций и т.д.
Специфическая избирательность внимания на интересных предметах сохраняется, однако в совокупности с усидчивостью, подросток склонен выбирать те предметы или темы, на которых может долго сосредоточится.
Развитие высших функций психики заключается в интеллектуальном развитии. В этом плане помогает изучение как гуманитарных, так и естественно математических дисциплин. Особенно благотворно влияет математика: развитие и формирование мышления лучше всего происходит в процессе решения задач.
В связи с увеличением информационной нагрузки на ученика, для большей эффективности психологического развития необходимо чередовать виды деятельности.
В этот период у учеников необходимо сформировать знания, умения и навыки. Необходимо научить учиться, привить усидчивость, научить концентрироваться, выявлять главное, помочь разобрать и усвоить материал.
Старшие классы с 10 по 11. Основное назначение: подготовка к вступлению в ВУЗ.
В юношеском возрасте формируется структура самосознания, жизненных планов и ценностных ориентиров. Помимо этого продолжается развитие психических познавательных процессов. В интеллектуальной сфере начинает преобладать абстрактное, теоретическое мышление, развивается логическая память, оттесняя механическую память на второй план. Переход от 9 к 10 классу сопровождается повышением вербально-логического (понятийного) мышления, оперативной и кратковременной памяти, вниманием, способностью к преобразованию цифровой информации и темповые характеристики психических процессов.
У большинства учащихся меняется отношение к учебе, появляется стремление к профессиональному и личностному самоопределению, появляется ценностно-ориентационная активность, происходит становление социально-активной позиции и стремление к независимости.
Старшая школа является завершающим этапом созревания и формирования личности. Учащиеся могут абстрагироваться и обобщать информацию, понимают причинно-следственные связи, способны аргументированно доказать свою точку зрения, делать выводы, формировать систему из изученных явлений и фактов.
Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные стремления. Старший школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости, разница лишь в эмоциональности и импульсивности.
Возрастает и нагрузка на ученика в школе: большой объем информации, интенсивность преподавания, усложняются темы и появляются задания повышенной сложности, куча перегрузок.
Учитывая возможности старшеклассников и сложную школьную программу, для преподавателя в старших классах важно уметь объяснять сложные темы простым языком.