4 памятника на Красной площади, которые ведут диалог с историей
В XIX веке в России возникает интерес к национальному наследию. Первым поводом для пробуждения интереса к отечественному прошлому становится победа в войне 1812 года. Во второй половине столетия интерес к национальному подпитывают общественно-политические реформы, в частности отмена крепостного права в 1861 году.
Как это сказывается на архитектуре? Разбираем четыре известных памятника в «русском стиле» на Красной площади, мимо которых мы обычно проходим не вглядываясь – уж слишком это известные достопримечательности. Предлагаем посмотреть на них внимательнее. А еще больше деталей – на нашей новой экскурсии «Архитектура в русском стиле».
Исторический музей (1875-1883)
В 1872 году в Москве прошла Политехническая выставка. Из собранных экспонатов решили создать музеи, один из которых посвятить истории России. Для строительства была выбрана Красная площадь – участок прямо напротив храма Василия Блаженного. Его облик и стал источником вдохновения для архитектора Владимира Шервуда. Однако в отличие от настоящих памятников XVI-XVII веков Исторический музей имеет довольно строгую симметричную композицию, зато использует множество узнаваемых национальных деталей: шатры, гирьки, кокошники.
Верхние торговые ряды (1888-1893)
В 1888 году был объявлен конкурс на строительство нового комплекса Верхних торговых рядов. Техзадание давало архитекторам полную стилистическую свободу, но из 23 проектов 22 были решены именно в русском стиле. Архитектор Александр Померанцев предложил неорусский фасад, а внутри разделил пространство на 16 корпусов, связанных между собой длинными пассажами и перекрытых стеклянными сводами.
Средние торговые ряды (1891-1892)
Комплекс Средних торговых рядов строился практически параллельно с Верхними, за архитектурный облик отвечал мастер исторических стилизаций – архитектор Роман Клейн. Он выбрал эстетику, продолжающую идею Померанцева, чтобы связать между собой торговые пространства и превратить их в единый ансамбль. Всю площадь фасада покрывает декор: наличники с наборными колоннами, ширинки, поребрики.
Московская городская дума (1890-1892)
Здание Городской думы – первое в России здание, специально построенное для органов местного самоуправления. Архитектор Дмитрий Чичагов выбрал ту же стратегию, что и другие архитекторы, обращавшиеся к русскому стилю. Вдоль Красной площади развернут симметричный фасад из красного кирпича, а за национальный облик отвечает декор и другие детали – от наличников до бочкообразной крыши. Сегодня это музей Отечественной войны 1812 года.
О национальном – через декор
Эти и другие памятники в русском стиле объединяет ключевая особенность: они построены не по старинным, а по современным технологиям, с применением новых материалов, более свободны в пространственно-планировочных решениях и часто имеют типологию, которой не было в XVI-XVII веках (например, торговые пассажи).
Поэтому самым доступным носителем национальной идентичности становится декор (ширинки, кокошники, гирьки) и материалы (кирпич, изразцы, поливная черепица).
* * *
Рассматриваем «русский стиль» в деталях и выясняем его истоки на экскурсии по Красной площади и ее окрестностям.
Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.
Подписывайтесь на наши соцсети: ВКонтакте, Телеграм, YouTube.