Найти тему
записки зубного детектива

Об одной недавней трагедии и многих давних, и что с этим делать

Месяц назад, 1 сентября, я поздравил читателей с праздником, а в ответ получил такой вот комментарий: «Мы не радуемся....у нас был Беслан.....надеялась, что и вы не забыли».

И как-то сразу многим стало неуютно и печально, плюс возникло ощущение стыда от того, что мы радуемся, когда у людей горе. Не хотел писать под влиянием эмоций. Дал отлежаться и вот сейчас решил поделиться.

Тема гибели родных всегда крайне болезненна, что уж говорить о том, когда уходят дети?! Маленькие, ни в чем не виноватые, безгрешные души, которые еще вчера несли родителям счастье, а сегодня бесконечную боль!

Когда-то давно у нас в гараже, где я ставил свою машину, был такой случай. У одного очень веселого, дружелюбного и активного мужчины-армянина утонул летом в озере единственный сын (вроде еще дочка была, но сын был долгожданным и любимым). Ушел с друзьями купаться и не вернулся.

И вот погиб один человек, а не стало сразу двоих. Отец так и не смог примириться с потерей. Ходил весь серый, на себя не похожий. Постоянно срывался на всех, обвинял в произошедшем себя, жену и всех кругом. Супруга пыталась уговорить его родить еще одного ребенка, но он наотрез отказался, посвятил весь остаток жизни своему горю, ушел из семьи, кажется, запил, и вскоре его не стало — унесла онкология.

Врагу не пожелаешь такого испытания! Мы не имеем никакого права как-то судить этих людей, давать им советы и даже пытаться ставить себя на их место, пока с нами лично не произошло (не дай Бог!) нечто подобное. Кто знает, как мы сами отреагировали бы на такую беду, пока она не случилась?!

Но если на минуту задуматься о возможности другого развития событий, то разве не было бы лучше для всех, если бы они родили еще одного ребенка (а может и не одного) и посвятили себя взращиванию новой жизни в честь ушедшей?!

Говорят, что такая боль может несколько утихнуть, но полностью не проходит никогда. Однако детская улыбка и лепет, первые слова, первые шаги, многое другое могли бы дать этим людям хоть немного успокоения. На одну семью в мире было бы больше, прибавился бы один новый человечек, возможно, из-за появления нового смысла жизни папа не сгорел бы так быстро.

Кому станет лучше, если мы прекратим жить после потери близких? Жизнь так устроена, что умирают все, кто раньше, кто позже. С этим нужно смириться, иначе зачем вообще жить? «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны». (с)

Смысл жизни в продолжении ее вопреки всему. Даже в самой жаркой пустыне есть растения, которые умудряются как-то выживать и давать потомство, а на Крайнем Севере есть те, кто приспособился к жуткому холоду.

Жизнь не может и не должна заканчиваться вместе со смертью кого-то из живущих ныне, это неправильно. И именно поэтому даже во время войн, эпидемий и страшных кризисов люди все равно любили, женились, рожали детей и продолжали свой род, иногда в таких условиях, которые не то что к любви — к банальному выживанию не пригодны.

Имеют ли право люди, потерявшие своих детей 1 сентября, возмущаться, что все остальные продолжают ходить на торжественные линейки, носить учителям цветы и праздновать этот день? Должна ли вся страна отныне и каждый год вместо 1 сентября отмечать бесланскую трагедию? Сложный вопрос.

Помнить про это нужно обязательно! Стараться, чтобы такое никогда не повторилось — безусловно! Найти и покарать негодяев, которые участвовали, помогали и хоть как-то содействовали тем подонкам, которые все это тогда устроили, — без сомнений!

Но пытаться остановить жизнь в этот день и посвятить ее только одному этому событию, не думаю, что было бы правильно. Если так посмотреть, то практически в каждый день года когда-то где-то случилась трагедия, которая заслуживает своего отдельного упоминания.

-2

Никто не сможет сосчитать точное число детей, погибших в концлагерях во время второй мировой войны. В один день погибли 25 тысяч человек во время землетрясения в Спитаке и 140 тысяч стали инвалидами. Сколько тысяч среди них было детей? Пять десятков школьников погибло в катастрофе над Боденским озером. Да, меньше, чем в вышеперечисленных случаях, но разве от этого они меньше заслуживают светлой памяти? Сколько уже погибло детей в Донецке за последние десять лет и сколько гибнет по сей день, сосчитают историки уже после, а сейчас разве не нужно о них помнить?

Если задаться целью, то очень быстро ни одного свободного дня в календаре не останется, когда бы не произошло какое-то серьезное горе. Значит ли это, что мы должны отменить все праздники и жить только одними поминками?

Вот не уверен я. Да, еще раз повторяю, не дай Бог такое случится с кем-то из нас и мы сразу резко изменим свое мнение. Но с точки зрения эволюции, продолжения рода и жизни на земле мы не должны ударяться в крайности и запрещать людям радоваться жизни только на основании того, что когда-то где-то кому-то воспользоваться этими радостями не довелось.

Тяжелая тема, согласен. Думаю, что будет много самых полярных комментариев, но мне кажется, что в целом я все же ближе к правде, чем нет.

«Что остается внутри после того, как ты узнаешь о смерти близкого человека? Наверное, любовь. Возможно, даже такая, о которой ты не подозревал, пока этот человек был рядом». (с)

Записки зубного детектива