Найти в Дзене
Друг Истории

Фильм “1993” – долгое Эхо парламентского “бунта” новой России. Историческая и литературная основа кино

К 30-летию событий красного восстания в Москве осенью 1993 года на большой экран вышел художественный фильм “1993”. На первом утреннем сеансе 28 сентября я посмотрел это кино режиссера А.Велединского. Первоначально фильм производил двойственное впечатление. Я смотрел и как-то автоматически фиксировал отклонения от романа С.Шаргунова, по мотивам которого фильм снят. Больше чем через час просмотра в записной книжке появилась запись – “Мучительная рефлексия, приправленная сексом.” Однако финальная часть произвела очень сильное впечатление и отвечала ожиданиям драматического перелома в жизни страны. Всё стало на свои места в соответствии с названием.

Ельцина показывают в фильме только по телевизору. 21 сентября 1993 года президент России Борис Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» Депутатский корпус во главе с Хасбулатовым и вице-президентом восстал против этого указа, на улицы столицы вышли десятки тысяч людей
Ельцина показывают в фильме только по телевизору. 21 сентября 1993 года президент России Борис Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» Депутатский корпус во главе с Хасбулатовым и вице-президентом восстал против этого указа, на улицы столицы вышли десятки тысяч людей

Действие на экране чрезвычайно обостряется с момента, когда президент Ельцин 21 сентября 1993г. объявляет Верховный Совет распущенным. Решение президента тогда явно расходилось с Конституцией страны. Основной закон, несмотря на многочисленные поправки, всё ещё оставался Конституцией РСФСР 1978 года. Некоторые острые углы романа Шаргунова в экранном изображении сглажены или опущены, или исправлены, но фильм всё равно не оставляет равнодушным.

афиша фильма, Сергей Брянцев - Евгений Цыганов, Елена Брянцева - Екатерина Вилкова, Таня Брянцева - Анна Цветкова. Имена вымышлены, но живут они в реальной обстановке 1993 года и у них есть прототипы см. интервью Шаргунова - я знал семью, где очень многое семью было так, как в романе и фильме. https://rg.ru/2023/10/03/devianosto-tretij-god.html
афиша фильма, Сергей Брянцев - Евгений Цыганов, Елена Брянцева - Екатерина Вилкова, Таня Брянцева - Анна Цветкова. Имена вымышлены, но живут они в реальной обстановке 1993 года и у них есть прототипы см. интервью Шаргунова - я знал семью, где очень многое семью было так, как в романе и фильме. https://rg.ru/2023/10/03/devianosto-tretij-god.html

Начнем с литературной основы кинопроизведения. Как то у меня нет оснований сомневаться в том, что писатель Сергей Шаргунов знает о том, что его произведение через века перекликается с романом Виктора Гюго “Девяносто третий год” или “Девяносто три. История первая: гражданская война”. Роман Гюго посвящен событиям французской революции 1793, а именно контрреволюционному мятежу в Вандее. Перед ним - и там в 1789, и там - на излете 20-ого века произошли буржуазные революции. Однако политические убеждения писателя (он депутат Госдумы от КПРФ) позволяют также считать, что эта перекличка не имеет для него очень большого значения, поскольку для коммунистов события восстания или “антибуржуйского мятежа”, или переворота 1993 года имеют самодовлеющее значение, по крайней мере, в истории российских революций. Даже если это и не совсем так, всё равно через 30 лет после тех 93 годов и во Франции, и в России о революционных правительствах остались плохие воспоминания, собственно поэтому и фильм “1993” смог выйти.

разгон демонстрации из трейлера фильма
разгон демонстрации из трейлера фильма

В романе и фильме 1993 есть недвусмысленное обращения к теме гражданской войны (1918-1922). По мысли произведения - главный герой Виктор Брянцев представляет сторону красных, а его жена Лена – сторону белых, или буржуазную партию. В кино Лена даже начинает заниматься ритуальным бизнесом, что очень метафорично для замысла режиссера Александра Велединского. Она увольняется из аварийной службы, куда пришла вместе с супругом в 1991г. после увольнения последнего, специалиста-электронщика, из КБ. Но вслед за мужем в ряды защитников распущенного Верховного Совета Лена не идёт, а откликается на призыв Гайдара защищать демократию..

Специалисты с высшим образованием нередко становились простыми квалифицированными рабочими (здесь электриком аварийной службы). Кадр из трейлера фильма
Специалисты с высшим образованием нередко становились простыми квалифицированными рабочими (здесь электриком аварийной службы). Кадр из трейлера фильма

Финал в кино, кстати, гораздо более оптимистичен, чем по тексту оригинала. На экране после разгрома Верховного Совета Виктор и Лена Брянцевы дружно строят туалет в своем доме в поселке у платформы “43 километр” и что символично - из досок видимо невостребованных гробов ритуального агентства "Норма". В романе же Виктор Брянцев после потрясений расстрела 3 октября у Останкино умирает вскоре от удара (инсульта) в 39 лет. Перед самым ударом он встречается с женой у Останкино, только она находится в лагере демократов Ельцина, а он -сторонник Руцкого и Верховного Совета с Хасбулатовым во главе. В послесловии книги мы узнаем, что их внук (1994 г.р.) Пётр примыкает к движению белоленточников и попадает в Матросскую тишину..

В кино активно использовали космическую мечту Виктора - "Из лаборатории он вынес мечту, превратившуюся в воспоминание, наплывавшее вечерами: обмакнул палец в красную краску и оставил отпечаток на Луне. Вернее, на детали, которая потом была вмонтирована в луноход на заводе Лавочкина. Если точнее, это сделал когда-то его старший коллега Савельев, чей отпечаток навсегда остался в небесах. Но Брянцев надеялся, что и ему представится такая возможность."
В кино активно использовали космическую мечту Виктора - "Из лаборатории он вынес мечту, превратившуюся в воспоминание, наплывавшее вечерами: обмакнул палец в красную краску и оставил отпечаток на Луне. Вернее, на детали, которая потом была вмонтирована в луноход на заводе Лавочкина. Если точнее, это сделал когда-то его старший коллега Савельев, чей отпечаток навсегда остался в небесах. Но Брянцев надеялся, что и ему представится такая возможность."

Хотя Шаргунов (1980 г.р.) значительно моложе Велединского (1959 г.р.), в отношении исторических деталей он всё же более аккуратен. Вообще говоря, кино– более конъюнктурно по сравнению с литературой, не даром его считал важнейшим из искусств мастер политического момента В.И.Ленин. Как изящно решает, а вернее обходит, например, тему фашизма, взаимные обвинения в нем, кинорежиссер? Он вводит сюжет (в книге его нет) драки Виктора с 2 парнями из российского гуманитарного университета. Последние настоятельно советуют мужику не покупать билет на концерт Майкла Джексона, поскольку тот не того цвета кожи и т.п. Поскольку в милиции лупят Виктора, а не тех парней, которые не оказывали сопротивление милиции в отличие от Виктора, он делает вывод, что представители власти поддерживают фашистов. Вобщем то это выглядит не очень убедительно, хотя недоброжелатели, препятствующие распространению билетов на Джексона в России, в 1993г. всё же нашлись. Но вот какие были их мотивы, это вопрос. Зато одному из мощных факторов антихасбулатовской пропаганды, - присоединению к защитникам Белого Дома отрядов националистов Александра Баркашова, этому знаковому событию в кино - в отличие от книги - места не нашлось. А ведь для многих граждан окрашивание всего московского восстания в “красно-коричневый” цвет определяло отношение к Верховному Совету. Впрочем, русская привычка вешать ярлыки оппонентам – здесь это: – Фашист! – Сам ты фашист! имеет исторические основания.

Велединский добавил в кинокартину важную черту той эпохи - будку гласности (1991-1993), в ней можно было говорить для телевизионного эфира о чем угодно, хоть о фашизме, хоть о коммунизме.
Велединский добавил в кинокартину важную черту той эпохи - будку гласности (1991-1993), в ней можно было говорить для телевизионного эфира о чем угодно, хоть о фашизме, хоть о коммунизме.

Столкновения на улицах Москвы 2 октября 1993г.. На асфальте валяются камни, которые летели в ОМОН. http://www.specnaz.ru/articles/306/23/4422.htm
Столкновения на улицах Москвы 2 октября 1993г.. На асфальте валяются камни, которые летели в ОМОН. http://www.specnaz.ru/articles/306/23/4422.htm
Баррикады на улице Москвы
Баррикады на улице Москвы
Желтая боевая машина показывается в фильме. "У гостиницы «Мир» появилась окрашенная в желтоватый маскировочный цвет боевая машина пехоты с мощным громкоговорителем. Началась идеологическая обработка защитников Белого дома, сразу же окрестивших эту БМП «желтым Геббельсом». https://историк.рф/journal/post/5936
Желтая боевая машина показывается в фильме. "У гостиницы «Мир» появилась окрашенная в желтоватый маскировочный цвет боевая машина пехоты с мощным громкоговорителем. Началась идеологическая обработка защитников Белого дома, сразу же окрестивших эту БМП «желтым Геббельсом». https://историк.рф/journal/post/5936

Важный момент, который должен вызвать вопросы у зрителей при просмотре картины, это сцена расстрела из БТР протестующих (бунтующих) граждан в Дубовой роще у Останкино. 3 октября массы людей по приказу Руцкого направились в телецентр, чтобы захватить его и рассказать правду всей стране. В кинокартине из громкоговорителей перед расстрелом из БТР будто бы сначала раздается предложение гражданам в роще разойтись и только потом открывается огонь вверх и на поражение. Это сознательный ляп, переиначивание событий на современные понятия. На деле же у Шаргунова описана та ситуация гораздо точнее, хотя она тоже не полна.

“Первый бэтээр поравнялся с техническим корпусом, плавно повернул пулемет и длинной очередью прошил первый этаж. Следующий бэтээр, повторив поворот пулемета, выдал очередь по второму этажу.– Наши! – закричал старик в шляпе, бросаясь Виктору на шею.– Наши! – закричал Виктор…Пятый бэтээр, проезжая, повернул пулемет вправо, к роще, и его примеру последовали остальные машины. В этом повороте Виктору почудилось приветливое подтрунивание добрых и могучих животных над дружественными им людьми, и он еще махал рукой, правда, уже попятившись с тротуара на газон, когда загрохотала очередь, совсем рядом, в нескольких метрах от него.“

БТР на улицах Москвы. 1993. Останкино. https://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/moskva/putch-1993-goda.html
БТР на улицах Москвы. 1993. Останкино. https://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/moskva/putch-1993-goda.html

Итак, почему-то несколько БТР (о порядке их следования и числа можно спорить) стреляют сначала по защитникам Останкино (техцентра), а затем вдруг без всякого предупреждения переносят огонь по восставшим. Одна из версий, - экипажи получили неправильную информацию о ситуации и полагали, что техцентр уже захвачен “бунтовщиками”. Со своей стороны, восставшие имели информацию, что тульская дивизия ВДВ идет им на помощь. Это одна из причин их упорства.

Вход в техцентр Останкино пыталось протаранить поочередно два грузовика. Кадр из трейлера фильма. Это  не вымысел. Грузовики смогли пробить только наружные двери, до внутренних они не достали.
Вход в техцентр Останкино пыталось протаранить поочередно два грузовика. Кадр из трейлера фильма. Это не вымысел. Грузовики смогли пробить только наружные двери, до внутренних они не достали.

В романе Виктор принимает гораздо более активное участие в вооруженном восстании, чем в кино. Он дерется с ОМОН, возглавляет по приказу Руцкого один из отрядов при захвате мэрии днем 3 октября, он же бросает коктейль Молотова (в числе других боевиков) по зданию техцентра Останкино вечером того же дня.

После первой неудачи с самопалом Виктор делает вторую поджигу и берет её с собой в Москву, где палит в сторону ОМОНА. В фильме эту "криминальную" подробность опустили
После первой неудачи с самопалом Виктор делает вторую поджигу и берет её с собой в Москву, где палит в сторону ОМОНА. В фильме эту "криминальную" подробность опустили

Чтобы не иметь лишних проблем, Велединский освобождает зрителей от этих картин, а взамен оставляет Виктора в живых на радость всех и делает его ещё и ветераном обороны Белого Дома в 1991 году. Бросок коктейля на экране отдается другому актеру. Однако в кино погибает спутница Виктора в Останкино - Олеся (Виктория Смирнова), в романе её, раненую, увозят на скорой. Фильм, между прочим, посвящается всем погибшим осенью 1993. Думаю, стоило бы его отдельно посвятить и медикам, которые под обстрелом из зданий Останкино спасали раненых, кто-то из них также погиб.

Павел Александрович Шлыков (1972-1993), фельдшер скорой помощи. 3 октября 1993 года во время расстрела митинга перед телестудией «Останкино», в момент, когда Павел в белом халате перевязывал раненого, пуля снайпера обожгла его грудь. https://komsomolrf.ru/novosti/samara-pamyati-pavla-shlykova-pavshego-za-vlast-sovetov-osenyu-1993-goda.html
Павел Александрович Шлыков (1972-1993), фельдшер скорой помощи. 3 октября 1993 года во время расстрела митинга перед телестудией «Останкино», в момент, когда Павел в белом халате перевязывал раненого, пуля снайпера обожгла его грудь. https://komsomolrf.ru/novosti/samara-pamyati-pavla-shlykova-pavshego-za-vlast-sovetov-osenyu-1993-goda.html
Брянцев и Олеся спасаются от огня у телецентра. Кадр из трейлера фильма
Брянцев и Олеся спасаются от огня у телецентра. Кадр из трейлера фильма

Боль тех событий не прошла, и поэтому вопрос о том, кто первым открыл огонь на поражение у Останкино, остается дискуссионным. Первый одиночный выстрел снайпера за 20-30 минут до этого был направлен в ногу спутника генерала Макашова, возглавляющего осаду Останкино. Кино не дает чёткого ответа по непосредственному виновнику открытия массового огня здесь, истина здесь затемнена. На экране мы видим вооруженных людей и с той, и с другой стороны. Мы видим направленный гранатомет бойца Макашова на вход техцентра. По официальной версии, выстрел из этого гранатомета убил рядового Николая Ситникова внутри техцентра, после этого был открыт ураганный огонь по толпе. По версии противоположной стороны, которая осторожно приводится в романе, сперва в техцентре взорвалась светошумовая граната. Из книги: “– Я одного не могу понять, – продолжил дымчатый как бы виновато, – зачем вы стреляли? Из гранатомета – зачем? Думали, сойдет? Усач заерзал, точно вопрос задел за живое:– Мы не стреляли. Это они сверху… гранату… светошумовую…” В исследовательской книге А.Островского “Расстрел Белого Дома” рассказывается о том, что взрыв светошумовой гранаты в помещении являлся сигналом к началу боевых действий. Он был внезапным и провокативным, бойцы сразу стали стрелять, и Ситников был убит дружественным огнем из гранатомета. Как это могло произойти, что граната из подствольного гранатомета угодила в своего же, неназванный в источнике боец Витязя не поясняет.

Гранатомётчик у Останкино. 1993. В фильме "1993. Осень в огне" называют  фамилию этого парня - Смирнов - милиционер. В фильме Аскер-Заде "1993 год. Перелом" говорится о сохранившемся следе до сих пор под табличкой от кумулятивного заряда этого гранатомета РПГ-7 внутри здания.  Ист. фото https://crimerecords.info/2019/08/22/sad-october-1993/?lang=en
Гранатомётчик у Останкино. 1993. В фильме "1993. Осень в огне" называют фамилию этого парня - Смирнов - милиционер. В фильме Аскер-Заде "1993 год. Перелом" говорится о сохранившемся следе до сих пор под табличкой от кумулятивного заряда этого гранатомета РПГ-7 внутри здания. Ист. фото https://crimerecords.info/2019/08/22/sad-october-1993/?lang=en
Кадр из док.фильма "1993. Осень в огне". 2013г. Ведущий Сергей Медведев показывает место, куда ударилась граната из гранатомета. Ситников был убит здесь же осколком гранаты. В фильме 2014г. Медведев убедительно (основываясь на повреждениях стены) показывает, что выстрел был сделан не из РПГ-7 (то есть не Смирновым), а из подствольного гранатомета. Однако он политично не дает ответа, какая сторона стреляла. По контексту ясно, что больше шансов выстрелить так из подствольного гранатомета была у какого-то бойца Витязя. Фотожурналист Бойцов, находясь у входа в это помещение, услышал и увидел небольшой взрыв внутри, о светошумовой гранате он в том же фильме не говорил.
Кадр из док.фильма "1993. Осень в огне". 2013г. Ведущий Сергей Медведев показывает место, куда ударилась граната из гранатомета. Ситников был убит здесь же осколком гранаты. В фильме 2014г. Медведев убедительно (основываясь на повреждениях стены) показывает, что выстрел был сделан не из РПГ-7 (то есть не Смирновым), а из подствольного гранатомета. Однако он политично не дает ответа, какая сторона стреляла. По контексту ясно, что больше шансов выстрелить так из подствольного гранатомета была у какого-то бойца Витязя. Фотожурналист Бойцов, находясь у входа в это помещение, услышал и увидел небольшой взрыв внутри, о светошумовой гранате он в том же фильме не говорил.
А вот кадр из более позднего фильма - 2023 года "Октябрь 1993. Штурм в прямом эфире." Тот же Сергей Медведев показывает другое место, куда ударилась граната "из того" гранатомета, здесь теперь висит табличка памяти бойца Н.Ю.Ситникова.
А вот кадр из более позднего фильма - 2023 года "Октябрь 1993. Штурм в прямом эфире." Тот же Сергей Медведев показывает другое место, куда ударилась граната "из того" гранатомета, здесь теперь висит табличка памяти бойца Н.Ю.Ситникова.

А это тоже снимок у Останкино 3 октября 1993. Но большинство собравшихся около было всё же без оружия
А это тоже снимок у Останкино 3 октября 1993. Но большинство собравшихся около было всё же без оружия

Другие отклонения фильма от содержания романа не являются столь принципиальными, перечислю их только. Тане, дочери Виктора, было 15 лет, а не 16.

Таня доит козу Асю. Колоритным моментом романа Шаргунова является рассказ о козе Асе, которую нельзя подоить в одиночку. Второму человеку приходилось сдавливать её бедра ногами. В кино упростили задачу дойки
Таня доит козу Асю. Колоритным моментом романа Шаргунова является рассказ о козе Асе, которую нельзя подоить в одиночку. Второму человеку приходилось сдавливать её бедра ногами. В кино упростили задачу дойки

Образ любовника Лены Брянцевой– нефтяник Миша (Максим Лагашкин) в этом амплуа обобщает нескольких её мужчин. Сосед Янс (Александр Робак) не приглашал Брянцевых к себе, а приходил сам в гости. Образ Егора (Иван Ивашов), предполагаемого убийцы Янса и любовника Тани и Риты (Дина Губайдуллина), сильно облагорожен в кино, можно и так сказать. Одевается в форму пьяного милиционера и шутит с проститутками не Виктор Брянцев, а его начальник в аварийке Абаев. Драка в электричке Виктора с хулиганами “придумана” уже в кино, режиссер как бы перенаправляет агрессию Виктора с омоновцев на гражданских дебоширов. Наконец, молодые ребята Леша и Наташа не убегают от милиции, и аварийщики не укрывают их в машине “от ментов”. Эти ребята, спелеологи в романе, не просят аварийщиков провести их в подземельях к осажденному Белому Дому. Наоборот, Виктор по собственной инициативе просит их взять с собой в подземелье, чтобы помочь поднести груз продовольствия защитникам осажденного Белого Дома. В романе Леша (Григорий Верник) и Наташа (Элизабет Дамскер) погибают вместе у Останкино.

Обложка книги А.Островского "Расстрел Белого Дома". После того как были разогнаны протестующие в Останкино, 4 октября наступила очередь разгона защитников Белого Дома
Обложка книги А.Островского "Расстрел Белого Дома". После того как были разогнаны протестующие в Останкино, 4 октября наступила очередь разгона защитников Белого Дома

Очерк включен в подборку Исторические фильмы и подборку СССР и Россия, старая и новая.

В конце фильма мы видим символические, якобы документальные кадры продажи мороженого на фоне поврежденного пожаром Белого Дома. Фильм 1993 является не просто историческим кино, он является и предупреждением.

Исторические фильмы | Друг Истории | Дзен

Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №202, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории

СССР и Россия, старая и новая | Друг Истории | Дзен