Джованни Браголин – творец? Мучитель? Как назвать человека, чья серия картин была о страдавших детях? Но самая сильная тайна связана с его картиной «Плачущий мальчик», укутанной легендами и обреченной всю жизнь вызывать страх, до сих пор не раскрыта ни одним профессионалом.
О художнике нет практически никаких данных, хотя жил он в прошлом столетии. Обобщая источники, сказать наверняка можно лишь то, что он был итальянцем. Сменил свое настоящее имя с Бруно Амадио на Джованни Браголин – он взял этот псевдоним после Второй Мировой Войны, когда переехал в Испанию. И также, что он воевал на стороне Муссолини. Остальные факты переходят в мифы, не давая никакой достоверной информации. И почему его картины, будучи известными, не выставляются ни в одном музее?
Легенд, связанных и с полотном «Плачущий мальчик», предостаточно. Самая популярная версия гласит, что картина – портрет родного сына Джованни, при том, что о его семье ничего не известно. Чтобы получить достоверное выражение отчаяние, страха и боли, художник использовал страх ребенка перед огнем, чтобы результат вышел более достоверным. Говорят, что мальчик, когда уже больше не мог сдерживаться, крикнул отцу, чтобы он сам сгорел. И уже здесь версии расходятся. Мальчик умер от пневмонии, однако Браголин, по разным сведениям, умер почти сразу, сгорев в своей мастерской со смотрящим на него с картины ребенком, либо от рака спустя много лет. Никаких подтверждений ни тому, ни другой варианту, на данный момент, нет.
Другая версия повествует о том, что творец изображал детей из детских домов. Несчастных, отчаянных и готовых показать свое страдание любому доброму человеку. Быть может, Бруно Амадио работал именно с такими детьми, поэтому на его полотнах они получались так правдиво. Добавляют и то, что Джованни дарил детским домам «Плачущего мальчика» в качестве подарка за помощь, и те через некоторое время сгорали.
Непризнанной версией является та, где Браголина описывают, как мучителя детей. Учитывая, что во время войны он находился на стороне фашистов, в это не так тяжело поверить. Есть много фактов, подтверждающих, как много было опытов над детьми в те времена. Поэтому легко представить, что человеку, видевшему и принимавшему участия в издевательствах над детьми, страдания и боль давались более чем легко.
Как-то в сентябре, 1985 года, одна британская газетенка, называвшаяся «The Sun» (тобишь Солнце), опубликовала одну, пока ещё ни чем не примечательную статейку. В ней одна семейная пара из Ротерема, жаловалась, что у них сгорел дом. И всё бы ни чего, дома время от времени имеют свойство гореть по разным на то причинам, да только из всего уцелевшего осталась лишь одна дешевенькая репродукция картины с плачущим мальчуганом. И в довесок сообщалось, что родственник этой семейки работает пожарником, а они очень уж больно часто находят на месте возгорания эту самую картину. Тут вольно не вольно, а понимаешь, что имеешь дело с каким-то проклятием и это работа для ведьмаков. Правда, сам пожарный ни о каких проклятиях не говорил, но статья была написана в таком стиле, чтобы читатель ни сколечки не сомневался в наличии у полотна нечистой силы. А для пущей убедительности, редакцией была приведена статистика, говорившая, что в магазинах Великобритании продано около 50 000 картин, разошедшиеся по всей стране. Смекаете?
После этой публикации, запахло жаренным. В газету хлынул поток писем, что нет-нет, а действительно такое имеет место быть. Свидетели и непосредственные участники возникали то тут, то там, тысячи их. Редакция, осознав, что это их шанс, на волне выпустила ещё одну статью, уже по забористей. Слова «проклятие», «страх», «ужас», «смЭрть» шли через каждое предложение. Прикладывались примеры писем других читателей, где те лишись чего-либо в ходе пожара из-за этой репродукции или пробовали её сжечь, а она не горела как бы ни старались. А чтобы ни возникало сомнений, что так оно и есть, газета заявила, что хранение данного артефакта увеличивает риск пожара, травмы или летального исхода в ходе несчастного случая по причине, опять же, пожара.
И хотя звучавшие заявления от пожарных и прочих экспертов, что возникшие пожары имели рациональное объяснение – плохая проводка или вина пострадавшего уснувшего с сигаретой, а наличие у погорельцев этой картины всего лишь совпадение, но газета в рациональных объяснениях заинтересована не была, игнорируя подобные комментарии.
А потом и вовсе выяснилось, что часть картин принадлежала другому мастеру – шотландской художницу Анне Зинкайзен, что тоже любила рисовать детишек. И вообще они все не являются копиями одной картины, и если их что и объединяло, то лишь наличие на полотне, собственно, самих детей и то, что они массово продавались в универмагах в 60-70х годах. Потому не мудрено, что они встречаются так часто в сгоревших то тут, то там домах.
Но маховик безумия уже закрутился, да такой, что пожарному департаменту, после очередного пожара и обнаружения там очередной репродукции, делать официальное заявление, где как уже выше сказано – причина пожаров является не проклятие или магия Вуду, а обычная халатность и безалаберность. А то, что картины плохо горят, так дело в плотной бумаге, что очень плохо горит.
Но народу и газете виднее и общественное мнение большинства англичан и к ним примкнувших оказалось неизменным. Картины прокляты и точка. После того, как сгорел один ни кому толком не известный итальянский ресторанчик, редакция объявила репродукции войну. Как именно? Каждый проклятый наличием такого предмета мог отправить её редакции, где та обещала её уничтожить. Казалось бы, абсурд! Но читатели так не думали, и потому завалили картинами газету, где полотнам отвели отдельную комнату. А когда кто-то из сотрудников смеха ради или просто из высоких чувств к прекрасному повесил картину на рабочем месте, редактор воскликнул, побледнел и велел убрать её, заявив, что это не к добру.
Пожарные, которые ратовали за развенчивание мифа, так же не обрадовались подаркам в виде этих картин, не приняв их – один тактично отказался без комментариев, другой сослался на жену что не нашла места в интерьере их дома. Говорят, что одну такую копию шутки ради повесили на одной из пожарных станций, но после того как у них на плите сгорели ланчи, был получен приказ полотно снять.
Ну а хранившиеся в редакции картины таки сожгли, устроив из этого маленькое шоу. Сперва они хотели сделать это на крыше редакции, но пожарные, видать из суеверия, запретили такую акцию, и газетчикам пришлось ехать в поле за город, после чего отчитались в очередной статье.
Повлияло ли это на статистику пожаров в Англии и мире в целом, история умалчивает, а там и байка о «прокляти» сошла на нет, всплывая лишь время от времени, да и то в интернетах, обзаводясь новыми подробностями старой истории. Например, если с репродукцией обращаться хорошо, то обладателя артефакта ждет не пожар и гибель, а наоборот, удача и успех.