В сентябре празднует юбилей саратовская поэтесса, писательница, публицист, театральный рецензент, интервьюер и по совместительству – главный библиотекарь областной библиотеки для детей и юношества имени А.С. Пушкина Анна Морковина. Две «пятёрки» для неё – это нормально! Ведь с юности Анна привыкла получать отличные отметки, достигать поставленной цели – в учёбе ли, творчестве или спорте. В школьные годы её нередко можно было видеть на стадионе «Локомотив», тренирующейся в беге с барьерами. Своему любимому тренеру Нелли Михайловне Фоминой она благодарна и по сей день.
Судьба (что закономерно) пунктуально расставляла в жизни Анны свои «барьеры». Но привычка двигаться по намеченной траектории владеет постоянным корреспондентом «Зари молодёжи», невзирая на трудности. И что же, как не сила воли, позволила Анне Юрьевне, уже несколько зим купающейся вместе с прочими «моржами» в ледяной воде Волги, победить в «заплыве поэтов» на Волошинском фестивале-2013 в Коктебеле! «Заплыв был не литературный, а самый настоящий – в сентябрьской воде! – смеётся Анна. – А плавать я научилась здесь, в родных саратовских «пенатах».
Как-то сложилось, что вся жизнь Анны Морковиной связана с Саратовом. И это тоже судьба! Не удивительно, что первая же книга, выпущенная ею после вступления в Союз писателей, оказалась сборником публицистики, посвящённой родному городу и землякам. Книга называется «Снежные ягоды, или Уходящая натура города С.»
Это необычное название возникло благодаря одной из статей Анны Морковиной – о театральном режиссёре и педагоге Дмитрии Лядове, преподававшем в Саратовском театральном училище имени И.А. Слонова. Герои остальных материалов сборника – артисты, художники, писатели, поэты – самая настоящая литературно-художественная богема нашего города! Города, который многие из нас тоже условно зашифровывают одним инициалом – «С».
Читаешь – и удивляешься: неужели в провинциальном волжском городе и в самом деле всегда фонтаном била творческая жизнь! Да, это так: здесь открывались прекрасные музеи и возникали яркие театральные коллективы, сюда из столиц приезжали с гастролями широко известные личности, а кто-то перебирался в Саратов на долгие годы, оставив столичную суету. Но и наш город постоянно отпускал своих выросших «птенцов» в большой, серьёзный полёт! Как это стало, например, с создательницей библиотеки иностранной литературы в Москве Маргаритой Рудомино. В сборнике Анны Морковиной вы прочитаете не только о мужественной и волевой Маргарите Ивановне, но и о её матери – талантливом педагоге Элеоноре Кноте, и о двоюродной сестре – балерине Ольге Кировой, чей земной путь окончился в Аргентине.
Необычно эссе, написанное с большой долей художественного вымысла, - «Ольга Кошкина и конец прекрасной эпохи». Этот материал посвящён реальной женщине, саратовчанке, в эпоху Серебряного века, то есть на рубеже XIX-XX веков, жившей в том доме, где ныне располагается Пушкинская библиотека. (К слову, Анна Морковина в мае отметила ещё один, трудовой, юбилей – четверть века службы в одном из лучших учреждений культуры Саратова)
Известный саратовский краевед, писатель Владимир Вардугин, познакомившись со «Снежными ягодами», пошутил: «Анна Юрьевна, Вы новый жанр изобрели – художественное краеведение!» - «Это не я изобрела, - оправдывается Анна. – У меня есть как минимум два замечательных примера перед глазами. Это уважаемые нами Виктор Семёнов и Игорь Сорокин. Первый из них в своё время так подробно описал день, проведённый Пушкиным в Саратове, что, кажется, чувствуешь запах и вкус той стерляжьей ухи, которую поэт заказал в трактире! А Игорь Сорокин так виртуозно может опоэтизировать любой, даже незначительный, казалось бы, факт саратовской жизни, что невольно начинаешь видеть город его глазами. Так что есть у кого поучиться!»
Автор предисловия к книге «Снежные ягоды, или Уходящая натура города С.», руководитель литературной студии «Голоса поколений» при Союзе писателей Алексей Бусс пишет: «Книга, которую вы сейчас открыли, - о любви, не менее сильной, чем та, которую можно испытать к человеку. Она – о любви к родному городу, к малой родине вообще, ко всем штрихам и чёрточкам её…»
Журналисту повезло не только с чутким и внимательным наставником, написавшим нестандартное предисловие к книге. Содержимое сборника, как в винтажном зеркале с причудливой рамой, отражается в рисунках на обложке. Это «пастельная» графика саратовского художника Вадима Руфанова, столь же внимательно и влюблённо создающего «портреты» старинных особняков Саратова.
«Творчество Вадима Николаевича Руфанова, тонкого и трепетного художника-краеведа, созвучно моему восприятию родного города. Он тоже, как и я, любит уходить от современности в историю – по крайней мере, в те годы, когда все эти уникальные здания с атлантами и кариатидами были целыми и восхищали, а не печалили взоры…» - признаётся автор книги. Анне Морковиной и Вадиму Руфанову уже доводилось сотрудничать – и в масштабах Пушкинской библиотеки, и на страницах литературного журнала «Волга-XXI век». Для настоящего издания были взяты изображения двух узнаваемых зданий города. На первой странице обложки читатели видят знаменитый дом Пташкина на улице Советской (о нём и его жильцах в книге также есть интересный материал); на последней – дом Ольги Кошкиной (ныне – Пушкинская библиотека).
Наблюдая за краеведами-экскурсоводами, читающими лекции по истории саратовских зданий и их обитателей, за происходящими в любезном нашему сердцу городе реставрационными работами (как много ещё требуется сделать в этом направлении!), мы уверены, что и Анна Морковина, автор книги «Снежные ягоды, или Уходящая натура города С.», обязательно займёт достойное место в благородных рядах тех, кому небезразлична судьба очаровательного волжского города со скромным инициалом «С.» и не даст покрыться песком забвения нашей духовной культуре.