В рейтинге кораблекрушений Титаник обычно занимает первое место. Однако трагедия, случившаяся 28 сентября 1853 года у берегов Шотландии с сотнями людей, находившихся на борту судна «Annie Jane», не уступает известному Титанику и является одной из самых страшных морских катастроф в истории Великобритании. Ненастная погода, безрассудный капитан, плохо упакованный груз и 450 человек, мечтающих о лучшей жизни в Канаде, сошлись воедино, образовав смертельное сочетание.
Первые тревожные звоночки появились задолго до трагедии. Но когда 23 августа 1853г. из Ливерпуля в Квебек отправился эмигрантский корабль его судьба была предрешена. На борту Annie Jane находилось более 400 пассажиров преимущественно эмигрантов, бочки с мясом и груз железнодорожных рельс – груз, который стал для корабля роковым.
Дурные предзнаменования
Трехмачтовый корабль Annie Jane с полным парусным вооружением был построен в Квебеке и спущен на воду в мае 1853 года. Водоизмещение нового судна составляло 1294 тонны, длина – 54,5 метра (179 футов), а ширина – 9,7 метра (32 фута). Первое плавание Annie Jane из Канады в Ливерпуль прошло успешно, и 23 августа парусник должен был отправиться в обратное путешествие. На борту судна находилось около 400 пассажиров и 45 членов экипажа во главе с капитаном Уильямом Мейсоном. Помимо людей Annie Jane должна была доставить в Квебек груз, включавший железные рельсы и бочки с говядиной и свининой.
Капитан Мейсон направил Annie Jane по северному маршруту через Северный пролив, намереваясь проплыть вдоль западного побережья Шотландии, а затем обогнуть Ирландию и выйти в Атлантический океан. Однако к северо-западу от острова Ратлин судно попало в сильный шторм. Корабль потерпел многочисленные повреждения и потерял две из трех своих мачт. В таких тяжелых обстоятельствах экипажу не оставалось другого выхода, кроме как повернуть назад. 31 августа после нелегкого плавания вдоль ирландского побережья, Annie Janeприбыла в Ливерпуль.
Вторая попытка пересечь Атлантический океан была назначена на 8 сентября. Опасаясь за состояние корабля, часть пассажиров решила сойти на берег, однако большинство согласилось вернуться на борт. По официальным данным на момент отплытия на судне, не считая команды, находилось 393 пассажира, однако по сообщениям очевидцев, количество людей приближалось к 500 человек.
«В Квебек или на дно!»
Плавание началось благополучно, однако вскоре после того, как корабль вышел в открытый океан погода начала стремительно ухудшаться. Около полуночи 12 сентября на корабль обрушился сильный шквал. Ветер повалил переднюю мачту на носовую часть судна, сломав бушприт, из-за чего корабль стал неуправляемым. Annie Jane оказалась на милости волн.
Два дня корабль носило по морю. Когда погода успокоилась, экипажу удалось кое-как подлатать судно, однако к этому моменту всем на корабле было ясно, что путешествия по Атлантическому океану Annie Jane не перенесет. Пассажиры умоляли капитана повернуть назад, но он отказался прислушиваться к здравому смыслу. Позднее очевидцы рассказывали, что в ответ на требование пассажиров сменить курс, капитан Мейсон кричал «в Квебек или на дно!», обещая застрелить любого, кто попытается отнять у него корабль.
Эти слова стали для Annie Janeсудьбоносными. 21 сентября ураганный ветер разорвал паруса, поломал такелаж и повредил мачты. Чтобы выдержать шторм, экипажу пришлось отрезать верхнюю часть грот-мачты. Из-за серьезных повреждений корабль вновь потерял управление и лег в дрейф.
Ложная надежда
После семи дней дрейфа перед пассажирами Annie Janeзамаячила надежда. 28 сентября по левому борту был замечен остров Сент-Килда, а вскоре после этого – островная цепь Гебридского архипелага, обнимающего западные берега Шотландии. Ближе к концу дня впереди показался маяк. Это был остров Бернерей.
Капитан направил судно в небольшую песчаную бухту, однако, как только пассажиры корабля решили, что находятся в безопасности, погода снова изменилась. Шторм погнал поврежденное судно прямо на каменные рифы, закрывающие южный вход в залив, и ударил его об скалы с такой силой, что оно разломилось надвое.
В последние минуты перед тем, как корабль налетел на риф, члены экипажа Annie Jane и многие пассажиры находились на палубе, цепляясь за такелаж и с ужасом наблюдая за стремительно приближающимися камнями. После удара оставшиеся на корабле люди стали собираться у спасательных шлюпок, надеясь добраться до видневшегося вдалеке острова и спастись, однако в этот момент последовал новый удар. На судно обрушилась ужасная волна, которая унесла почти всех, кто в этот момент находился на палубе, и сорвала шлюпки со швартовов.
Не лучшая судьба ждала тех, кто находился под палубой. Напуганные штормом и криками тех, кто находился снаружи, они надеялись спастись от гибели в каютах, но пока они медлили, под постоянными ударами волн и ветра груз железнодорожных рельс пробил корпус корабля. Следующая волна сломала то, что оставалось от передней и средней мачт, и обрушила палубу, раздавив сгрудившихся внизу пассажиров.
Тем, кто спрятался в кормовой надстройке судна повезло больше – когда корабль разломился, ют пострадал меньше всего и как плот был вскоре отнесен морем к берегу. Еще семеро счастливцев спаслись на палубе носовой надстройки. В 4 часа дня, спустя 15 часов после того, как корабль налетел на мель, обеим группам выживших удалось выбраться на сушу.
Братская могила
Из более чем 400 пассажиров и членов экипажа, поднявшихся на борт Annie Jane, выжить удалось 101 человеку, включая 28 моряков, 12 женщин и 1 ребенка. Остаться в живых повезло и капитану, который, по словам очевидцев, до последнего оставался на корабле, спасая застрявших под обломками людей. Еще как минимум 285 (по другим оценкам – 348) человек погибли или пропали без вести во время крушения.
Еще много дней, последовавших за кораблекрушением, тела погибших продолжало выбрасывать на берега Бернерея и Ватерсея. Мертвецов было так много, что даже при желании небольшое количество местных жителей не могли обеспечить каждому надлежащее погребение. Вдоль берега были вырыты большие ямы, в которые рядами складывали трупы погибших. Исключение было сделано для первого помощника и французско-канадского священника – из досок, оставшихся от корабля, им сколотили самодельные гробы и похоронили в отдельных могилах.
Памятник трагедии
Томас Грей, представитель отдела кораблекрушений Министерства торговли Великобритании, посетил острова Бернерей и Ватерсей в 1866 г., чтобы провести расследование обстоятельств кораблекрушения Annie Jane. В своем отчете он с сожалением описывал судьбу погибших в катастрофе:
«Я узнал, что погибшие были похоронены в двух ямах, уложенные один к одному будто сельди в бочке. Нет ни одного знака, которые бы отмечали, где были похоронены эти тела. Я бы хотел, чтобы там, где покоятся жертвы одного из самых печальных кораблекрушений нашего времени, был установлен памятник".
(Отрывок взят из книги «Крушение судна Annie Jane»)
Несмотря на прошение Грея, место захоронения жертв кораблекрушения оставалось безымянным почти 20 лет. Только в 1881 году на небольшом холме, который возвышается над берегом злополучной бухты, был установлен обелиск из белого гранита, который стоит там и по сей день.