Нынешнее положение Сербии печально. Оно исчерпывающе характеризуется тем фактом, что страна не может самостоятельно расследовать самое страшное за 20 лет столкновение между косовскими сербами и албанцами (если угодно — косоварами).
Как это часто бывает на Балканах, взгляд на события резко различается у разных сторон конфликта. Но суть инцидента 24 сентября в монастыре Баньска на севере Косова можно свести к тому, что в ходе полицейской операции силовиков из Приштины четверо сербов были ликвидированы и еще больше задержаны.
По мнению косовского премьера Альбина Курти, это было вооруженным нападением сербов при поддержке Белграда. Президент Александр Вучич, в свою очередь, обвинил албанцев в спланированном акте террора в отношении сербов с целью втянуть Сербию в войну с НАТО.
Судя по реакции «международного сообщества», а именно натовского контингента KFOR и европейского EULEX, оно выступило против Сербии так же единодушно, как и в 1999 году. Эти силы не предотвратили кровопролития и фактически позволили косовским боевикам осуществить расправу.
Расследование событий в Косове — на территории, чью независимость Белград не признает, — проводится теми же силами KFOR и EULEX при участии Приштины. Вучич при этом способен только просить, чтобы к процессу допустили сербов, что он и сделал в эфире RTS вечером в среду.
Более того, Белград вынужден отрекаться от заместителя лидера партии «Сербский список» Милана Радойчича, которого обвиняют в причастности к нападению. Эта партия защищает оставшихся в Косове сербов от полного подавления, но теперь Вучич пообещал провести свое расследование в отношении Радойчича. Так, судя по всему, его хотят спасти от гнева Приштины и западных столиц.
В рамках либерального ига, утвержденного после бомбардировок 1999 года, сербам не дозволена самозащита, но албанцам можно постоянно терроризировать косовских сербов. Все потому, что в глазах руководителей западного мира есть «правильные» народы — союзники и «неправильные», нелиберальные народы, то есть сербы, китайцы в КНР, сирийцы, иранцы, корейцы в КНДР и, разумеется, русские.