Найти тему
Киноледи

«Вас за «Чучелу» надо за решетку посадить». Ролан Быков заметил и воплотил в кино цинизм подростков 80-х

Оглавление

В 1983 году на советские экраны вышел фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по одноименной повести Владимира Железникова. Фильм получился актуальный - многие замечали, что дети в 80-е были совсем другими, куда более циничными и безжалостными, чем прежде. Потому и вызвал бурю в обществе.

Социально-психологическая драма о травле провинциальной советской школьницы одноклассниками произвела общественный резонанс, вызвала шквал критики и волну одобрения в адрес режиссера, осмелившегося показать детей-пионеров антигероями.

За что порицали Быкова строгие критики и возмущенные зрители?

Откуда взялся такой парадоксальный режиссерский замысел

Снять фильм по повести Железникова Быкову посоветовала его жена, актриса Елена Санаева. Ее сын Павел зачитывался этим произведением, так как в детском возрасте – подобно главной героине Лене Бессольцевой – подвергался травле в классе. Повесть понравилась Быкову, который усмотрел в этой истории (которую Железников списал с конфликта своей племянницы с одноклассниками) идеологическую борьбу «старой» и «новой» молодежи.

В 1980-х годах в советском обществе выросло поколение молодых людей, которые презирали общепризнанные нормы морали в угоду деньгам, славе, моде.

Новая молодежь 80-х сильно отличалась от предыдущих поколений
Новая молодежь 80-х сильно отличалась от предыдущих поколений

Новые подростки отличались цинизмом, жестокостью, меркантильным отношением к жизни. Эту тенденцию до Быкова подметил Владимир Меньшов: в фильме «Розыгрыш», который стал хитом 1977 года, он показал «нового, современного», молодого человека, ради личной выгоды готового перейти черту: публично оскорбить учительницу, высмеять влюбленную в него девушку, нахамить отцу.

-3

Но если Меньшов смягчил драму с помощью лирических песен, красивой любовной линии и идейной победы педагогики, то Быков, напротив, обострил конфликтную ситуацию до предела. Неудивительно, что повесть и сценарий к фильму вызывали неодобрение советской цензуры, которая всячески тормозила съемки.

Новое лицо «старой молодежи»

-4

Лена Бессольцева – правильная, положительная героиня, которая придерживается традиционных ценностей. Она – добрая, послушная, отзывчивая девочка, которая умеет постоять как за себя, так и за того, кого считает своим другом.

Исходя из этих качеств девочки, Ролан Быков искал невинное прекрасное лицо бедной жертвы с несчастным, забитым взглядом. В поисках исполнительницы главной роли его съемочная группа просмотрела около 17 тыс. претенденток.

Ролан Быков: талантливый актер и гениальный режиссер
Ролан Быков: талантливый актер и гениальный режиссер

Кандидатуру Кристины Орбакайте режиссер сразу забраковал. Но по зрелом размышлении передумал, осознав, что новое время требует новых лиц. Дочка Аллы Пугачевой как по внешности, так и по манере игры подходила на роль волевой девочки, сумевшей остаться человеком в нечеловеческих условиях.

Фотогалерея: как изменились актеры фильма «Чучело» за 40 лет:

Борьба с «Мосфильмом» и Госкино

В апреле 1983 года драма «Чучело» была представлена на строгий смотр комиссии «Мосфильма», где подверглась суровой критике за жестокость многих сцен (избиение героини, драки, издевательства с рукоприкладством). Чиновники обвинили режиссера в отсутствии гуманизма и чуть не забраковали киноленту.

После продолжительных споров, доведших Быкова до инфаркта, фильм все же получил одобрение и в ноябре того же года отправился на смотр в Госкино.

-7

Здесь его ожидал очередной разгромный отзыв. Цензоры потребовали внести изменения в картину; под их давлением Быков был вынужден вырезать некоторые сцены с драками школьников, а также отказался от ретроспективной сюжетной линии, которая показывала судьбу нескольких поколений Бессольцевых.

-8

Эта режиссерская задумка показалась цензорам «претенциозной и многозначительной». Ведь таким образом сквозь призму биографий героев невольно всплыло бы сравнение старой, дореволюционной России с новой, советской, и это сравнение – учитывая скандальный сюжет – могло оказаться не в пользу последней.

-9

Поэтому в окончательном варианте от ретроспекции остались только старинные картины предков, которые кропотливо собирал дедушка главной героини в блестящем исполнении Юрия Никулина.

Против картины ополчились и члены партии. По их инициативе фильм был показан на московской конференции учителей в расчете на их критику. Но вопреки ожиданиям партийных недоброжелателей, педагоги одобрили дерзкую работу Быкова.

Наконец, в январе 1984 года состоялась премьера в Доме кино. Публика приняла «Чучело» с восторгом и таким образом обеспечила ему выход в широкий прокат. Фильм собрал неплохую кассу; его посмотрело около 24 миллионов человек.

-11

Несмотря на цензурные претензии, «Чучело» получило Государственную премию СССР, а также главный приз на Международном кинофестивале в Лионе. Фильм был закуплен в Европе и Америке, где имел успех. Иностранные зрители были впечатлены талантливой игрой юных советских актеров-школьников и глубиной поднятых Быковым проблем.

Письма зрителей: от дифирамбов до угроз

Фильм произвел общественный резонанс. До сих пор говорить об остросоциальных конфликтах в советской школе было в принципе немыслимо. В газетах появились разгромные отзывы, на которые Быков ответил статьей «До и после “Чучела”», которую опубликовал в 1985 году в журнале «Юность».

-12

Режиссер не остался в стороне от критики и попытался проанализировать письма, которыми его завалили зрители. Разброс мнений советских граждан зашкаливал. Многие хвалили Быкова за смелость и признавались, что история Лены Бессольцевой – калька детства – их собственного или знакомых. Вдумчивые критики усмотрели в «Чучеле» срез советского общества, которое воспитало таких жестоких детей.

-13

А другие, не стесняясь в выражениях, обвиняли фильм в жестокости. Один зритель даже пригрозил Быкову тюрьмой за то, что он показал на всю страну «недорослей-преступников». Режиссера упрекали в искажении реальности, утверждая, что в природе не существует детей, которые смиряются с прозвищем «чучело», бреют голову и добровольно терпят издевательства и побои, прыгают в костер.

Гопники 90-х - логичное развитие личности для циничных подростков, показанных Быковым
Гопники 90-х - логичное развитие личности для циничных подростков, показанных Быковым

Фильм называли «пасквилем» и «фальшивым вестерном» и требовали снять с проката, чтобы преждевременно не калечить «неокрепшие детские души». Быкова обвиняли в том, что он провоцирует школьников, возбуждая в них жестокость. Многие пожилые зрители упрекали его в очернении советской школы: ведь ни один учитель не заступился за Бессольцеву, что представлялось невозможным. И даже дедушка не защитил внучку, что выглядело совсем дико! А некоторых зрителей озаботила репутация Советского Союза за рубежом: якобы история Лены Бессольцевой дискредитировала отечественную педагогику перед иностранными зрителями.