Италия! Эта чудесная страна удивляет и восхищает не только памятниками древней культуры, невероятно красивой природой, изысканной кухней, футболом, вином… но именами гениальных людей, родившихся под удивительным итальянским небом. Одно из таких имен известно всему миру - Микеланджело Меризи да Караваджо.
Рожденный в день Архангела Михаила, и получивший имя в честь Святого, сам Микела́нджело был далеко не ангелом. Он жил не так, как подобает человеку, и писал не так, как подобает художнику. Тем не менее, своей фамилией - Караваджо, доставшейся ему от названия городка Караваджо, в котором он провел детские годы, «рождением своим он удвоил славу Караваджо»- так писал о мастере один из искусствоведов XVII века.
Безусловно, позиционно слабое Солнце в Весах, пораженное соединением с Крестом Судьбы, имеет отношение к тому, что судьба наделила Караваджо, совсем короткой жизнью. Но, как же должны были сложиться звезды, что бы спустя более 400 лет его имя не исчезло в громоздких исторических хрониках Средневековья?!
Появился на свет будущий великий художник 29 сентября 1571 года в состоятельной семье архитектора, и казалось бы художественная судьба была изначальна предопределена благоприятным воздушным тригоном Луны с Нептуном. Ничего изначально не предвещало драматических событий, но их череда началась, когда мальчику было 5 лет – в 1576 во время эпидемии чумы умерли отец и дед Меризи, оставив семью без средств к существованию. Это был год, когда транзитный Уран «утюжил» сложным аспектом (сентигоном) слабое натальное Солнце будущего художника, разрушая и без того, такое короткое и хрупкое детство.
В апреле 1584 года, в возрасте 12-ти лет, Микеланджело поступает на обучение в живописную мастерскую в Милане. Явно, не без помощи Нептуна, вошедшего в этот год в благоприятную конфигурацию с кармической линией Лунных Узлов. В Космосе всё было решено! Получив классическое художественное образование (Сатурн в соединении с Меркурием), Караваджо, тем не менее, взорвал карамельно- рафинированный мир средневековой живописи тем, что стал писать не благородных «мраморных» аристократов, а простых людей, в несвежей одежде, с грязными ногами и бородавками, не боялся сцен, связанных с насилием и кровью. Например, для создания реалистичного образа библейской Марии Магдалины, ему позировала уличная проститутка. Даже фрукты на его картинах имеют червоточины, а цветы -засохшие и подгнившие листья. Караваджо неумолимо разрушал традиции и стереотипы эпохи Возрождения, безусловно, не без поддержки самой сильной планеты в гороскопе- эпатажного Урана. Искусствоведы Средневековья с неодобрением отмечали, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, а не следуя превосходным творениям древних и признавая одну лишь природу объектом своей кисти».. Караваджо впервые в истории живописи объединил две сюжетных линии – портрет и натюрморт в полотне « Мальчик с корзиной фруктов». Картины, которые восторгали формами, красками, реалистичными образами художник писал без эскизов и черновиков- сразу набело, безусловно, не без помощи структурированного Сатурна, который через соединение дал твердость и точность Меркурию, то есть рукам художника.
Но, главное новаторство, прославившее художника в веках, заключалось в том, что он первый начал использовать в живописи свет и тени. Средневековая художественная традиция считала, что тени портят картину. Караваджо не побоялся пойти наперекор авторитетам и стал использовать свет и тени в картинах, чем привнёс в живопись реализм, драматизм и страсть. Это было круто! Его картина «Ужин в Эммаусе», когда тени впервые появились на картине, стала спусковым крючком в «теневой»
истории живописи. Ему стали подражать и, в последствие, эта манера живописи получила название «караваджизм», и имела последователей, в лице Рубенса, Рембрандта, Веласкеса и многих других мастеров.
Благодаря новаторству Караваджо, свет и тени основательно «прижились» в живописи, но его личная жизнь была полна парадоксов. Он был невероятно популярен. Его картины пользовались колоссальным спросом и стоили очень дорого. В тоже время многие художники –современники, особенно посредственные, занимали непримиримую позицию, критиковали реализм Караваджо, именовали его «гениальным чудовищем» и даже «антихристом». А, он и не пытался быть ангелом! Луна в соединении с планетоидом Хироном позволяла Караваджо весьма экстравагантно проявлять свое чувство юмора. Вместо привычного незаметного автографа, который все художники ставят в правом нижнем углу картины, Караваджо на полотне «Казнь Иоанна Крестителя», из «хулиганства», подписался в центре картины, прямо под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, причем запечатлел свое имя этой же красной краской. А, в полотнах на библейские темы - "Саломея с головой Иоанна Крестителя" и "Давид с головой Голиафа" отрубленные головы он писал с себя. Оппозиция Марса с Луной в гороскопе рождения давала в распоряжение Караваджо неисчерпаемую энергию, с помощью которой он мог "горы свернуть", но они же предопределили эмоциональные взрывы и неуправляемую агрессию. Скорее всего, этот же аспект стал, впоследствии, в 1610 году причиной насильственной смерти. Но, это будет потом, а пока из-за пристрастия к азартным играм, чрезмерной вспыльчивости, художник стал постоянным участником полицейских докладов. Но, благодаря поддержке и защите высокопоставленных особ, ему до поры до времени все сходило с рук. Пока чаша терпения судьбы не была переполнена убийством, по одной из версий по неосторожности, по другой намеренным. Осенью 1591 года, во время игры в мяч, точным ударом Караваджо убил своего партнера по игре, который необдуманно съязвил в его адрес. В этот период транзитный Уран «прошелся» по натальному Плутону, а Нептун встал точно на кармическую линию Лунных Узлов. Колесо Судьбы медленно повернулось и стало набирать обороты.
Скрываясь от преследования властей, Караваджо был вынужден сбежать из Италии и
поселиться на острове Мальта. В те времена Мальтой владел орден рыцарей- крестоносцев. Караваджо написал портрет магистра ордена в доспехах, за что получил не только подарки, деньги, двух рабов (которым тут же подарил вольную), а также столь
необходимое «политическое убежище» – его приняли в члены ордена, правда, без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.. Но, за неуемный нрав, пьянки и агрессивные выходки, братья по ордену не стали долго терпеть художника и заключили его в крепость. Караваджо удалось сбежать и тайно покинуть остров. Он стал скитаться по Италии, жил на съёмных квартирах, постоянно, и даже ночью, держал под подушкой кинжал. Шальная жизнь продолжалась, и согласно полицейским докладам за Караваджо числились преступления, драки и даже несколько убийств. Лицо и тело Караваджо было до неузнаваемости изуродовано шрамами и затянувшимися ранами, но натальный Плутон в аспекте с Колесом Фортуны всегда «спасал» и давал удивительную, почти животную живучесть. Погиб Караваджо 18 июля 1610 года, в возрасте 38 лет при невыясненных обстоятельствах, на точной оппозиции транзитного Марса с натальным Солнцем, скорее всего, насильственной смертью (вспомним натальную оппозицию Луны с Марсом), и был похоронен в общей могиле. Он никогда не был в браке и потомства не оставил. Так неожиданно прервалась короткая земная жизнь человека – кометы, осветившей серое полотно средневековья своим удивительным талантом, но как-то не вписавшегося в социальные реалии своего времени. За несколько дней до смерти Караваджо был великодушно помилован властями, но так и не узнал об этом.
Одна из самых символичных картин Караваджо- «Юноша с лютней», вдохновила французских парфюмеров на создание аромата, имеющего в составе оттенки цветов и фруктов натюрморта, в облаке которого исполняет юноша свою любовную песнь. Натюрморт, состоящий из свежих цветов: ирис, ромашка, жасмин, листья апельсинового дерева, шиповника, дамасской розы и, слегка подвядших фруктов: инжира, сливы, груши, изображенных на картине, имеет глубокий философский смысл – о быстротечности жизни и мимолетности красоты. Духи получили название «Караваджо».
С любовью, Афина
Газета Оракул №10, октябрь 2017