10 февраля 1962 года на Глиникском мосту, который соединял американский и советский сектора послевоенной Германии, состоялся обмен заложниками: советский разведчик Рудольф Абель (настоящее имя Вильям Фишер) возвращался в СССР, а Советы в это же время передавали американцам Гэри Пауэрса, пилота U-2, который был сбит над Свердловском.
Фишер был на очень высоком счету в разведке. Во время войны он готовил радистов для партизанских отрядов, а после возглавил координацию большой агентурной сети на Западе, и прежде всего в США, куда был направлен КГБ на работу в качестве разведчика-нелегала в 1948-м году. Уже в 1949-м он был награжден орденом Красного знамени за высокие результаты работы. Задачей Фишера было «не проглядеть подготовки со стороны США и Англии внезапного нападения на Советский Союз». Холодная война была в разгаре.
Абеля-Фишера раскрыли в 1957-м, и то лишь благодаря предательству радиста КГБ Рейно Хейханена, с которым они вместе работали. Хейханен отказался возвращаться в Москву после вызова, и для своей защиты решил сдаться американцам. Условием сдачи было предоставление американцам всей агентурной сети нелегалов.
Абелю грозил смертный приговор, но перед этим должен был состояться суд.
Защищать советского шпиона взялся один из самых талантливых американских адвокатов того времени, участник Нюрнбергского процесса со стороны обвинения, Джеймс Донован. Дело не сулило больших перспектив, так как американской публике и правосудию, можно сказать, на блюдечке преподнесли советского шпиона. Но смертного приговора удалось избежать, хотя Фишер получил 30-летний тюремный срок. Но суд был конкурентным, и адвокат Донован получил благодарность председателя Верховного суда США «за верность делу».
Совершенно иная судьба ждала перебежчика, который сдал Абеля-Фишера: Рейхо Хейханен никаким героем для американцев не стал. Его привлекли к участию в суде над Абелем в качестве свидетеля. О том, как это выглядело и что ждало Хейханено затем — описал в своей книге Евгений Примаков, тоже бывший разведчик:
«Хейханен покинул место свидетеля ответив на 220 вопросов. Он ушел как побитый, с низко опущенной головой, красный и потный. Сделав свое подлое дело, в дальнейшем он оказался никому не нужным. Спустя четыре года он погиб во время автомобильной катастрофы на Пенсильванском шоссе при невыясненных обстоятельствах».
Разыгранное Донованом политическое шоу спасло Абеля-Фишера от смертной казни, а через пять лет при активном участии Донована советскому разведчику удалось вернуться в Советский Союз по обмену — это был первый крупный обмен шпионами между СССР и США.
При выезде из тюрьмы Фишер сказалу Доновану:
«Я никогда не смогу как следует отблагодарить вас за ваш тяжелый труд, а главное — за вашу добросовестность. Я знаю, что ваша страсть — коллекционирование редких книг. В моей стране такие культурные ценности являются достоянием государства. Но я как-нибудь устрою, чтобы вы в течение ближайшего года получили должное выражение моей благодарности».
Через полгода на имя Донована пришел пакет. В нем — два редких издания XVI века: «Комментарии к кодексу Юстиниана» на латинском языке в веленевых переплетах.
Донован после сложного и успешного обмена Абеля-Пауэрса продолжил работать по дипломатической линии: ему удалось добиться освобождения около 1000 пленных, а в 1962 году он из рук президента Джона Кеннеди получил медаль разведки ЦРУ. Пробовал пойти в политику — но праймериз не прошел.
В 1970-м году Донован скоропостижно скончался от гриппа — в 53 года. Злые языки говорят, что грипп заработал благодаря ЦРУ: через акваланг, зараженный туберкулезной палочкой, который он должен был передать лидеру Кубы Фиделю Кастро. Но Донован заразился сам.
***
А мост, на котором меняли Фишера на Пауэрса с тех пор зовут «шпионским». И на нем происходили очень громкие обмены американцев на советских граждан, в том числе и политзаключенных.
Подробнее историю обменов читайте в интереснейшем материале журнала «Горби».
Новый обменный фонд
Обмены происходят и сейчас, совсем недавно, в 2022-м году «оружейного барона» Виктора Бута обменяли на американскую баскетболистку Грайнер, неосторожно обращавшуюся с наркотиками. Кума Путина Виктора Медведчука — на военнопленных украинцев, сдавшихся при обороне «Азовстали».
Россия и США имеют заключенных, которых можно условно считать кандидатами и на будущие обмены. США, например, арестовали и экстрадировали несколько российских хакеров. А в России сидит журналист Эван Гершкович, обвиняемый в шпионаже, сидит гражданка Молдовы Карина Цуркан.
Международное сообщество, в том числе и российская эмиграция, сегодня предлагает властям на Западе обменять российских политзаключенных: среди таких называют, например, Алексея Навального.
Давайте обсудим?
Ждём ваших комментариев и реакций. Так вы поможете нашим материалам пробиться к большей аудитории в дзен.