Российская наука сталкивается в двумя проблемами (среди прочих, конечно же):
1. Акцент на достижении высоких наукометрических показателей. Учёному, чтобы быть успешным в своей отрасли, надо не добиваться внедрения результатов своей работы, а иметь высокий индекс Хирша из-за обилия цитирования написанных им статей. Минимум десяток лет приветствовались высокие показатели в зарубежных рейтинговых системах. В 2022 г. от них отказались, теперь мы пытаемся строить свою автономную российскую науку. Проблема в том, принципы организации научной деятельности остались прежние - нужны статьи и высокое цитирование, только уже в своих журналах, признаваемых, максимум на просторах СНГ. За цитированием гонятся не просто второсортные вузы, но и РАН, и «Росатом» .
2. Грантовая и конкурсная система. Чтобы быть успешным учёным, надо выигрывать гранты и конкурсы. Это означает отсутствие стратегического планирования. Есть случайный набор заявок на любые темы, и эксперты определяют, на какие из них выделить деньги. Зачастую, исходя из блата и собственных когнитивных ошибок. Продвигается не то, что нужно стране, а самая «сочная» тема, которую, например, выполняет давно зарекомендовавший себя научный коллектив. Но проблема в том, что этот коллектив, скорее всего, делает не то, что нужно обществу, а то, что у него уже получается.
Казалось бы, надо стукнуть кулаком по столу и сказать «хватит, меняем всё». Но нет личности, способной на такое. В итоге происходит накопление неудачного опыта - «ритуальная наука» . Все понимают, что король голый, но проще для карьеры и спокойной жизни выполнять привычные процедуры, чем выйти за флажки.
Есть и другая наука в России. Которая существует внутри военных структур и внутри крупных корпораций. Там есть нацеленность на результат, но к стратегическому развитию страны это имеет лишь косвенное отношение. Военная промышленность в РФ - это пока что вещь в себе, на гражданскую жизнь она почти не транслируется. Ну а корпорации думают, прежде всего, о том, как заработать. И в первом, и во втором случае, есть сугубо ведомственная логика - как сделать так, чтоб было всё хорошо у нашей организации, а остальное неважно.
В итоге есть очевидные общегосударственные проблемы, которые учёные даже не пытаются решать. Например, аномальная урбанизация и концентрация ресурсов в Москве и нескольких мегаполисах, в ущерб остальной стране. Чтобы решить эту проблему (вернее, большой комплекс проблем), размосквичить Россию, нужен государственный проект наподобие ГОЭЛРО. Или нечто организованное по принципу советского атомного проекта, когда товарищ Сталин даёт товарищу Берии задание, ставит сроки - и выделяет необходимые человеческие, технические, финансовые ресурсы. И гранты, конкурсы и индекс цитирования здесь не имеют никакого значения.
Андрей Песоцкий, кандидат экономических наук, доцент