На моей странице в Дзене есть закрепленная статья-знакомство. В ней я немного проблематизирую советское образование. Есть такая проблематизация понемногу и в других моих статьях, и в комментариях.
Если тезисно, то вся проблематизация строится так:
- Массовая советская школа (СШ) вобрала в себя лучшие элементы народной традиции и царской школы.
- СШ очень сильно развила раздел дидактики, отвечающий за "содержание образования" (планы, программы, перечень предметов, время на обучение и т.д.).
- СШ почти не развивала систему целенаправленного воспитания, опираясь на элементы народной традиции и вновь созданной общественной культуры, видимо считая, что этого достаточно (отдельные "искры" по типу макаренковских коммун не в счет).
- По определенным причинам элементы народной традиции стали исчезать или сильно меняться; одной культуры оказалось недостаточно для воспитания гражданина.
- В силу этого под зачатками школьного воспитания обрушился фундамент. Люди стали формироваться под воздействием вновь возникающих и меняющихся элементов народной традиции, а сформировавшись, начали менять образ общественной культуры.
- Вновь формирующийся Человек оказался недостаточно подконтролен советской школе.
- Это выбило фундамент уже из-под раздела дидактики, который отвечал за "содержание образования".
- Такое положение вещей с течением времени могло привести только к одному итогу: к падению качества образования.
- Падение качества образования "обосновало", "оправдало", легитимизировало для общества пренебрежительное отношение к школе и понижение учительства в статусе.
- Что, в свою очередь, еще сильнее обрушило качество образования.
- Появились идеи изменения формы обучения на такую, которая бы сильно упраздняла необходимость контроля над учеником. Перекладывая на него значительную часть ответственности за свое обучение и наделяя исключительными правами, и уводя из-под "прицела" общественного мнения саму школу.
- Носители и реализаторы этих идей были поддержаны значительной частью давно испытывающего сложности профессионального сообщества.
- Началась "перестройка" советского образования: идеи воплощались в виде концепций, методик, приемов.
- Это привело к формированию системы новых взглядов на ученика, учителя, родителя, школьного управленца. На их роль, статус, обязанности, права. Желающие перемен учителя сами стали архитекторами своей "гробницы".
15. Из системы стали выдавливаться/уходить те учителя, которые помнили и держались за иное положение вещей. Остальные стали адаптироваться. Всё больше появляется родителей, выросших в новой системе, не знающих ничего о старой.
Тезисы закончились. Мне они видятся настолько очевидными, логичными и недоступными для внятной, разумно обоснованной критики, что я сильно удивляюсь, когда с этим спорят. Удивляюсь тому, насколько мощное желание ничего не делать и не брать на себя ответственность у учителей, что они готовы так сильно попирать железную логику.
Но иногда мне встречается и другое мнение. Суть его в том, что всё дело в "волшебных пузырьках" - так и хочется сказать... В том, что, якобы, всё дело в неправильных законах и учебниках. Я не буду тут с этим спорить, не буду обосновывать, что подобный взгляд на вещи, в том числе, и ведет к появлению так называемой системы "ювенальной юстиции", к "цифровому рабству", к попранию трудовых прав учительства и т.д. Скажу только, что по-моему, этот взгляд прост до наивности и в данном случае "простота хуже воровства". А реальные проблемы настолько сложны и спрятаны так глубоко, что их просто не хотят видеть.
Но, с другой стороны, конечно же, полностью исключать из парадигмы законотворчество и учебники нельзя.
Что дальше?
На мой взгляд, для того, чтобы не просто вернуть массовую школу на прежний высокий уровень, недосягаемый и теперь для многих государств, а еще и устранить её системные проблемы, необходимо "пройтись" по некоторым из данных тезисов в обратном порядке.
- Нужно всячески культивировать знание о СШ и ее ошибках, реплицируя его и донося до "молодых" "участников образовательного процесса". Чтобы новое не прижилось в общественном сознании как норма. С этим, в общем-то, удовлетворительно справляется всё школьное сообщество. Хотелось бы больше системности и осознанности в этой работе, но и того что есть пока хватает в качестве "палок в колеса". У меня есть, например, вот такое видеосвидетельство (пара минут с 11:25):
И я знаю совершенно точно, что это – единая система взглядов "в верхах".
2. Это приведет к продлению жизни системы СШ в конкретных образах народной памяти. И будет препятствовать укоренению новой системы постсоветских взглядов на массовое "образование".
3. Понимая, что дидактика СШ не справилась со своими задачами из-за отсутствия фундамента воспитательной системы, ее, тем не менее, нужно адаптировать под современность с ее новыми предметами (перечень которых сам по себе под вопросом), их наполнением, возможностями информационных технологий и др.
4. Параллельно с этим необходимо выделить из сообщества реальных учителей-практиков таких людей, которые смогут а) развенчать вражеские идеи и концепты и б) создать свои, которые станут фундаментом обновленной дидактики. Это должно происходить с учетом самого ценного, что есть в русском и мировом образовании ("педагогической технологии" Макаренко, классно-урочной системы Каменского, направленности на народное образование Ушинского и др.).
5. Имея это, необходимо одновременно создавать работающие школы, а может быть, даже, высшие учебные заведения и проводить просветительскую деятельность, привлекая истосковавшееся по системе СШ общество.
И так далее через повышение качества образования и воспитания, к повышению качества и статуса учителя и к обновленному Человеку.
Подумав так и не видя никого, кто занимался бы четвертым пунктом я вздохнул и взялся за дело. Так на свет стали появляться тексты, которые пока называются "Экстремальной педагогикой". Если появится кто-то, кто будет делать это продуктивнее, обладая структурированной классическим высшим образованием логикой и желанием возглавить процесс, с удовольствием встану под его флаги. А пока...
Присоединяйтесь к воплощению эйдосов!
Перед Вами первая часть цикла "Экстремальная педагогика". Вторая часть тут.