Найти тему
Мой православный мир

Простить — это не значит общаться. Отвечает профессор А.И. Осипов

- Здравствуйте, профессор, можно ли простить другого человека полностью, ведь часто при встрече с обидчиком, мы не желаем общения, получается, что мы его до конца не простили?

- Здравствуйте. Всё может быть. Мы ведь можем так сквозь зубы: «Бог тебя простит», и всё катись от меня. Или даже прощает человек по-настоящему того, кто тебя обманул. А как дальше наши отношения должны складываться? Дальше уже зависит общение не от того в какой степени я прощаю, а от того какой это человек.

Я, например, знаю, что он вор, он украл у меня что-то. Я его простил, но говорю, чтобы он больше ко мне не приходил. Я его прощаю и не держу на него зла, потому что он вор, а я в другом отношении хуже вора может быть. Я развратник какой-то или скряга невероятнейший. У нас все страсти есть, но у каждого какая-то особо выделяется. Кто скупердяй, кто обманщик, кто вор и т.д.

Я поэтому и прощаю, потому что знаю по себе, что когда страсть возьмёт вверх, тот тут уже всё. Но при этом я не хочу с тобой общение иметь. Прощение не означает восстановление прежних отношений. Главное искренне простить в сердце. А это можно сделать тогда, когда я пойму, что я не чуть не лучше его. У него болит рука, а у меня нога. У него воровство, а у меня чревоугодие. Ну о чём говорить тут.

Поэтом упрощать надо обязательно, но общаться нужно аккуратно. Бог предупреждает, чтобы не открывали своей души первому встречному, вас могут осудить, могут повредить вам, осмеять. Смотрите внимательно с кем вы общаетесь. Святые отцы говорят, что нет добродетели выше рассуждения. Нужно внимательно рассудить с кем общаться, а с кем воздержаться от общения.