Найти тему
Navygaming Channel

Вот вам и "Груша"/ "Остальным доверять было нельзя" - как так?

В середине 70 годов руководство СССР приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет (КР) воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов - малоразмерные дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ. В итоге была создана дозвуковая КР ЗМ-10 (РК-55) "Гранат", являющаяся аналогом американской КР "Томагавк", которую в 1984 году (на четыре года позже, чем американский аналог ("Томагавк")), приняли на вооружение.

Схема внешнего вида подводной лодки проекта 667 АТ
Схема внешнего вида подводной лодки проекта 667 АТ

В качестве носителя крылатых ракет решили использовать существующие подводные лодки с БР, технический проект по переоборудованию АПКР пр. 667А (пр. 667АУ) в АПКРРК по пр. 667АТ (шифр «Груша») подготовил ЦКБ МТ «Рубин». Корабль "нового" типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами ЗМ-10 (РК-55) комплекса «Гранат».

Для справки: стратегическая крылатая ракета РК-55 "Гранат": стартовая масса 1700 кг, длина - 8,09 м, диаметр корпуса - 0,51 м. Оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную БЧ- 100 кТ. Крейсерская скорость - М=0,7, максимальная дальность - 3000 км, система наведения - инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.

Что интересно, крылатая ракета ЗМ-10 запускалась из ТА, в котором она находится со сложенными консолями крыльев, пристыкованным стартовым ускорителем и с загерметизированным маршевым двигателем. Перед пуском ТА заполняется водой, и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и запускается маршевый ТРД, а стартовый ускоритель отделяется. Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛА второго и третьего поколений, а также АПКР пр. 667А, выведенные из состава МСЯС в соответствии с договором ОСВ-1.

Подводная лодка проекте 667АТ в Кольском заливе
Подводная лодка проекте 667АТ в Кольском заливе

На ПЛ проекта 667А вместо вырезанных ракетных отсеков с шахтами для БР вставили блок из двух отсеков, в кормовом из которых находились восемь бортовых 533-мм ТА (по четыре на борт, расположенных под углом к ДП корабля), стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (общий боезапас - 32 КР, восемь из которых - в ТА) и устройствами быстрого перезаряжания ТА. Компоновка механизмов и оборудования в других отсеках прочного корпуса осталась без изменений, только в носовом торпедном отсеке 400-мм ТА заменили на 533-мм ТА.

По проекту 667АТ предполагалось переоборудовать несколько АПК проекта 667А, в том числе не менее трех на ДВЗ «Звезда» (п. Большой Камень) и как минимум четыре на МП «Звездочка» (г.Северодвинск). Однако из-за прекращения финансирования в марте 1990 года работы свернули, успев только три подводные лодки переоборудовать по данному проекту - К-253, К-395, К-423. И вот про подводную лодку К-395 и пойдет речь.

Так то подводная лодка К-395 была вполне себе "боевая", вошедшая в строй флота в декабре 1969 года она (как Пл пр.667А) достаточно долго исправно служила и несла боевое дежурство в составе 31 Дивизии подводных лодок 3 ФлПЛ КСФ, базируясь на бухту Ягельная губы Сайда. В ходе учений "Океан" (1970 год) успешно выполнила ракетную стрельбу из удаленного района, получив благодарность от ГК ВМФ и МО СССР, в 1971 году завоевала приз ГК ВМФ и заняла первое место в ВМФ по ракетной подготовке. В 1972 года подводная лодка была признана "отличной", получила вымпел Министра Обороны и была занесена в Книгу Почета Краснознаменного Северного флота. Согласитесь, есть чем гордиться! Потом были боевые службы, стрельбы и наконец - переоборудование по проекту 667АТ (1989-1991 годы). После переоборудования в январе 1992 года лодка вошла в состав 24 Дивизии подводных лодок 3 ФлПЛ КСФ, а летом - переклассифицирована в атомную крейсерскую подводную лодку. Служба продолжилась, но страна, которая построила этот корабль уже перестала существовать, что не могло не сказаться на боевом корабле.

Подводная лодка К-395 у причала в бухте Ягельная
Подводная лодка К-395 у причала в бухте Ягельная

В 1999 году самым проблемным кораблём в 24 ДиПЛ была именно К-395 пр.667АТ (проект «Груша», по которому лодку так и называли, в обиходе), которая так стояла у од­ного из причалов в бухте Ягельная, иногда выходя в море. Как-то «Груша» готовилась к выходу в море, когда заболел ее командир капи­тан 1 ранга Г.В.Иванов, его на «скорой» увезли в госпиталь. В управление кораблём временно вступил начальник штаба дивизии капитан 1 ранга О.В.Лякин, который с собой на выход в море «Груши» взял потенциального нового командира этой "крейсерского атомохода" - капитана 2 ранга В.Н.Кочемазова, яко­бы, чтобы к нему присмотреться. И присмотрелся - после возвраще­ния атомохода комдив предложил Кочемазову долж­ность командира «Груши» вместо Г.В.Иванова.

Как вспоминает Виктор Николаевич, он тогда ещё не понимал, "во что ему предлагали вступить". Разгово­ры про специфику экипажа этого корабля он краем уха слышал, но все­рьёз не воспринимал, а когда разоб­рался и понял - обратного пути уже не было. Экипаж действительно оказался настолько сло­жным, что даже через четверть века нельзя читать его воспоминания без удивления.

Как он пишет: "Настоящим помощником в эки­паже у меня был только заместитель командира по воспитательной рабо­те капитан 2 ранга А.П.Криворучко. Остальным доверять было нельзя. На корабле воровали почти все (как выяснилось позже, даже командир БЧ-5 капитан 2 ранга М.В.Л. оказался замешан в хищениях драгоценных металлов), Из поста СПС, из-под сигнализации, украли сложенные там печи дожига водо­рода ПД-ЗД кассеты ФКП, содержав­шие драгоценные металлы. У меня из сейфа в каюте украли деньги".

Те кто служил понимает что за обстановка сложилась на корабле, причем корабле с атомным реактором. По открытым данным подводная лодка после 1993 года уже не несла ракет и использовалась в минном варианте, но атомная ГЭУ на ней все же функционировала! И значит катастрофа была возможная, но как мы увидим дальше - люди как то это не понимали.

По словам Кочемазова: "В 5-м отсеке постоянно перепи­ливали кабели питания, реохорды снимали даже с приборов работаю­щих систем и механизмов. Все при­боры КМ-140 я хранил у себя в каю­те и выдавал командирам отсеков непосредственно при вводе ГЭУ. Начинаем ввод - доклад с пульта управления ГЭУ: пропали показа­ния температуры и давления 1-го контура. Бежим в 6-й отсек - рео­хорды уже сняты с приборов.

Тут даже слов нет. Мы как то обсуждали факт того, что на атомоходе не выполнили программу испытаний, а здесь такая дикость! Я помню тот период, и как приходилось прикладывать силы для сохранения техники и имущества в исправном состоянии, но пилить ветку на которой сидишь, а вернее - "чиркать зажигалкой сидя на бочке порохом" - для этого требуется "особое состояние".

По словам командира, эки­паж просто не испытывал страха, творя настоящий беспредел. Среди личного состава было очень много, как он их называет, «пятнадцатилетних капитанов», которые, потеряв перспективы и интерес к службе, вели себя нагло, вызывающе. Все попыт­ки командира как-то оздоровить взаимоотно­шения в экипаже натыкались на глухую стену безразличия.

Подводная лодка проекта 667АТ
Подводная лодка проекта 667АТ

Вскоре, в день предъявления корабля инспекции ядерной и радиацион­ной безопасности Министерства обороны беспредел достиг наивыс­шей точки. Когда в кают-компа­нии командир корабля предъявлял документы офице­рам инспекции, туда пришёл офицер и доложил: "Ко­мандир, у тебя все офицеры 1-го ди­визиона БЧ-5 на пульте управления ГЭУ пьяные"! Вот так инспекция!

Терпение командира лопнуло, этого он уже не смог ни по­нять, ни примириться с этим - вызвал на лодку командира диви­зии контр-адмирал А.В.Буриличев и офицеров штаба, провели "воспитательные мероприятия". Комдив защитил командира лодки от инспекции и, насколько смог, выровнял ситуацию. Перед строем он отстранил от должности командира БЧ-5 капита­на 2 ранга М.В.Л. и прико­мандировал на его место другого офицера. Служба продолжилась.

Как вспоминает Кочемазов: "Порой мне казалось, что я не выдержу, не смогу переломить эту банду. На меня писали доносы, когда я наступал на хвосты. Отрицательная масса офи­церов в экипаже почему-то всегда превалировала над положительной. И только выходы в море заставляли экипаж держаться в тонусе".

И что интересно, а ведь лодке удалось даже отличиться, на этот раз в положительную сторону. После трагедии с «Курс­ком», эксплуатацию ПЛ 3-го поколе­ния временно запретили, и «Груша» оказалась тем единственным кораб­лём, который смог идти к месту тра­гедии и обеспечивать работы спаса­тельных снарядов.

Как пишет офицер, "всё Гаджиево перешёптывалось, когда узнало, что «Грушу», пришедшую из моря, на 14-м причале содержат под охраной и не выпускают с пирса. Каких только слухов не ходило по этому пово­ду, а всё было очень просто: зная что это за экипаж, что их потом про­сто больше не собрать, командую­щий флотилией, в то время - вице-адмирал С.В.Симоненко, приказал выставить патруль, чтобы экипаж не разбежался с корабля".
Судя по обозначению - та самая субмарина
Судя по обозначению - та самая субмарина

И что важно, офицеру удалось изменить ситуацию, и что не менее важно - за два года командова­ния "Грушей" - полюбить его. Массовые кадровые замены позво­лили изменить и оздоровить обста­новку в экипаже. Любопытно, но В.Н.Кочемазов отмечал, что от управления этим кораблём он просто испытывал удовольствие, особенно благодаря его маневренности.

Как вспоминал офицер: "... с гордостью могу сказать, что, когда я отходил от 16-го причала в б. Ягельная и выходил из губы Сай­да на К-395, ни один буксир не кос­нулся борта АПЛ. Как-то я заходил в губу Оленья к 7-му причалу. "При­бежал" чуть-чуть раньше назначен­ного времени. Оленегубский штаб, во главе с капитаном 1 ранга А. А. По­повым, стоит на пирсе, а буксиров нет. Я подошёл к пирсу под турби­нами, А.А.Поповым - и только после это появились буксиры, но они были уже не нужны. Приятно было видеть восхищенные взгляды – к этому времени я уже вовсю гордился своим кораблем.

Но все заканчивается, даже такая сложная служба, на непростом корабле и с непростым экипажем в непростое время! В 2001 году, выйдя из боевого дежурства, выгрузив оружие с корабля и поставив его на стоянку к 4-му причалу, В.Н.Кочемазов передал подводную лодку капитан 1 ранга Г.В.Иванову (младшему брату Г.В.Иванова, у которого принимал корабль). Все возвращается, как говорится.

К-328 "Леопард" у пирса
К-328 "Леопард" у пирса

Вот такая история про "Грушу", кстати эта самая подводная лодка "Груша" в 2002 году была исключена из боевого состава флота в связи со сдачей в ОРВИ, а в 2007 году разделана на металл на СРЗ "Нерпа". А Виктор Николаевич, закончив ВМА им.Кузнецова в 2003 году, получил новое назначение и новую лодку - на этот раз К-328 "Леопард" (пр.971), а в 2008 году стал командиром той самой дивизии подводных лодок, в которую пришел еще в 1988 году лейтенантом.

Контр-адмирал Владимир Николаевич
Контр-адмирал Владимир Николаевич

С 2019 года контр-адмирал Владимир Николаевич - командир
Новороссийской военно-морской базы.

Вот такая история про "Грушу", которую пришлось попробовать, )). Друзья, может быть кто-то из вас был свидетелем подобных событий, или служил с командиром этой АПЛ. Примите мое уважение за вашу службу, берегите себя!

P.S. Не перестаю удивляться самому проекту! До чего же додумались, подумать только!