Найти тему
Кинокультура

«Оппенгеймер» − трехчасовой фильм-лабиринт Кристофера Нолана о большом открытии, изменившим мировую историю

Джулиус Роберт Оппенгеймер был важнейшим физиком в истории человечества. Несмотря на то, что Нобелевскую премию ему не присуждали, он повлиял на мир сильнее, чем большинство её лауреатов. Его познания в области физики и стремление к реализации необратимо изменили ход истории.

Оппенгеймер повлиял на каждую войну после Второй Мировой, он изобрёл то, чем человечество может себя уничтожить. Сегодня его личность одни представляют гениальной, другие − демонической. Однако Кристофер Нолан рисует несколько иной портрет создателя атомной бомбы, прежде всего, показывая его как простого человека, оказавшегося заложником своего таланта, первооткрывателя страшного создания.

-2

Киллиан Мёрфи в своей, бесспорно, самой сложной роли реализует всю многогранность образа, в котором сочетается хрупкость, отстранённость и, одновременно, опасность. Его герой, одержимый процессом изобретения, забывает поразмыслить о самом результате, и о той ответственности и чувстве вины, которые будут его сопровождать до конца жизни.

Но жизнь физика, как и жизнь его открытия, рассказывается так, чтобы вы снова вспомнили, кто такой Кристофер Нолан и почему его лучшим другом является нелинейное повествование. Режиссёр поделил жизнь учёного на три части: первая рассказывает о профессиональном становлении. Вторая − о попытках Оппенгеймера остановить создание водородной бомбы и гонку вооружений, а третья полностью сосредотачивается на периоде расследования ФБР.

-3

Можно по-разному относиться к режиссёру, но сложно отрицать то, как ему удаётся играться с сюжетными линиями, всячески обманывая зрителя. В «Оппенгеймере» он проделывает скрупулезную работу, филигранно удерживая внимание и комбинируя сразу три параллельные истории, охватывающие 40 лет хронологии, десяток страниц экспозиции и не менее 15 центральных персонажей. И в каждой отдельной истории он ухитряется сохранять нелинейность, разбрасывая тысячи пазл, чтобы в какой-то момент соединить это всё в общую мозаику, цельную картину, состоящую из эмоциональной кульминации трёхчасового повествования.

И подкрепляется всё это просто невероятно сильными и устрашающими композициями Людвига Йоранссона со сложнейшими партиями и оркестровым размахом.

-4

«Оппенгеймер» может смотреться тяжело не только потому, что идёт три часа, но и из-за своего темпа, словно на монтаже историю ускорили в полтора раза: с первой и до последней минуты фильм задаёт безумный ритм, в котором слов сказано больше, чем сделано вдохов и выдохов.

Это с одной стороны помогает наращивать давление в безумной гонке по самому страшному оружию в мире, но с другой − вынуждает пожертвовать теми моментами, где требуется размеренная рефлексия, как, например, в линиях женских персонажей, повлиявших на жизнь физика: любовница-коммунистка Джин в роли Флоренс Пью и психологически травмированная Китти, сыгранная Эмили Блант, вынуждены бороться за свои сюжетные арки.

_______________________________________________________________________
Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх, пишите комментарий, подписывайтесь на канал − и уже скоро увидимся! Также подписывайтесь на
телеграм-канал, где я пишу отзывы на кино✨