Найти тему
Stroganov Music

Психология нот. Восприятие музыки.

Оглавление

Поэт Генри Лонгфелло, живший примерно 200 лет назад в Америке, считал музыку универсальным языком человечества. Трудно с ним не согласиться! Музыкальное искусство доступно для понимания каждому человеку, не взирая на национальную принадлежность, положение в обществе, возрастные особенности, пол.

В тоже время каждый человек осознает ее по своему усмотрению. Отчего одни люди предпочитают классические произведения, а другие — роковые или фольклорные? Что лежит в основе восприятия музыки?

Давайте разбираться.

А пока изучаете статью, вот вам хороший нейтральный музыкальный фон:

Струны души. Музыкальный язык.

Вокруг «музыкального языка» до сих пор не утихают споры. Мудрецы серьезно дискутируют о его праве на существование. Ведь музыка была, есть и будет самобытным языком. Тогда возникает вопрос, а что можно считать «словом».

Галина Иванченкова, известный психолог, в книге «Психология восприятия музыки» говорит о средствах музыкальной выразительности. То есть, компоненты музыкального языка у нее ассоциируются с тембром, ритмом, звуковысотностью, ладом, громкостью.

Их проявление вовсе не случайно, ведь человеческий мозг отличает гармонию от дисгармонии. А в музыкальных интервалах происходит разделение на консонансы и диссонансы. Проще говоря, если с первым возникает ощущение безмятежности и завершенности, то со вторым — сильного напряжения, требующего разрешения в консонанс.

Кроме того, восприятие музыкального искусства связано с темпом, ритмикой, силой и размахом. Данные средства выразительности помогают человеку передавать эмоциональный настрой. О.Цветкова в статье «Уровни восприятия музыкального текста» описывает ощущения от прослушанной музыки.

Так, размашистую тему она наделяет смелостью и полнокровными переживаниями, суетливую характеризует такими качествами, как растерянность и трусость, судорожную — неуравновешенностью.

Возможности музыки безграничны — она может не только рассказывать о чем-либо, но и направлять наши эмоции. Неоднократно замечено, что переживший утрату или находящийся в депрессивном состоянии человек слушает скорбные, печальные песни.

Согласно исследованиям, тем самым музыка компенсирует потери, служит поддержкой и опорой, являясь отражением человеческих эмоций. Если же человек занимается прослушиванием музыки веселой и позитивной, хотя бы на протяжении одной-двух недель, то результат будет противоположным предыдущему. Такой человек наполняется ощущениями, связанными с радостью и счастьем.

-2

Власти Германии для уменьшения масштабов воровства в метрополитене внедрили использование тревожных композиций. Как оказалось, от прослушивания такой музыки происходит повышение давления и как следствие, количество краж существенно снижается. Кроме того, при занятиях спортом физическая нагрузка переносится легче, если тренировка проходит под музыкальное сопровождение.

Еще одно музыкальное свойство связано с подражанием человеческой речи, выражаясь более точно, интонированием. Автор объясняет, что посредством мелодии, как средства выразительности, обнаруживается сходство с человеческой речью. А именно, непосредственное выражение своих эмоций через звуковысотные изменения и другие свойства звуков.

Говоря иными словами, мелодическая линия есть своеобразный метод выражения эмоционального состояния посредством музыкального искусства. Это следствие суммирования выразительного потенциала речевого интонирования, получившего обновленные формы, и независимого самосовершенствования.

Музыка — многогранное искусство, говорящее на разных языках. Любопытно, что своим языком наделены и определенные музыкальные стили, и конкретные композиторы, и различные произведения, и даже их части. В музыке невозможно встретить одинаковую мелодию, каждая повествует на своем особенном языке: радости, печали, торжества, скорби, нежности или любви.

Музыка — это наркотик

Достоверно известно, что если музыка нравится людям, то в эмоциональные центры человеческого организма поступают из мозга положительные сигналы. Так же, как в случаях со вкусной едой или сексуальным удовлетворением, происходит выделение дофамина — гормона наслаждения, блаженства.

-3

Возникает вопрос, в какой области серое вещество во время прослушивания понравившейся композиция проявляет наибольшую активность?

Чтобы получить ответ на данный вопрос, знаменитому канадскому искусствоведу и по совместительству неврологу Роберту Заторре вместе с сотрудниками неврологического института довелось провести экспериментальный опыт.

Так, были опрошены два десятка добровольцев — мужчины и женщины в соотношении 50 на 50. Экспериментаторы, чтобы определить музыкальные предпочтения респондентов, предложили к прослушиванию и оценке несколько десятков произведений музыкального искусства.

Участники эксперимента услышали в первый раз предложенные треки. Затем нужно было дать свою оценку каждому прослушанному треку. Кроме того, необходимо было внести плату из личных сбережений. Такое условие понадобилось для того, чтобы записать на накопитель понравившиеся треки и вручить по окончанию экспериментальной программы готовое устройство респондентам.

Кроме того, таким ловким алгоритмом сотрудники смогли исключить малейшую вероятность заведомо ошибочных суждений. Согласитесь, что вряд ли есть желающие оплачивать то, что им не нравится.

-4

Перед началом проведения экспериментальных опытов каждого участника подключали к прибору МРТ (магнитно-резонансной томографии). Таким образом, сотрудники скрупулезно фиксировали малейшие изменения, происходящие в коре головного мозга участников эксперимента на момент слушания музыки. Полученные результаты стали благодатной почвой для выводов и размышлений.

Исследователями выяснился весьма интересный факт — полминуты потребуется слушателю, чтобы определить свое отношение к услышанному, понравилась ему или нет услышанная музыка. Также экспериментаторы обнаружили, что любимая музыка стимулирует в коре головного мозга одновременно различные зоны.

При этом наиболее чувствительным оказалось близко находящееся ядро, становящееся активным, когда получает положительный посыл. Таким образом, исследователями был сделан вывод о вхождении прилежащего ядра в центр наслаждений. Именно он активизируется во время наркотического, алкогольного опьянения или полового возбуждения.

Навязчиво повторяющаяся в голове мелодия – явление, которое на полном серьезе изучается учеными всего мирового сообщества. Специалисты пришли к выводу, что с ним сталкиваются 98% людей, независимо от пола.

При этом отмечено, что длительность повторов звучания более всего касается женского пола и раздражает их больше. Учеными найдены способы, как избавиться от навязчивых мелодий и разработаны профилактические процедуры по недопущению возврата такого состояния.

Ученые советуют решать в этот момент всевозможные задачи: например, разгадывать судоку, анаграммы или просто почитать роман и даже пожевать жвачку.

Специалисты рекомендуют дать мозгу отвлекающий маневр, для этого в момент появления навязчивого состояния переключиться на разрешение самых разнообразных проблем. К примеру, приступить к разгадыванию японского кроссворда, почитать интересную книгу или, например, пожевать жевачку.

-5

«Удивительно, что человек предвкушает и возбуждается из-за чего-то совершенно абстрактного – из-за звука, который он должен услышать, – говорит один из соавторов исследования доктор Валори Салимпур. – У каждого человека прилежащее ядро имеет индивидуальную форму, из-за чего работает по-особенному. Также стоит отметить, что из-за постоянных взаимодействий отделов мозга с каждой мелодией у нас возникают собственные эмоциональные ассоциации».

Прослушивание музыкальных композиций стимулирует работу слуховой коры головного мозга. Как только мы отдаем наибольшее предпочтение тем или иным трекам, они начинают оказывать взаимное воздействие на нас. Таким образом, происходит образование большого количества связей между нейронами, берущими за основу когнитивные способности человека.

Мы есть то, что мы слушаем

Психологические исследования показали, что агрессивная музыка чаще всего привлекает к себе внимание со стороны подростков. В таком возрасте дети зачастую переживают житейские затруднения, обиду со стороны сверстников, порой им не хватает заботы со стороны родителей.

При этом классическая и джазовая музыка оказывается близка относительно благополучным подросткам. Поэтому, первый случай дает эмоциональную разрядку через музыку, а второй создает покой и благоденствие.

В подростковом возрасте практически все дети подвержены бунтарскому духу, поэтому их так прельщает агрессивное настроение в музыке. От года к году юношеский максимализм и желание самовыражения, как правило, постепенно уменьшаются, а то и вовсе сходят на нет. Вместе с тем меняются и музыкальные вкусы, становятся наиболее умеренными и спокойными.

Однако музыкальные пристрастия определяются не только внутриличностными конфликтами, зачастую тон задают особенности темперамента того или иного человека.

-6

Человеческий мозг, по аналогии с музыкальным произведением, работает в определенном ритме. Высокой амплитудой наделены обладатели сильных психотипов — холерики и сангвиники. Соответственно наоборот, низкой — меланхолики и флегматики. Именно в этом ключе следует рассматривать повышенную активность первых и размеренность вторых.

Особенности человеческого психотипа напрямую проецируются на музыкальные пристрастия. В своих предпочтениях человек чертами сильного психотипа выберет музыку с четким ритмом, где не требуется высокая концентрация внимания — например: рок, поп, рэп.

Человек, имеющий слабый психотип, остановится на спокойных и мелодичных жанрах, таких, как классика, джаз. При этом, доказано, что у флегматиков и меланхоликов хорошо развиты способности проникать в суть музыкальных произведений. А вот люди с противоположным психотипом, сангвиники и холерики, способны только на поверхностное восприятие музыки.

Однако, порой и из правил бывают исключения. Иногда выбор музыки связан с настроением. Опечаленный холерик решится на слушание «Реквиема» Моцарта, а взбодренный флегматик закатит веселье под рэповую композицию.

Отмечена и еще одна тенденция — влияние музыкального темпа на ритмическую амплитуду коры головного мозга. Повышение происходит при прослушивании размеренной музыки, понижение — при слушании быстрой.

Такая взаимосвязь натолкнула исследователей на мысль о повышении творческого потенциала детей. Иными словами, если прослушивать в определенной последовательности те или иные жанры, то можно заставить детский мозг работать в различных ритмах.

Кроме того, такие факты опровергают устоявшееся мнение о музыке «плохой» и «хорошей». Какое бы музыкальное произведение мы не рассматривали — каждое обладает уникальным эмоциональным опытом, особым жизненным откликом. Поэтому и музыкальные жанры априори не могут быть плохими или хорошими, каждый из них по-своему важен.

Скрябин или Queen?

Американский социолог Дэвид Гринберг совместно с коллегами провел занимательное исследование, связанное с предпочтениями в музыке. Участниками стали добровольцы, около четырех тысяч человек, которым были предложены самые разные высказывания.

Например: «Я интуитивно понимаю, если люди говорят об одном, а думают о другом» или «При покупке радиоаппаратуры я стараюсь сконцентрироваться на технических характеристиках». Респонденты должны были сделать свой выбор.

-7

Следующим испытанием стало прослушивание пятидесяти разножанровых музыкальных сочинений. Для оценки добровольцам предложили девятибалльную шкалу, по принципу — на сколько баллов понравилась та или иная композиция. А в итоге соотнесли между собой первое и второе испытания.

Получилась следующая картина. Респонденты с неплохо развитой эмпатией и чувствительностью показали, что им нравятся такие стили, как ритм-н-блюз (песенно-танцевальный жанр) и софт-рок (мягкий, приятный звук). В общем и целом, музыку таких стилей уж точно не назовешь высокоэнергичной. При этом композиции эмоционально глубоки, питают отрицательные эмоции.

Респонденты другой группы предпочли музыкальные композиции напряженные, ритмичные, вызывающие положительные эмоции и имеющие сложную структуру. Такие люди имеют рациональный склад мышления, их обозначили как «аналитики». При этом предпочтения были выражены не только стилистически, но и указаны конкретные авторы и композиции. К примеру, эмпаты указали группу Queen, а аналитики — этюд Скрябина.

Учеными были установлены следующие факты. Люди, у которых во время прослушивания музыки появляются мурашки, наиболее дружелюбные и кроткие. Кроме того, более 60% опрошенных с эффектом гусиной кожи, отметили на период слушания музыкальных композиций улучшение настроения и физического самочувствия.

-8

При этом о хорошем настроении и самочувствии сообщили немногим более 40% людей, совсем не почувствовавших мурашек. Также было отмечено, что среди испытуемых были люди, у которых не проявлялся эффект гусиной кожи во время слушания музыки. Согласно результатам исследований, такие люди имеют сниженное количество взаимосвязей одних зон с другими: воспринимающих музыку слухом и ответственных за нравственные представления.

Из других исследований выяснилось, что люди с повышенным потенциалом, открытые всему новому, отдают предпочтение музыке более сложно структурированной и разнообразной (классике, джазу, эклектике), в отличие от консервативных индивидов.

Взаимосвязь музыкальных предпочтений прослеживается с интроверсией и экстраверсией. Экстравертам нравится счастливая социальная музыка (хип-хоп, рэп), интровертам предпочтительнее классическая и рок-музыка. При этом интроверты меньше прослушивают музыку, а экстравертам нравится слушать музыку как фон.

Благожелательные люди от прослушивания музыкальных творений получают массу положительных эмоций, что совсем не свойственно людям с противоположными чертами характера.

============================================

Присоединяйтесь в мой ТГ канал: https://t.me/stroganovmusic

Мои музыкальные проекты (ссылки на все стриминги и соцсети):

A. Stroganov (Organic House, Tribal House) https://band.link/strgnv
Red Nuts (Breaks, Dubstep, Bass) https://band.link/rnts
Scabrous Cat (ChillHop, LoFi, Lounge) https://band.link/scat
Invisible Warrior (Trailer, Cinematic, Ambient) https://band.link/inwarr

Спасибо за ваше время и внимание. До скорых встреч!