Пять монстров-прототипов из СССР
Советская промышленность богата интересными разработками, которые буквально опережали свое время. К сожалению, многие проекты были созданы лишь в одном экземпляре или просто закрыты. А зря, ведь гигантские машины для различных целей могли стать настоящим прорывом и стали бы уникальными даже в наше время! Здесь расскажем об огромных машинах эпохи СССР.
Самоходная атомная станция
Необычное решение попало в разработку еще в середине 50-х. Перед советскими инженерами была поставлена задача – решить проблему с электропитанием военных и гражданских объектов, расположенных на Крайнем Севере и иных труднодоступных местах. Гусеничный вездеход ПАЭС и стал решением.
Эта гигантская машина размером с дом являлась передвижной атомной станцией ТЭС-3. Ее создавали, ориентируясь на тот же опыт, что и при разработках ядерных реакторов для атомных ледоколов. Обеспечение электричеством происходило за счет двухконтурного водяного реактора.
Военная электростанция «Памир»
Под названием ПАЭС также разрабатывался исключительно военный колесный вариант, получивший название «Памир». Он отличался более компактным одноконтурным реактором, основанном на теплоносителе тетраоксид диазота, при работе гигантская машина выдавала 5 мВт тепла и 630 кВт электричества. Именно токсичность теплоносителя стала одной из причин трагедии – во время испытания погиб сотрудник во время утечки вещества. А ведь для обслуживания станции требовалось не менее 28 человек! Всего вышли в свет две такие установки, но, невзирая на удачные испытания, проект решили закрыть. Еще одной причиной такого решения стала Чернобыльская катастрофа.
Вездеход ГАЗ-69
В начале 60-х в Советском Союзе вовсю кипела работа над секретными проектами автомобилей. В ход шли даже снегоходные фрезерные движители, оборудованные опорными лыжами, причем по техническим характеристикам аналогов таким конструкциям не было нигде за рубежом. Так появилась серия ГАЗ-69 для различных целей.
Вариант с узкими металлическими колесами, напоминающими шестеренки, был предназначен для покорения снежной целины. Интересно, что такой ГАЗ имел настолько высокую проходимость, что комфортно чувствовал себя даже на тех участках, где застревали вездеходы на гусеничном ходу. Гусеничный вариант тоже был, он выпускался в 1956-1973 годах. На его основе позже были созданы военные, почтовые и милицейские автомобили. Ну а если вы любите экстремальную езду, сейчас можно и на вторичном рынке поискать нечто подобное. Здесь предлагают немало вездеходов или снегоболотоходов.
Самосвал НАМИ-0143СХЗ
В химической промышленности 60-х годов возникла острая необходимость в большом самосвале. С такой заявкой выступил Сакский Химический Завод в Крыму. Разработать проект взялись инженеры НАМИ, основываясь на конструкции Урал-375.
Итогом стал настоящий исполин, оснащенный сочлененной рамой и десятью пневмокатками. Такие «колеса» легко проходили по илистой почве, а сам самосвал успешно эксплуатировался на протяжении 15 лет.
Многоколесный МАЗ-7907
МАЗ славится большим количеством многоколесных моделей, но модель 7907 стала единственным в мире тягачом, имеющим 24 колеса. Прототип был сделан в единственном экземпляре, он должен был служить платформой для перевозки пусковой установки РК «Целина-2».
Однако, такого монстра с длинной в 28 метров можно было использовать и для других нужд. Например, в середине 80-х на МАЗ-7907 успешно перевезли целый теплоход. Оборудована машина была двигателем от танка, но на вооружение грузовик так и не взяли. Единственный экземпляр сегодня сохранился на Минском заводе, он однозначно вписал себя в историю советского автомобилестроения.
#монстркары