Найти тему
Полянский Виталий

"Встреча на Старом Арбате"

Встреча на Старом Арбате.

(Утро выходного дня. Московское метро, станция «Арбатская», из электропоезда выходят люди, на эскалаторе слегка сталкиваются парень с гитарой в чехле и девушка со скрипкой.)

Молодой человек: - Извините, девушка!

Она: - Ничего, я уже привыкла!

(едут на эскалаторе)

Он: - К чему привыкли?

Она: - К толчее, толкотне, давке, к тесноте в транспорте, в общежитии, в столовых, супермаркетах. Одно слово «Москва». Здесь это в порядке вещей.

Он: - Но я прошу прощения не за всю Москву, а конкретно за себя.

Она: - Принято! А за переживания отдельное спасибо!

Он: - Вы случайно не на Арбат?

Она: - Судя по вашему инструменту, вы тоже!

Он: - Да, сегодня мой дебют. Буду петь, надеюсь, благодарной публике свои душевные песни. А вы?

Она: - У меня тоже первое выступление. Правда, я очень сильно рискую: если кто в консерватории узнает, будут большие неприятности. У нас это не приветствуется.

Он: - Позвольте, мадемуазель, перед началом рабочего дня угостить вас чашечкой кофе: вдруг восторженные москвичи и гости столицы несколько часов к ряду удостоят нас своего внимания, мы рискуем умереть от жажды!

Она: - Если придерживаться правил приличия, то я должна сказать: «Нет, ну что вы?» или «Это ни к чему! Я уже завтракала!» А если честно, ужасно хочу чашечку горячего кофе. Кстати, меня зовут Вероникой и можете… можешь обращаться ко мне на «ты».

Он: - Артем! Вот это кафе, думаю, вполне подойдет.

(усаживаются за столик)

Он: (в сторону барной стойки)

- Два кофе, пожалуйста!

Она: - А ты где учишься, галантный юноша с гитарой?

Он: - Студент третьего курса журфака МГУ!

Она: - Будущая акула пера! Журналистские расследования, репортажи с места событий, шокирующие подробности, разоблачения, интервью со «звездами»!

Он: - Пожалуй, это не мое. Скорее, заметки о повседневной жизни провинциального городка, встречи с простыми людьми, беседы о насущном.

Она: - А ты почему на Арбат вышел? Для души или денег заработать?

Он: - Денег заработать: хочу девушку в ресторан пригласить: свечи там, шампанское, столик в углу…ну и все такое!

Она: - Предложение сделать или соблазнить?

Он: - Не то и не другое. Хочу закатить праздник прощания с мечтой, с девушкой, в которую был безнадежно влюблен два года. Она невероятно красива, безумно хороша, самоуверенна; коренная москвичка с огромными амбициями, бескрайней самовлюбленностью, с обеспеченными до неприличия родителями и четко выстроенными планами на жизнь, в которую я не вписываюсь, хотя ей очень нравится со мной общаться.

Она: - Если тебе так ясно и понятно, к чему все это? Зачем терзать себя последней встречей?

Он: - Не знаю. Уж так я устроен с детства: придавать своим поступкам и решениям какую-то торжественность, этакий наносной романтизм с трагическим оттенком, заскорузлой сентиментальностью.

Она: - Романтично, но печально и, наверное, дорого!

Он: - Ну а тебя, дитя консерватории, что сподвигло на уличное выступление?

Она: - Все та же банальная нехватка денег, вернее полное их отсутствие. Бабушка с мамой вчера выслали денег на этот месяц, а у меня их по дороге в общежитие вытащили, даже не заметила, как и где. Всю ночь прорыдала, дура, недотёпа. Они на всём экономят, бог знает, как питаются и в чем ходят, лишь бы Вероничка училась в Москве. А Вероничка – растяпа! Никогда себе не прощу!

Он: - А знаешь, быть может, эта потеря сберегла тебя от чего-то более серьезного: от несчастья, болезни, какой-либо трагедии?

Она: - Ну если так, то надо продолжать жить. Быть может, ты и прав, будущий спецкор газеты «Вечерний Волгоград».

Он: - Тогда уж «Вечерний Ставрополь». Я из Ставрополя. Есть такой краевой центр на юге России.

Она: - Я знаю! Артем, спасибо за кофе! И за душевную беседу! Пойду подыщу подходящее место! Пока!

Он: - Рад был знакомству. Если что, я буду играть в самом начале улицы!

(Они расходятся, проходит два часа, девушка играет на скрипке, у ног раскрытый футляр, в футляре несколько купюр и куча монет, ее взгляд устремлен в землю, ей видны ноги прохожих и футляр. Вдруг в него падает букет цветов. Она останавливается и поднимает удивленные глаза. Перед

ней – Артем)

Она: - Это мне?

Он: - Ну не футляру же от скрипки?

Она: - А где же твоя гитара, рыцарь дня?

Он: - За ней знакомый художник присматривает. Мы с ним два часа назад познакомились.

Она: - Ты уже заработал на романтический ужин?

Он: - Я тут подумал: ты права – ни к чему эта романтическая дурь. Обойдусь без погребальной церемонии.

Она: - А почему здесь?

Он: - Пришел узнать, как твои дела. Ника, сыграй, пожалуйста, свою любимую. Так хочется скрипку послушать.

Она: - Я грустную музыку люблю!

Он: - Я тоже

(Она начинает играть. Он вдруг становится рядом и под музыку начинает читать Иннокентия Анненского «Смычок и струны».

Какой тяжелый, тёмный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег

Два желтых лика, два унылых...

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

"О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?"

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

"Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? довольно?.."

И скрипка отвечала да,

Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих,

А в скрипке эхо все держалось...

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил

До утра свеч... И струны пели...

Лишь солнце их нашло без сил

На черном бархате постели.

Собирается толпа, после завершения раздаются аплодисменты, многие оставляют деньги)

Она: - Обожаю Анненского, впрочем, как и большинство поэтов Серебряного века. А ты классно читаешь стихи!

Он: - Ника! Я на листе блокнота записал свой телефон – так проще: если захочешь, обязательно позвони, а нет – можешь выбросить или потерять.

(Артем медленно уходит, проходит десять-пятнадцать метров, раздается звонок, берет трубку, слушает и улыбается, поворачивается и видит стоящую вдали с телефоном Нику.)