Найти тему
Михаил Мордасов

Как создать онлайн-курс?

Как создать онлайн курс если вы автор, начинающий продюсер или человек, который ничего не понимает в онлайн образовании, но очень хочет сделать свой первый курс.

В этой статье подробные, пошаговые инструкции. С чего начать, какую команду собрать, какие нужны дополнительные материалы и люди. Все это и даже больше!

Четыре основных этапа из которых состоит весь процесс создания онлайн-курсов:

- предпродакшн

- продакшн

- пост-продакшн

- тест

Вы спросите, к чему четвертый пункт, ведь после пост-продакшена, казалось бы, выкладывай, запускай пользователей, но четвертый пункт — это самый главный этап.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - ПРЕДПРОДАКШН.

Предпродакшн должен быть самым главным для всех разработчиков, продюсеров, для всех, кто собирается делать классный курс, потому что именно на этом этапе вы будете думать:

  • кто у вас в команде будет заниматься всеми «кусками»?
  • что именно вы будете делать?
  • для какой аудитории?
  • как именно вы будете это делать?

Итак, четыре вопроса, кто, что, для кого и как. Разберем каждый из них.

Первое и самое основное - это собственно вопрос:

«Что это за аудитория, с которой вы хотите поработать и для кого вы собираетесь создать максимально возможный результат?»

Как только у вас получится ответить себе на этот вопрос всё остальное будет складываться в более понятный и простой пазл.

Если говорить о своей аудитории чаще всего совершают ошибку, пытаясь создать курс для всех, для новичков, для продвинутых, для середнячков, для супер мега экспертов и это большая ошибка. Поэтому для начала определитесь для какой именно по уровню понимания аудитории вы делаете.

Для того, чтобы понять для кого вы делаете свой продукт, классно представить образ вашего идеального клиента и вашего идеального пользователя, слушателя, студента, найти его, а лучше с десяток и пойти с ними поговорить и тогда вы узнаете тучу нового.

Собственно, второй блок и что вы собираетесь делать?

Для того чтобы понять какой курс вы делаете, нужно сформулировать образовательный результат, то есть какое именно знание или навык разовьет в себе человек после того, как познакомится, повзаимодействует с вашим курсом. Как только вы сформулируете результат, к которому придет ваш ученик.

Следующее что вам нужно сделать, понять общий объем курса, потому что именно здесь ломается часть авторов, экспертов и продюсеров. Хочется запихнуть всё, что вы знаете в один маленький, но очень большой курс.

Поэтому попробуйте на следующем этапе обрезать всё, что не нужно, потому что вы должны понимать свою целевую аудиторию и тот объем знаний, которые вы хотите им передать.

-3

Зафиксируйте это в документе, обычно это называется архитектура вашего образовательного продукта. В нем есть куча нюансов. Сейчас не будем погружаться, но основное что вам нужно, это сформулировать образовательный результат и объем, с которым вы к этому результату пойдете.

Третий блок, как же вы будете делать?

Базовая архитектура начинает разбиваться на тематические блоки. Большой образовательный результат, большое итоговое знание или большой навык, который вы хотите создать у своих участников, вы начинаете разбивать на отдельные полочки, ступенечки и каждую из этих ступенечек разбивать на отдельные уроки, таким образом собирается скелет курса.

-4

На этапе предпродакшена вам супер важно определиться с объемом и примерным тезисным и тематическим планом. На этом этапе вы посмотрите, какое количество блоков информации вы хотите передать и пройти со своими студентами, прикинете количество уроков в каждом блоке и объём информации, которую вы собираетесь отдавать в каждом блоке. Чем более детально уже сейчас вы сможете прописать, тем проще вам будет на этапе продакшена производства того самого контента, потому что, вы заранее продумайте всю «внутрянку» своего курса, все темы, блоки, подводки, всё что там будет внутри.

Но не увлекайтесь, потому что есть еще одна ошибка, когда люди начинают детализировать каждое слово. Архитектура эта архитектура, это не построенный дом. Сейчас вам важно определиться с общим планом того, что вы будете рассказывать. Результатом этапа предпродакшена становится вводный базовый документ, который обозначает границы курса. Это та самая базовая определенность, без которой сдвинуться дальше и добежать до результата Очень сложно.

Ну и наконец завершается блок «как?»,

попытки выбрать инструменты, ту платформу, систему, то пространство куда вы, собственно, хотите свой курс положить, где с ним будет сталкиваться ваш студент. О ВЫБОРЕ ПЛАТФОРМ ПОДРОБНО ПИСАЛ В ЭТОЙ СТАТЬЕ

-5

И последний, самый важный момент, команда с которой вы будете это делать.

Вы точно не сможете сделать всё сами, посмотрев на архитектуру продукта, поняв объем. Выпишите людей, которые вам скорее всего помогут сделать этот курс. Это могут быть дизайнеры, монтажеры, в основном это:

  • авторы, эксперты,
  • люди, которые помогут вам с визуальной частью, а это возможно оператор или тот, у кого возьмите технику,
  • звук
  • и вся та команда, которая скорее всего будет вас поддерживать в процессе создания этого продукта.

Важно помнить, что онлайн-курс — это такой комплексный пирог. Его сложно испечь одному, а если вы всё-таки согласитесь с собой, договоритесь печь его в одиночку, то внутри этого процесса вам в любом случае нужно будет «одевать на себя разные шапочки». Онлайн-курс делают люди из разных ролей. Важно понять, что ролей несколько и какие-то из них вы будете отдавать наружу другим людям, а какие-то сохранять за собой, и вот про это нужно подумать на этапе предпродакшена. Это позволит вам более корректно спрогнозировать и сроки, и соответственно деньги, которые понадобятся для того, чтобы курс случился.

-6

И последний, самый важный момент, команда с которой вы будете это делать.

Вы точно не сможете сделать всё сами, посмотрев на архитектуру продукта, поняв объем. Выпишите людей, которые вам скорее всего помогут сделать этот курс. Это могут быть дизайнеры, монтажеры, в основном это:

  • авторы, эксперты,
  • люди, которые помогут вам с визуальной частью, а это возможно оператор или тот, у кого возьмите технику,
  • звук
  • и вся та команда, которая скорее всего будет вас поддерживать в процессе создания этого продукта.

Важно помнить, что онлайн-курс — это такой комплексный пирог. Его сложно испечь одному, а если вы всё-таки согласитесь с собой, договоритесь печь его в одиночку, то внутри этого процесса вам в любом случае нужно будет «одевать на себя разные шапочки». Онлайн-курс делают люди из разных ролей. Важно понять, что ролей несколько и какие-то из них вы будете отдавать наружу другим людям, а какие-то сохранять за собой, и вот про это нужно подумать на этапе предпродакшена. Это позволит вам более корректно спрогнозировать и сроки, и соответственно деньги, которые понадобятся для того, чтобы курс случился.

-7

Записи производства вашего видео.

Здесь важная оговорка. В зависимости от того ресурса, с которым вы будете заходить в этот процесс, можно смело сказать, что записать можно и на веб камеру своего ноутбука. Просто сесть, взять себе петличный микрофон, сесть перед камерой и снять весь материал. Если вы крутой спикер или ваш спикер, автор очень крутой, вполне возможно этого контента будет более чем достаточно для того, чтобы это было вовлекающе, классно, интересно, ну да, картинка будет так себе. Но если вы рассматриваете вариант со студией, то важно подумать, съездить в эту студию заранее, посмотреть на оборудование, понять, нужны ли вам отдельные люди которые будут вместе с вами в процессе.

И ещё один вариант не дома и не в студии, а в другой студии, где уже всё стоит. Спикер приходит включает свою презентацию, видит ее перед собой, и при этом перед ним большое стекло, на котором можно рисовать, выводить куски и презентации, и по сути такой формат не потребует от вас очень большого монтажа, очень длительного, но картинка конечно будет чуть хуже или значительную хуже, как скажут крутые операторы и монтажёры, но напоминаю, что очень много контента смотрится именно на мобильном телефоне или на ноутбуке, и это значит что вам картинка в 4k для вашего онлайн курса скорее всего не понадобится.

-8

Поэтому идите на этапе записи от позиции как мне будет проще и быстрее создать тот продукт, который я хочу.

Я считаю, что качественно структурированный контент и хороший звук оказывается более важным, чем идеально выверенная картинка. Да, но не забудьте важный момент перед съёмками, ваш спикер должен выспаться, быть в хорошем настроении, желательно попить водички, позавтракать хорошо и очень вкусно, чтобы в кадре он выглядел весело, бодро, задорно. ПОДРОБНО ПРО 11 Ошибок в СОЗДАНИИ КУРСА ПИСАЛ ЗДЕСЬ

Третий блок пост продакшн.

На этом этапе у вас скорее всего возникнет мысль: «о боже, откуда так много всего этого материала куча видео, текстов, картинок, я же хотел сделать маленький курс, я же хотел для новичков сделать маленькую просветительскую штуку». Но не переживайте, возможно весь материал вам не понадобится.

Важный момент! На этапе постпродакшена, чаще всего говорят о работе с видео, но забывают обо всем остальном. Но этот кусок оставим профессионалам, так как я не специалист по монтажу и цветокоррекции. Они расскажут как сделать крутую цветокоррекцию, выровнять звук, сделать перебивки, но то о чем чаще всего забывают это пересмотреть материалы и объем, потому что чаще всего люди сталкиваются с тем что оказалось сильно больше, чем я планировал и поэтому пункт номер один, посмотрите свою архитектуру которую вы для себя собрали на первом этапе, на предварительном этапе.

-9

Базовая рекомендация по контенту следующая:

  • Для одного тематического блока желательно брать не более двух, трех, четырех уроков.
  • В каждом уроке у вас должна быть теория и немножко практики.
  • На каждый тематический блок, у вас должно появиться хотя бы одно проверочное задание, проверка, тест, а для всего остального, что не умещается в этот блок, есть отличное место, которое называется, дополнительные материалы для самых-самых въедливых и кто хочет еще почитать.

Ещё две вещи на этапе постпродакшна я хотел бы вам подсветить.

  • Первое и не самое очевидное - это материал. Поскольку мы проговорили, что материала у вас будет много, а когда речь заходит про видео это гигабайты контента, вам будет полезно подумать, как же вы физически этот объем контента доставите до вашего монтажёра. Особенно если он находится в другом городе. Можно подумать про облако или пересылку жесткого диска если вы совсем наработали дофига.
  • Вторая часть это про платформу - куда именно вы планируете заливать уже готовые видео, каким образом организуете этот процесс, кто и как будет делать дизайн итогового курса. Про это тоже будет полезно подумать на этом этапе.

Самый важный, четвертый и кстати самый неочевидный, эта история про предварительное тестирование.

-10

Когда мы говорим о тесте, люди часто думают «окей, я сейчас запущу первую группу, посмотрю какая там обратная связь». Так тоже можно, но я рекомендую перед тем, как вы отдадите реальным клиентом свой курс, возьмите десятерых людей, которые вы точно знаете заинтересованы в этой теме и хотели бы учиться, отправьте их в пилотный месяц-полтора, дайте им ограничение в 3 недели, пускай смотрят всё, что у вас есть и дадут вам по максимуму обратной связи по заранее подготовленной форме обратной связи.

Таким образом у вас появится возможность перед официальным запуском, внести те изменения, которые вам казались неочевидными, но пользователь сказал: «вот здесь есть засада, здесь не очень хорошо сделано, а вот здесь непонятно».

Про что важно подумать с точки зрения инструментов обратной связи

  • Они точно должны быть и должны быть удобными для вашего пользователя;
  • Позаботьтесь о том, как будете структурировать эту обратную связь, потому что, если вы скажете 10 лояльным пользователям: «пожалуйста, расскажи мне что не так с моим продуктом и что в нем нужно улучшить?», вы с высокой долей вероятности получите просто не то описание, если она будет не структурирована в какие-то ключевые категории и обработать это будет супер сложно.

Что важно будет спросить у ваших пользователей в обратной связи:

- все ли понятно в инструкции к домашним заданиям?;

- не слишком ли много контента в каждом уроке?;

- не слишком ли мало контента каждом уроке, или где-то вообще не хватило?;

- и самая важная штука, вам нужно уточнить у своих первых пилотных пользователей, они за такой продукт готовы были бы платить. Если нет записать все очень подробно, а почему нет, и чтобы было бы круто изменить, чтобы этот продукт стал более ценным.

Здесь всегда будут за и против, кто-то будет говорить больше, кто-то будет говорить меньше вам важно фокусироваться на теме, что нужно поменять чтобы за этот продукт хотелось бы платить еще больше.

Как и с любым проектом, делая онлайн курс, нужно задать себе сроки, сколько именно вам кажется адекватным:

- на создание архитектуры

- на предпродакшн

-на продакшн

- на постпродакшн

- на тест

Я не смогу вам сказать точные сроки именно для вашего продукта, потому что сроки могут быть очень разными, но, когда вы будете готовиться, пожалуйста позаботьтесь о том, чтобы появился календарь, без него онлайн курс не случится никогда.

-11

Лучше уложиться в своем пилотном продукте в два месяца. Даже если вы на две недельки выйдите вперед, ничего страшного, но если вы будете делать эту работу больше чем два месяца, есть вероятность, что не сделаете его никогда. Поэтому ориентируйтесь на два месяца. Лучше быстрее и ничего страшного, или чуть дольше.

Можно сколько угодно думать и фантазировать про свой онлайн-курс, но самое важное, что можно сделать это пойти и черт побери его сделать. Поэтому я бы хотел пожелать вам удачи и вне зависимости от того понравится вам первый результат или нет и когда он получится - это будет большим продвижением вперед.

И да, кстати это не так сложно, как кажется. Самый первый мой онлайн-курс мы записывали реально с ноутбука, реально одним спикером и петличкой. Он был не супер, но ничего такой. До сих пор люди смотрят 😊

Всем пока!