Найти тему

Rolls-Royce сделал скачок к экологической авиации. СССР совершил такой же в 1988-м

Оглавление

Компания Rolls-Royce провела испытания своего водородного двигателя. Она довела его до состояния максимальной взлётной тяги, что соответствует уровню, нужному для эксплуатации. Это большой шаг к "зелёной авиации". Однако подобный прорыв делал СССР еще в 1988-м году, но потом испытания забросил и британцам пришлось "изобретать велосипед" спустя 35 лет. Правда, специалисты считают водородное топливо проектом, не имеющим права на жизнь.

Водородный двигатель Rolls-Royce / easyJet
Водородный двигатель Rolls-Royce / easyJet

Водород вместо керосина

Rolls-Royce сообщил 26 сентября, что двигатель Pearl 700, который работает на 100% водородном топливе, успешно прошел один из ключевых этапов испытаний. Инженерам удалось добиться максимальной взлётной тяги, как подчёркивается в релизе, этот показатель приведен в идеальное для эксплуатации состояние.

Компания назвала результаты испытаний невероятным достижением, исходя из того, сколько времени было затрачено на разработку двигателя.

"Это ещё один шаг на долгом пути к отказу от ископаемого авиатоплива, намеченного на середину 2030-х годов", - говорится в заявлении Rolls-Royce.

Первые испытания водородного двигателя Rolls-Royce проводила в ноябре 2022-го года совместно с компанией EasyJet. После этого дорабатывали топливные форсунки, камеру сгорания и сопло. Новые детали рассчитаны на более высокие температуры, чем в обычном двигателе, так как горючесть водорода выше, чем керосина.

Судно на биотопливе / Maersk
Судно на биотопливе / Maersk

К чему это всё?

Западные авиакомпании, в первую очередь европейские, сейчас заинтересованы в подобных двигателях. Дело в том, что Европарламент 14 сентября 2023-го года принял закон об экологичном топливе к 2050-му году. Подчиняться ему будут обязаны все аэропорты Евросоюза и поставщики топлива.

Суть новшеств такова: к 2050-му году 70% всех авиаперевозок должны совершаться на экологичном топливе. Речь, конечно, идёт не только о водороде. Депутаты ЕС разъяснили, что в "зелёное" понятие входит, среди прочего, топливо из водорослей, синтетическое топливо, топливо из животных жиров.

Не только в авиации, конечно, мода на всё "зелёное". Недавно, например, датские судостроители из Maersk выпустили в море первое судно на биотопливе. Оно вырабатывает на 100 тонн углекислого газа в день меньше, чем обычный дизельный двигатель.

В полете Ту-155 с двигателем НК-88, 1988 год
В полете Ту-155 с двигателем НК-88, 1988 год

В СССР уже обо всём позаботились

Прорывной проект Rolls-Royce напоминает советский эксперимент с двигателем НК-88. 15 апреля 1988-го года испытательные полёты начал Ту-155 на водородном двигателе. Испытания прошли успешно. Затем, в 1989-м, пробовали летать на сжиженном природном газе и тоже получилось.

Далее речь зашла о модификациях, началась работа по опытному образцу Ту-156 (155-й был, всё-таки был, по сути, лабораторией) с двигателем НК-89. Он должен был полететь в 1997-м году, но страны-разработчика не стало.

ТУ-156 с двигателем НК-89 на газе
ТУ-156 с двигателем НК-89 на газе

Криогенный двигатель (для водорода) хотели ставить на Ту-136 (Он же Ту-134, но с криогенным двигателем). Дальше планировался пассажирский Ту-206 на 210 пассажиров.

"На нём был впервые в мировой авиации установлен двигатель на водородном (а позже - на газомоторном) топливе, который был разработан самарским конструкторским бюро Н.Д.Кузнецова при участии фирмы Туполева, ГИПХ и других научных организаций. Благодаря сочетанию авиационных и космических технологий тогда в этом вопросе мы опережали весь мир на десятки лет. А затем, как, например, с "Бураном" и Як-141 объявили всему миру мир и просто всё забросили. Говорят, документация затем всплыла в Airbus", - рассказывает руководитель АНО "ЦРТТ" Алексей Рогозин.

У Airbus есть три концепции перспективного лайнера на водородных двигателях – ZEROe.

"Проблемы здесь две: как его (жидкий водород – прим. ред.) добыть и как обезопаситься от него. Во-первых, энергоемкость производства топлива из жидкого водорода очень высока. Имеет смысл его добывать с помощью, например, гидроГЭС, но это экономически невыгодно. При этом водород очень горюч, а его надо будет перевозить, хранить в аэропортах. В итоге будем все сидеть на бомбе и каждый день бояться утечек. Эта история (Роллс-Ройса – прим. ред.) похожа на показуху в силу непродуманных законопроектов", - считает директор Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детёнышев.

Забота об экологии точно также достигается за счёт электродвигателей или двигателей на метане. Это перспективнее и экономичнее, а заводы по переработке и предприятия по добыче водорода нанесут еще больше вреда экологии, чем будет нивелировано использованием "экологичных" двигателей в авиации, считает эксперт.

Олег Дилимбетов