Творческий путь керамиста Михаил Врубель начинает в имении Саввы Мамонтова- Абрамцево. Здесь он творит свои первые шедевры из майолики (обожжённой глины, расписанной глазурью).
Керамика вызывала интерес у Врубеля, поскольку этот материал давал ему возможность создавать различные декоративные эффекты, "ощущать" форму.
У Врубеля всегда был ярко выражен интерес к русской народной мифологии, поэзии и мистике. Поэтому большинство работ выполнено в неорусском стиле. Но с вкраплениями средневековья, древнего Египта и крито-микенского искусства.
Одним из стимулов в обращении художника к «изобразительному фольклору» была музыка Н.А. Римского-Корсакова. Врубеля в творчестве этого композитора привлекала поэзия водной стихии, запечатленная в оркестровой фактуре.
К числу специфических черт его керамики можно отнести экспериментирование с глазурями и люстровым покрытием (обладающим металлизированными цветными бликами) и некоторую грубость форм (за счет рубленых граней).
Одной из выдающихся работ считается керамическое панно «Микула Селянинович и Вольга», созданное для облицовки камина.
Изображён момент разговора двух богатырей. Микула Селянинович-пахарь, олицетворяющий русский народ и силы всей земли. Князь Вольга-воин, обладающий хитростью и способностью понимать птиц и животных, олицетворение грозовой тучи.
Композиционное решение построено на противопоставлении двух фигур, которые символизируют различную природу, противостояние Европы и Руси. Это поддерживается и цветом.
При создании камина Врубель отказался от традиционной облицовки изразцами. Он собирал камин, словно пазл из крупных, фигурных кусков. А соединения между ними оформил выразительной объемной линией.
В построении фигуры Микулы прослеживается влияние Египта, голова его в профиль, а торс в фас. Всё это подчеркивается плоскостностью цвета, который расположен четкими лаконичными пятнами.
А знакомы ли вы с этой стороной творчества Врубеля?