В прошлой части нашего сериала, посвященного советским вокально-инструментальным ансамблям,
мы попытались показать, что исполнение обработок народных песен вовсе не делало их музыку «фолк-роком». Сегодня мы приведем еще несколько примеров в этом плане.
Филармонические ВИА из среднеазиатских республик СССР очень активно работали над «скрещиванием» своего национального музыкального фольклора с современными ритмами. И раз уж оказалось упомянутым слово «ритм», то и начать следует с туркменского ансамбля Гунеш,
музыка которого представляла собой жгучую смесь восточных мотивов с прог-роком и во многом опиралась на виртуозную игру ударника Рифата Шафиева:
Ютуб-канал BestDrummerShow
Одна из первых бит-групп, появившихся в Средней Азии — Дос-Мукасан, была создана в середине шестидесятых годов в Алма-Атинском Политехническом институте, а начале семидесятых стала первым в Казахстане профессиональным ВИА. Ранние записи ансамбля по звучанию были очень похожи на музыку ленинградских Поющих Гитар (не могу удержаться, чтобы не выложить одну из записанных Дос-Мукасан в то время замечательных инструменталок:
Ютуб-канал Zamzajan
Казахстанцы и в дальнейшем не заморачивались поиском своего особого стиля, играя незатейливый мэйнстримовый поп-рок. В таком ключе они обрабатывали и народные казахские песни, как, например, «Кыздарай!» (Эй, девушки!):
Ютуб-канал THESWUK
В том же направлении работал и знаменитый (и не только «Уч-Кудуком» и «Последней поэмой») ВИА Ялла из Узбекистана. Но иногда в свои композиции Фарух Закиров и Ко вплетали элементы прог-рока и даже харда, как например в этом их прочтении узбекской народной песни «Гайра, гайра» (Отчаяние):
Ютуб-канал Aziz Saliev
А вот ВИА Гульшан из Душанбе весьма удачно «вписал» таджикскую народную песню «Эй, санам!» в стилистику диско (думаем, аналог будет сразу опознан):
Ютуб-канал Ruf Heart
В закавказских республиках СССР, как мы уже как-то отмечали в нашем «сериале» про советский хард-рок,
в особом почете был джаз. Вполне естественно, что музыканты многочисленных местных ВИА, берясь за адаптацию фольклорной музыки Кавказа к современности, в большинстве случаев делали это в джаз-роковом ключе. Приведем несколько характерных примеров.
Вот так ансамбль Крунк, созданный еще в середине 60-х годов при Ереванской консерватории, обработал армянскую народную песню «Марал»:
Ютуб-канал Рок Энциклопедия
А ВИА Севиль, сформированный в самом начале 70-х годов при Гостелерадио Азербайджанской ССР, интерпретировал национальный фольклор в почти чисто джазовом ключе, с самым минимумом «более современных» элементов, что не удивительно, поскольку он был образован путем слияния женского вокального квартета с джазовым ансамблем блистательного пианиста Вагифа Мустафа-заде. Вот как в исполнении музыкантов Севиль звучала азербайджанская народная песня «Сурьма для черных бровей»:
Ютуб-канал AZTV
Тем, кто будет смотреть этот ролик, рекомендую где-то 1:48 промотать, всё это время там мужик треплется. БиС
Для представления Грузии, где работало несколько десятков профессиональных ВИА, и почти все из них делали обработки народных песен, мы по ряду причин выбрали ансамбль 75, которым руководил Роберт Бардзимашвили. Во первых, с ним сотрудничал и уже упоминавшийся чуть выше замечательный джазмен Вагиф Мустафа-заде, памяти которого музыканты ВИА-75 посвятили свой второй второй диск-гигант «Ритм радости», вышедший в 1981 году. А во вторых, это был действительно классный рок-бэнд, который, в частности, с успехом выступил на знаменитом фестивале «Весенние ритмы Тбилиси-80», на итоговом «двойнике» которого была представлена грузинская народная песня «Родина», сделанная в стиле классического джаз-рока:
Ютуб-канал #MelodiyaFujisawa Soviet Records preview
В общем, как мы видим, ничего похожего на «канонический» фолк-рок в обработках народных песен, которые делали наши среднеазиатские и закавказские ВИА, не наблюдается…
Продолжение следует.
Автор статьи - МЮ
Предыдущие материалы по теме "Советские ВИА":
Группа авторов, пишущих для дзен-канала "Рок на БиС", открыла ТГ-каналы о футболе и о политике. Заходите. Будем рады:
Наш медиа-партнер Радио "Выход":
Радио Выход приглашает: