Подготовила для вас небольшой циничный комикс с кратким рассказом про мое вчерашнее посещение главного арт-события Москвы - выставку современного искусства Cosmoscow.
1. VIQ (Very Important Queue)
В этом году организаторы тестируют новую площадку - Форум Экспоцентра, поэтому первый день, посвященный исключительно ВИПам, журналистам и коллекционерам превратился в весьма сюрреалистичную пробку.
Получать удовольствие от просмотра или общаться с галеристами, художниками и маршанами в атмосфере часа пика в метро практически невозможно. Полагаю, сегодня было не лучше..
Да, небольшая ремарка: Билеты на вчерашний предпоказ стоили по 30 000р.
2. Цензура в стиле Фурцевой
Мне тут попался рэп одного из известных многогранных художников - Павла Пепперштейна, где он довольно нецензурно рассуждает о том, что все современное искусство, которое мы имеем в открытом доступе, не имеет ничего общего ни с актуальными темами, ни с критикой, ни с отражением реальных мыслей.
И пусть мой перевод весьма вольный, но это действительно читается во всем - начиная от китайского автопрома, в лице спонсора, и заканчивая темой самих произведений.
3. Белое на белом все еще в моде
Как бы странно это не звучало, как в начале ХХ века господа Малевич и Дюшан задали тренд, так его и носят повсеместно.
По правде говоря, жаль. Лично мне хочется эстетики и глубины. Если сто лет назад все это было ново, странно, эпатажно, шокирующе, то сейчас это вызывает уныние. Какие бы смыслы не были нанизаны на пустой холст, все прекрасно понимают, что вопрос интерпретации - это работа слаженной команды пиарщиков.
4. Art Brut
Иначе говоря - искусство душевнобольных, введенное Жаном Дюбуффе в середине ХХ века. У нас, кстати, такая галерея есть, знали? А они знают, что значит это понятие?...
Психодел, (о котором я говорила тут:
уже противен. Правда. Смотреть как молодежь расширяет свое сознание под воздействием запрещенных препаратов противно. Либо я постарела, либо никогда не пробовала и поэтому не понимаю всей прелести кислотных оттенков на холсте и в желудке.
5. "Крик" уже не тот.
Ни вам дурки за спиной африканской маски, ни скотобойни, ни извержения вулкана в Индонезии. RIP, господин Мунк.
6. За выжженым настоящим нас ждет счастливое будущее аниме.
Пересаживайтесь на китайский автопром
* Курить вредно
* Пить тоже.
7. Citus Altus Fortus
Сразу всплывает ассоциация с запретным плодом. Подобная аллегория возникла в XIII веке и довольно распространена в Египте и Сирии.
Не знаю, что вкладывал автор в эти яркие образы, но захотелось сходить на фитнес, купить Уорхола и послушать Rolling Stones.
8. Мэтры.
На выставке представлены работы Злотникова и Пивоварова от галерей Винзавода. И если у первого все понятно и знакомо, то у Виктора есть довольно интересная работа "Поцелуй желтого квадрата". Хотя написана она в далеком 2008м, в нынешних реалиях она невероятно актуальна и очень спорна. Но размещать я ее тут не буду. Возможно, когда по выставке пройдутся цензоры, ярмарка ее тоже там размещать не будет. Но пока они, скорее всего, стоят в очереди (см. Пункт 1).
9. Искусственный интеллект.
Творчество этого "художника" выходит на первый план не только в сфере искусств. Это одновременно пугает и восхищает. Вот вам аналогия Боттичелли в прочтении нейросетей. И хотя, на первый взгляд кажется откровенной бессмыслицей, не с такой ли Европой мы имеем дело сейчас?
10. Неизбежность.
Утопические настроения можно прочесть в большинстве работ, но эта меня почему-то заворожила. У меня было коротенькое эссе про падающий бокал вина:
Представьте себе как на кафельный пол летит бокал с вином.
Эти доли секунды, предвещающие неизбежность.
Мы часто видим лишь «до» и «после», делаем свои выводы, анализируем причины, исправляем последствия, стараемся не повторять ошибок.
Мало, кто видит сам процесс падения, придаёт значение этим долям секунды. А ведь он прекрасен.
Капли замирают в невесомости, бокал вращается в свободном падении, вино переливается всеми цветами, вбирая в себя каждый блик. Этот момент полон экспрессии, свободы, независимости. В это мгновение неодушевлённые предметы становятся неуправляемыми, живыми.
Но самое прекрасное в этом - непредсказуемый результат. Есть «скорее всего», но нет точного ответа.
А главное, в эти доли секунды ещё живет надежда, что под бокалом пробежит кошка или стекло окажется очень прочным. Ведь есть же исключения из правил! Скажем, «жюри», «брошюра» и «парашют», хотя, казалось бы, что может быть суровей правил русского языка..
Вот эти мои размышления невероятно ассоциируются с представленной работой. И пока не произошло этого соприкосновения, секунды падения абсолютно прекрасны.
Ну и напоследок...
Все!